К поездке начали готовиться еще с марта, пропуска на Рыбачий оформляли за месяц. А поехать получилось только в двоем на одной машине. Но маршрут был уже составлен, ничего отменять мы не стали, поехали вдвоем и взяли еще кота. Общее расстояние составило в итоге ровно 4000км, от Санкт-Петербурга до полуострова Рыбачий и обратно до Санкт-Петербурга. По срокам - 3.08.08 - 11.08.08
Часть I
3 августа Отъезд-трасса «Кола»- ночевка мурманская область у трассы.
В воскресенье, мы выехали из Санкт-Петербурга. И началось наше недельное путешествие на север. Наша цель – полуостров Рыбачий в Мурманской области.
Небольшой экскурс в историю и географию: Полуостров Рыбачий – это действительно край земли. Здесь расположена самая северная точка европейской части России. Естественно, Рыбачий – закрытая территория. Но сюда можно абсолютно легально попасть, запросив заранее соответствующее разрешение у пограничников. Мурманский погранотряд (183012, Мурманск, ул. Туристов, 28, войсковая часть 2173, тел. (8152) 682-108, 682-112).
Единственные, кому вход сюда до сих пор закрыт – это иностранцы. Раньше этот небольшой голый клочок суши, окруженный со всех сторон водой, был буквально нашпигован военными частями. До Норвегии, члена НАТО, рукой подать, да и все водные пути в наши северные порты идут мимо. Теперь все изменилось. Войска повыводили, оставшиеся части выглядят пугающе: мрачные обшарпанные бараки, разбросанные повсюду остатки техники. От Мурманска до Рыбачьего всего несколько часов пути. Но путь этот чрезвычайно интересен. Ландшафт меняется буквально каждые десять километров. Густые еще леса сменяются редколесьем, ему на смену приходят “северные карлики”, а еще севернее и они пропадают из вида. Жиденький кустарник можно найти только в низинках между скал, а повсюду доминируют мхи, лишайники и какие-то непонятно как тут прижившиеся травы, которые еще и умудряются здесь цвести. Это самая настоящая тундра. Только тундра не низкая и болотистая, а скалистая. Небольшие горные гряды идут через весь полуостров, образуя фантастический неповторимый рельеф. В долинах, если их можно так назвать, великое множество прозрачных озер, болотец, ручьев и речушек.
Однако Рыбачий известен не только своим географическим положением и необычайной природной красотой. Его имя навсегда вписано во все учебники истории нашей страны, и во многих семьях его упоминание вызывает слезы, а не приятные эмоции. Здесь почти три года шла так называемая “позиционная война”. Почему-то у нас не так много рассказывают о войне на Севере. Но бои здесь были не менее тяжелыми и важными. Полуостров Рыбачий “держал” и Мурманск и Архангельск, то есть весь лэндлиз. Поэтому стояли здесь насмерть. На одной стороне полуострова немцы, на другой – наши. Дорога на наши позиции проходила в аккурат перед немецкими. Перед выездом шоферы выпивали стакан, без него мало кто отваживался ехать. Если проскочил – считай заново родился. Стреляли почти в упор. К некоторым позициям подъехать на машине было вообще невозможно. Боеприпасы и все необходимое доставлялось ночью пешком. Носили штрафники. Если дошел живой – прощали сразу все грехи перед Родиной. Периодически Верховному Командованию переставала нравиться позиционная война, и оно требовало действий. Тогда солдат начинали поднимать из окопов и выбрасывать десантом с моря на голые, ощетинившиеся пулеметами и пушками скалы. Наступление захлебывалось, войска откатывались на прежние позиции, а сколько осталось лежать на камнях убитыми и ранеными, никто и не считал. Земля здесь до сих пор вся усыпана гильзами, осколками и неразорвавшимися минами. Перед тем как разжечь костер, местные всегда проверяют землю под предполагаемым кострищем. Случаи подрыва старых боеприпасов здесь не редкость. Здесь тундра, поэтому за шестьдесят лет земли наросло всего на штык саперной лопаты. Здесь время словно почти остановилось. Остались в первозданном виде построенные немцами дороги и укрепления, сохранились наши выложенные камнями окопы и мощные, прикрывавшие полуостров с моря доты. Остается только преклоняться перед мужеством людей, здесь воевавших, и помнить о том, что они сделали. (http://www.off-road.ru/tourism/polar-off.shtml)
Трасса Кола отмечена на карте, указателей много и потеряться очень сложно. Заправки в Ленобласти попадаются часто и проблем с инфраструктурой нет. Дороги это вечная беда, местами – совсем грустно, но идет ремонт трассы, и очень приятно ехать по новому гладкому асфальту. Аналогичная ситуация и в Карелии и в Мурманской области – идет ремонт, и половину полотна, а то и больше уже обновили, что приятно.После Петрозаводска цивилизации становиться все меньше и меньше. Заправочные станции встречаются, в основном, у развязок с дорогами, идущими на крупные населенные пункты. Бензин в Карелии безумно дорог АИ92 – 27.40 руб. Максимально увидели 27.70. Просто ахтунг. Причем в Мурманской области опять нормальные цены. Поэтому мы заправлялись там нечасто. Природный ландшафт необычный, даже местами красивый, хоть дорога и ведет среди болот.
