"Точкой отсчета" истории Нефтеюганска можно считать 1961 год, когда был получен первый фонтан нефти Усть-Балыкского месторождения. Вскоре Нефтеюганск стал третьим по значению городом Югры с населением более 100 тысяч человек. В 1990-е годы это была вотчина известной многим компании "ЮКОС", на место которой ныне пришла "Роснефть". И прогулка по Нефтеюганску заставляет задуматься: долгие годы вотчина мощнейшей в России нефтяной компании оставалась самым бедным и запущенным из "нефтеградов" Югры. Правда, и с приходом нового хозяина здесь изменилось немногое.
От Сургута в Нефтеюганск ходят маршрутки-экспрессы по заполнению (от автовокзала) - по мосту через Обь и далее через Обскую пойму. Нефтеюганск стоит за поймой, на берегу крупной протоки Юганская Обь, наискось от Сургута в 70 километрах от последнего. Путь на маршрутке занимает около часа, проезд стоит 120 рублей.
И только въехав в Нефтеюганск, забываешь, что находишься в Югре: взгляду открываются деревянные бараки, мрачноватого вида склады, запущенные улицы и фасады, заплеванные дешевой рекламой. Больше всего он напоминает молодые города Русского Севера, особенно республики Коми.
В принципе, видно, что по российским меркам город все равно очень богат и благополучен:
Но такого ощущения благополучия и уюта, как в Сургуте, здесь нет. Абсолютно никакой заботы о городской среде, и даже современная архитектура вся подчеркнуто функциональна и демонстративно безэстетична.
В одной из статей (наверняка "заказанной и проплаченной кремлем") приводились слова Ходорковского, бывшего фактическим хозяином города: "Зарплату людям повысить можно, но человек так устроен, что сколько ни повышай, все мало будет". В Нефтеюганске не покидает вопрос - а не за дело ли его посадили? Постройки и среда ЮКОСовских времен словно говорят: "Мне на вас плевать!".
Впрочем, "Роснефть" здесь все равно встретили в штыки. В последнее время в городе появилось несколько приличных зданий, но о том, при каких хозяевах они строились, судить не берусь. Скажем, Дом Культуры на набережной:
Имеется в городе и стандартный для Югры комплект храмов. Церковь Святого Духа в центре, у берега Оби:
И мечеть на противоположной берегу окраине, которую не могут достроить уже лет 10:
Храмы Нефтеюганска - тоже одни из самых примитивных в Югре по своей архитектуре.
В Нефтеюганск я ехал, думая, что там можно сделать пересадку в Ханты-Мансийск. Однако прибыв на автовокзал, расположенный в стороне от города (ехать на автбусе №5), рядом с полузаброшенным аэропортом, я узнал, что из Нефтеюганска в Ханты почти ничего не ходит - один рейс с утра, и один проходящий с вечера. В итоге пришлось выбираться через Пыть-Ях, где я еще три часа ждал маршрутку.
Впрочем, для меня посещение Нефтеюганска оправдал здешний "Нефтеюганский музей реки Обь", расположенный на улице Ленина - всего в 3 остановках от автовокзала.
Музей крошечный, больше похожий своей обстановкой на офис, и одновременно он служит и библиотекой, и научным центром. В музее всего 2 зала, но ради этнографического отдела сюда зайти стоит. Опять же, поражает радушие, с которым меня здесь приняли - с меня не взяли денег, а сотрудница оказалась бывалым этнографом, и экскурсия превратилась в разговор на близкие нам обоим научным темы.
Местная этнографическая коллекция посвящена двум хантыйским племенам - салымским и юганским ханты. Первые, как наиболее южные, испытали наиболее сильное русское влияние и ассимиляцию. Вторые пришли на эту территорию уже позже.
Предметы хантыйского быта:
Обстановка жилища:
Лодка и традиционный этнический пейзаж:
Хозяйственный лабаз:
Культовые атрибуты для Медвежьего праздника, когда ханты просили прощения у Хозяина Тайги за то, что убили его (у сибирских народов вообще были уникальные традиции согласия с Природой, и великим грехом считалось брать от Природы больше, чем надо):
Национальные костюмы:
Но главное сокровище музея - точная копия древнего (18 век) святилища Ай-Ега-Ики. Вместо своих слов приведу табличку:
Вот как это выглядит - показан как бы "иконостас", 6 изваяний духов-тонхов:
А вот как это выглядит на местности:
Храмами хантов и манси служили "священные амбары", внешне не отличающиеся от обычных. Но внутри располагалось то, что показано здесь.
Само собой, я расспросил сотрудницу и о судьбе подлинного святилища Ай-Ега-Ики, и оказалось, что он по-прежнему существует, хотя его хозяин давно умер. Оказалось, что в краю нефтяных вышек, растущих городов и шоссе по-прежнему идет изолированная от цивилизации таежная жизнь: ханты и манси по-прежнему обитают на стойбищах, живут охотой, рыболовством, продажей рыбы и даров леса, оленеводством. И в тайге все еще сохранилось множество святилищ. Но дорогу к ним искать бесполезно - чаще всего это неприметные амбары в чащах, куда добраться можно только по воде. Ханты и манси не водят чужаков к своим святынями, а найдя такой амбар самостоятельно, скорее всего, даже его не приметишь.
Помимо музея, мне в Нефтеюганске хотелось увидеть Пятак - место старого Усть-Балык, первые 5 зданий города, которыми были балки нефтяников. Увы, в музее меня постигло разочарование - оказывается, в прошлом году Пятак, служивший много лет гордостью Нефтеюганска и воспринимавшийся как местный кремль, был снесен! В музее об этом говорили с досадой и непониманием: их музей был готов музеефицировать балки, но власти уперлись - "развалюхи уродуют облик города".
Ныне там стоит вот что:
Я никогда не видел, что представлят собой настоящий балок, и возможно, купился бы на эти сооружения, если бы не знал. Но сомневаюсь, что купился бы на этот тот, кто на самом деле работал в тайге.
Набережная Оби и виды с нее на город:
Надпись на беседке гласит: "Нефтеюганск - город, рожденный нефтью". Интересно, задумывался ли автор этого слогана, как жутко звучат эти слова?
Последним городом моего Югорского путешествия будет Ханты-Мансийск, но о столице ХМАО позже, так как материала об этом городке у меня набралось на 3 поста.