И все же главная достопримечательность Мурманска - это его порт. Ради этого порта сюда тянули железную дорогу, ускоренная стройка которой была немногим лучше Беломора. Ради этого порта был заложен в 1916 году город Романов-на-Мурмане. По сути дела, сам Мурманск - это часть порта, а не наоборот. Все фотографии - не мои, 2009 года.
Под катом: пассажирский порт, ледокол-музей "Ленин", рыболовный порт изнутри и виды города и кораблей (в том числе 5 атомных ледоколов и авианосец "Адмирал Кузнецов"), снятые моим отцом с рыболовного судна.
Стратегическое положение Мурманска уникально: незамерзающий порт на Северном Ледовитом океане, с выходом в Атлантику, да еще и на берегу фьорда, защищенного от штормов и вражеских кораблей.
О значении порта говорит хотя бы его близость к железной дороге: от вокзала в порт можно пройти через пешеходный путепровод:
Бесконечные ряды вагонов... Мурманск играет роль не только в международной торговле России (вывоз нефти, леса, руды), но и во внутреннем грузовом сообщении: сюда везут медь и никель Норильска, которая проходит дальнейшую переработку в Мончегорске и на других медеплавильных заводах Лапландии.
Всего Мурманский порт делится на 3 основные части: торговый, рыбный и пассажирский. Портовые сооружения тянутся вдоль города непрерывной полосой около 10 километров, и о порте в Мурманске нельзя забыть нигде - грохот кранов, крики чаек, рёв судовых моторов здесь - нормальный фон. Да и сами мурманчане - народ суровый, морской. Недалеко от вокзала - Пассажирский порт.
Ныне он почти не действует - ходят лишь небольшие катера в Абрам-мыс, а здание морского вокзала производит довольно унылое впечатление. И все же в Мурманске пассажирский порт лучше многих других - ведь здесь есть хотя бы одна действующая пассажирская морская линия!
Это пассажирский рейсовый теплоход "Клавдия Еланская", выполняющий рейсы в поселки Мурманского берега. Маршрут его год от года меняется, в навигацию 2007 это была линия Мурманск - Йоканьга, хотя в некоторые годы, говорят, "Клавдия Еланская" ходит до Архангельска. Эта линия - сама по себе достопримечательность Мурманской области.
А вот чего тут не было в 2007 году:
Это первый советский атомный ледокол "Ленин", и вообще первое в мире надводное судно с атомным двигателем. Он был разработан в 1952-55 годах, еще около двух лет строился на Адмиралтейской верфи в Петербурге, и в 1957 году был спущен на воду. Из состава флота "Ленин" был выведен в 1989 году и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. В 2005 году началось переоборудование ледокола в музей, и по идее в 2007 году он уже должен был стоять в пассажирском порту. Но как всегда - затянули, и я "Ленина" не увидел. Моему отцу в 2009-м повезло больше.
Тот самый "Ленин" с почтовых марок, из книг и старых документальных фильмов. Тот самый, сокрушающий арктические льды и проназющий полярную ночь лучами прожектора на мачте. Один из самых ярких советских символов. Подленник.
Горизонт завален под тяжестью ледокола:
Внутри - музей, точнее, сохраненная обстановка:
Каюты:
Музейный зал:
Коридоры:
Машинное отделение с двумя атомными реакторами:
Точно не знаю, что:
Виды из илюминаторов:
И из окна капитанской рубки - сверхчеловеческая мощь:
Торговый порт в Мурманске относительно небольшой - его грузооборот в пределах 20 миллионов тонн в год (для сравнения, Новороссийск - 80 миллионов, Одесса - около 30 миллионов), в России он занимает 4-5 место. Однако в мирное время функции торгового порта для Мурманска вторичны - слишком он далеко, Черное море выгоднее.
Третий порт Мурманска - рыболовный, и его я покажу "изнутри". Конечно, вас туда просто так никто не пустит. Но мой отец ехал туда именно как научник на рыболовном судне, и вот некоторое количество эксклюзива - Мурманский рыболовный порт изнутри:
Отдельный причал - катера береговой охраны.
Баренцево море - это рыбная житница России. Но помимо рыбы там ловят и всяких более экзотических существ - крабов, креветок, гребешка. Рейсы, в которых работает мой отец (а чаще он работал на Дальнем Востоке) специализируются на лове камчатского краба. За крабами и отправляется судно из Рыбного порта.
Посмотрим на город с моря:
Торговый порт, погрузка угля и стоящий тут почему-то дизельный ледокол "Капитан Николаев":
Поселок Абрам-мыс - пригород Мурманска на противоположной стороне залива:
Мемориал в Абрам-мысе напротив "Алеши":
И сам "Алеша":
Стережет нефтегазовый терминал:
Районы за Зеленым мысом:
Поселок Мишуково на северной окраине Мурманска - опознается по ярко-красной мачте наверху:
Военный корабль "Адмирал Кузнецов" - единственный (вернее, последний уцелевший) российский авианосец, точнее авианесущий крейсер:
Он был построен в 1985 году, и единственный пережил 1990-е годы. Ныне это действующий корабль, участвовавший в походе военных кораблей 2007 года. О нем лучше прочесть в Википедии - эта машина грандиозна. Фотографии не передают размер: длина корабля больше 300 метров. А вот история его "брата" крейсера "Варяг" - но не того, что "врагу не сдавался" в 1904 году, а того, что продали в 2001 году Китаю.
Здесь же - атомные ледоколы:
Слева (желтый) - "Сибирь" 1977 года постройки - третий по возрасту атомный ледокол. Справа (красный) - еще более старая "Арктика" (1975), его ровесник. "Арктика" была первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Ныне оба ледокола выведен из состава флота, как и "Ленин".
Здесь же - атомный лихтеровоз "Севморпуть", построенный в 1988 году - транспортное судно ледового класса. Его ресурс - до 2020 года, и сейчас "Севморпуть" проходит переоборудование в буровое судно:
Всего же в мире существует 10 атомных ледоколов, и все они были построены в СССР. Ни один из них еще не был уничтожен (хотя 3 списаны - "Ленин", "Сибирь" и "Арктика"). Помимо четырех уже показанных здесь есть еще 2 ледокола класса "Таймыр" ("Таймыр" и "Вайгач", отличаются меньшей осадкой, что позволяет работать в речных эстуариях, таких как Обская губа и Енисейский залив) и 4 - класса "Арктика" ("Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы").
Моему отцу повезло увидеть "50 лет Победы" - заложенный в 1989 году под названием "Урал", на воду этот ледокол был спущен в 2007-м, став самым большим и мощным ледоколом в мире:
Дальше на север - Североморск и другие ЗАТО, в которых базируется Северный флот - главный из 5 военно-морских флотов России, в советское время не уступавший любому из 6 флотов США. Оттуда фотографий почему-то нет. Я не спрашивал о причинах - вполне возможно, потому что запрещено. И если я сам такой фотоманьяк, что все равно бы отснял военные корабли со своего судна, то требовать это от других - недопустимая наглость.
Путь лежал в Баренцево море:
Постом с фотографиями оттуда я и завершу эту серию.