В мурманской области болот уже меньше, больше леса, рек, озер и скал. Геройский план 18 часов до Мурманска мы воплощать не стали, мы везли с собой кота (тра-та-та, тра-та-та :) Его укачало, он много часов не ел и не пил, поэтому мы остановились и заночевали в машине.
4 августа Полярный круг – Мурманск – пропуска в погранотряде – КПП- Водопады Титовка – п-в Рыбачий.
Миновали Северный Полярный Круг. Здесь начинается Заполярье. Если по научному, то это земная параллель, отстоящая от экватора на 66.33 градуса. Это данность нашей солнечной системы. Так уж сложилось, что угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составляет именно 66.33. И эта вроде бы незримая линия на самом деле единственная из всех придуманных меридианов и параллелей, которая реально существует в природе. Именно на этой широте теоретически продолжительность дня или ночи бывает больше одних суток. Это происходит два раза в году. 22 декабря центр диска солнца здесь не выходит за линию горизонта – это называется полярной ночью, а 22 июня солнце касается горизонта своей серединой и опять поднимается вверх – это Полярный день. Чем севернее, тем длительность полярных дней и ночей возрастает. И, наконец, на Северном Полюсе ровно полгода длится ночь и полгода – день. Это в теории, на практике же существует такое понятие как Полярные сумерки. За счет линейных размеров Земли и Солнца и дифракции света в атмосфере Полярная ночь всегда короче Полярного дня. Ссылка http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1972
И вот перед нами Мурманск! Цивилизация, блин. Путь до Мурманска занял ровно сутки.
Петляя по городу, едем в погранотряд: Мурманский погранотряд (183012, Мурманск, ул. Туристов, 28, войсковая часть 2173, тел. (8152) 682-108, 682-112).
Несколько слов о достопримечательностях. Мы по Мурманску практически не гуляли – дожди и нелетная погода. Но вот несколько мест:
Военно-морской музей Северного флота Адрес: г. Мурманск, ул. Торцева, д. 15, тел. (8152) 22-14-45
Мемориал "Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны" (Алеша) Адрес: г. Мурманск, сопка Зеленый Мыс, район озера Семеновского
Музей истории Мурманского морского пароходства Адрес: г. Мурманск, ул. Володарского, д. 6, тел. (8152) 48-13-56 Режим работы: с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Мурманский областной краеведческий музей История края, быт коренного населения, экспозиция морского дна - сухой аквариум, геологическая коллекция, извлеченная с глубин от 100 м до 12 км при бурении Кольской сверхглубокой скважины. Адрес: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 90, тел. (8152) 42-26-79, 42-26-17 Режим работы: с 11.00 до 18.00, кроме четверга и пятницы
Мурманский океанариум Адрес: г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 2, тел. (8152) 31-58-84, 31-35-42 Режим работы: сеансы в 11.00, 14.00 и 17.00, кроме понедельника
Трактир "Кружка" Адрес: г. Мурманск, ул. Крупской, д. 31, тел. (8152) 57-10-17 ул. Скальная, д. 23, тел. (8152) 26-43-32 ул. Профсоюзов, д.17/12, тел. (8152) 47-80-26 Режим работы: с 12.00 до 00.00
Гостиница "Арктик-сервис" Адрес: г. Мурманск, Верхнеростинское шоссе, д.1, тел. (8152) 31-26-59, 31-94-45
Гостиница "Арктика" Адрес: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 82, тел. (8152) 45-72-06.
Гостиница "Валгалла" 8 комфортабельных номеров, ресторан, автостоянка. Адрес: г. Мурманск, ул. Рогозерская, д. 44, тел. (8152) 44-14-14, 44-15-15
Гостиница "Колос" Адрес: г. Мурманск, ул. Баумана, д. 38, тел. (8152) 59-92-39
Гостиница "Морская" Адрес: г. Мурманск, пр. Портовый, д. 25, тел. (8152) 42-86-24 Город большой и магазинов, кафе и прочего там огромное количество.
В 15. 30 получены пропуска. Выдача идет только с 15.00. Поход в магазин - открыт О`кей - удобно сразу все купили и выехали к погранзоне. При выезде из Мурманска в Абрам-Мыс нужно залится по полной прогамме. Ни заправок, ни автомастерских больше не будет. Дорога хорошая, но бензин бодяжат - знают что это последняя заправка, паразиты.
Спокойно доехали до поворота на Титовку, прошли контроль. Пограничник критично окинул взглядом наш автомобиль и предложил съездить на водопады на реке Титовка, которые сразу за КПП. Дорога практически вертикальная вниз, но мы не пожалели – очень красиво.
Потом поднялась на хребет Муста-Тунтури, и двинулись к полуострову Среднему.
Миновали п-в Средний по широкой укатанной дороге, по которой часто встречались и грибники и рыбаки. Два полуострова соединяет небольшой хребет, и вот мы приехали на Рыбачий. Нашей целью был мыс Немецкий.
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1661 - здесь можно глянуть описание места; ну и немножечко цитат, поскольку мы ориентировались именно на эти описания, хотелось бы их откомментировать:
[I]Дорога. Добраться на мыс Немецкий можно двумя путями. Оба начинаются в бывшем центре Рыбачьего – гарнизоне Большое Озерко, ныне брошенный поселок с несколькими пустыми пятиэтажками.[/I] Поселок уже не брошенный – там вовсю кипит работа – это теперь исследовательская база.
А рядом действительно есть заброшенный город. Вот он:
[I]Одна дорога идет по западному побережью строго на север. Дорога проходима на любом приводе при условии, что он у вас полный. :-) Шутка. Полный привод действительно не нужен. Но. Дорога, хотя какая это дорога, требовательна к клиренсу и защите агрегатов. Если чего-то одного нет, то может случиться большая неприятность. Ибо полотно настолько каменисто, насколько это вообще возможно. Плюс ко всему часть дороги между мысами Коровий и Кийский проходит по дну океана прямо по прибрежной полосе, которая обнажается во время отлива. Хотя этот кусок можно объехать через еще один брошенный гарнизон – Скорбеевский.[/I] Как выяснилось – все правда, кроме того, что привод должен быть все-таки полным. Возможно это зависит от того сухое лето или нет, но в нашем случае – лето было дождливым. Объехать через гарнизон Скоробеевский у нас не получилось – перед развилкой был разрушенный мост. Брод для нас слишком глубок.
[I]Вторая дорога восточнее через гору Перевальная. Уже из названия видно, что она идет со значительным перепадом высот. Ездить по ней я не ездил, но то что и там вместо дороги направление – это точно на 100 %.[/I] И к сожалению, для нас это направление оказалось непроходимо. Глубокие лужи и огромные камни, из которых, собственно и состояла дорога.
[I]Итак в остатке. Если у Вас недопривод, тогда добраться можно только при условии, что у вас и с головой такой же недопривод. Прошу без обид. Если у Вас стандартный внедорожник, то добраться можно любой дорогой.[/I] Повторюсь – проходимо для стандартного внедорожника, только если сухое лето!
[I]О мысе Немецкий и Вайда-губе можно прочитать по вышеприведенной ссылке несколько исторических моментов.[/I]
Как уже было сказано - дорог было две. Мы решили глянуть ту, что проходит через середину полуострова через гору Перевальная. Проехали около километра, и поняли – это не для нас. Огромные лужи и такие же камни, было не проехать. Мы вернулись и поехали по дороге вдоль берега. Вначале дорога была ничего – грунтовка, но местами были сплошные камни, и довольно крупные. Все дороги отмечены бочками по краям.
Ехать тяжело. Объезжали глубокую лужу по тундре - пробили глушитель (как мы тогда подумали) – добавился бас гоночной машины J. В дальнейшем выяснили, что глушитель просто погнулся и резонировал об днище машины. Доехали до мыса Коровий, и увы и ах, но мост, отмеченный на карте, был разрушен, а брод нам миновать не удалось ни по берегу, ни чуть выше. Утро вечера мудреней – и мы заночевали прямо у брода. Тогда мы и обнаружили, что незаметно «убили» пружину заднего амортизатора. Пока искали немножечко дров в тундре – спугнули зайца. Они там здоровущие!