Мурманск, Кола, Лапландия, Хибины... Для путешественника посещение тех краев давно уже стало негласной "инициацией". Каждый найдет там что-то: турист и альпинист - Хибинские горы, транспортник - судоходную линию Мурманск - Йоканьга и самые северные в мире железные дороги, автостопщик - удаленность и глухую трассу, краевед - наследие ХХ века... Лично для меня Лапландия - самый красивый, далекий и необычный регион, который я пока посещал.
За один день все это охватить нельзя, так что на полноту не претендую. Но - что есть.
МУРМАНСК Ближайший к Москве Крайний Север (после Беломорска), столица мирового Заполярья, город-герой, крупнейший порт, подогреваемый Гольфстримом... Перечислять все титулы Мурманска можно бесконечно.
Для меня же это просто очень красивый и непохожий на все, что я видел раньше город. Этакий заполярный двойник (или антипод) Севастополя.
К примеру, рельеф. Где еще видано, чтобы великолепные панорамы города открывались не только сверху (в данном случае с Зеленого мыса)...
...но и снизу (в данном случае - с моста над путям, ведущего с вокзала в порт).
Где железнодорожный вокзал, неожиданно вписанный в склон горы...
соседствовал бы с морским портом, тянущемся вдоль город на полтора десятка километров...
И где, в каком бы месте вы ни находились, всегда можно услышать рев судовых моторов, грохот кранов и крики чаек, а бросив взгляд вниз - увидеть терминалы, пирсы, краны, маяки, разгружающиеся суда. И все это действует, все это живет особой жизнью... Вот когда поставят в пассажирском порту атомного "Ленина", превращенного в музей, будет вообще здорово.
Истории и архитектуры в городе немного. Вторая представлена сталинками, первая - памятниками, связанными, конечно же, с морем и войной. Зато атмосферы - неописуемо много.
Вот просто кадры, отснятые на улицах центральной части Мурманска, между площадью Пяти Углов и Зеленым мысом (саму площадь, увы, не снял).
Здание краеведческого музея. Сам музея весьма беден, но каков регион - такова и экспозиция, поэтому он все же заслуживает посещения - не из-за количества экспонатов, а из-за их необычности. Зато музей поражает современностью своего оснащения.
Памятник первому русскому ледоколу "Ермак" (еще дореволюционной постройки)
Город строился террасами, постепенно поднимаясь все выше над заливом. Так новое стало буквально нависать над старым.
А вот улица. Как видите, цветет как ни в чем ни бывало каштан (в Москве такие, правда, цветут в мае). На самом деле Мурманск теплее Москвы, здесь редко бывают настоящие морозы - но зима длится гораздо дольше, и с полярной ночью.
Окраины Мурманска выглядят так. От центра отличаются несильно, что и немудрено - ведь они застраивались позже даже не на полвека:
Если же говорить именно о достопримечательностях, то надо отметить в первую очередь Зеленый мыс, расположенный на севере от центра, далеко вдающийся в Кольский залив, и видимый отовсюду. Например, в Мурманске всего 2 церкви. Но одна из них - храм Спаса-на-Водах, видна почти со всего города. Как на одном из первых фото.
Если подойти туда поближе, то будет лестница (на которой я столкнулся с саамской шаманкой, от косого взгляда которой чуть не скатился вниз кубарем), ведущая к маяку.
Это мемориал погибшим на море в мирное время. Внутри маленький зал памяти, пять стен, и у каждой лежит книга памяти: морякам-подводникам, морякам-надводникам, летчикам палубной авиации, торговым морякам, рыболовным морякам. У последних книга толще, чем у всех остальных, вместе взятых - это не случайность.
А за маяком - храм Спаса-на-Водах, среди скудной полярной растительности и высоковольток.
И у храма, и у маяка расположена целая группа смотровых площадок, и панорамы оттуда роскошны:
У основания мыса - Семеновское озеро, местный район отдыха и арена парусных регат.
А у "острия" мыса - Алеша, памятник защитникам Заполярья. На Волгоградскую Родину-Мать не похож так же, как весь Север на весь Юг. Он хорошо виден уже от вокзала, этакий суровый и неколебимый часовой на страже города. Шел я к нему по тропинкам среди скал и "кустарничковых формаций":
Как видите, растительность на Зеленом мысе по сравнению с городом редеет, хотя перепад высот - не более 300 метров. На самом деле объяснение простое: на Севере огромную роль играют не только температура и освещение, но и ветры. Они и летом страшны (в Беломорске, куда меня занесло первый раз в 2006 году, я попал в настоящий шторм - порыв ветра на улице города вполне мог сбить человека с ног, и в такой ситуации об отплытии на Соловки нечего было и думать - я уехал в Москву ни с чем, потратив зря 3500), а зимой ветра просто тащат по земле волны поземки, которая на такой скорости просто срезает все, что торчит из под снега. Но под защитой горы кое-что и растет.
Вот и сам Алеша:
Город может спать спокойно. Еще один кадр с людьми. Разглядели?
Около Алеши я встретил: парочку туристов, деда-ветерана с внучкой, и компанию подростков. Про последних стоит сказать особо: Мурманск хотя и не показался мне опасным городом, все же тут не так спокойно, как в Карелии. Мурманчане произвели на меня впечатление людей суровых, резких и недружелюбных. И нигде в России (кроме Москвы) я не слышал столько мата. Мурманчане - потомственные моярки, портовики, рыболовы, военные, да и пожив в Заполярье, не стать суровым трудно. Хотя Мурманск и производит впечатление города, где с экономикой хорошо.
От Алеши открываются виды на Кольский залив, или, правильнее сказать, фьорд. К слову, о фьордах - "мурманы" - значит, "норманны". И Мурманск, в соответствии с "исторической грамматикой", должен был бы называться Норвежск.
Трубы на том берегу - почти вымерший поселок Абрам-мыс. Да и сам Мурманск в 1990-е потерял треть жителей. В самой Лапландии с поезда не видно вообще ни одного живого окна - пользуясь железной дорогой, люди отсюда бежали массово. Сейчас кажется, что в Мурманске хорошо живут: на улицах чисто (в портовом-то городе!), здания отремонтированы и покрашены, в окнах очень много стеклопакетов. Но демографический упадок ощущается - в городе почти нет новостроек.
Вот вид на окраины Мурманска за Зеленым мысом:
Все серое и унылое - остается только представлять, как это выглядит полярной ночью. А порт тянется и дальше, и за Зеленый мыс. До Баренцева моря еще более 100 километров, и где-то там стоит городов Североморск со своими пригородами - крупнейший ЗАТО России (около 200 тыс. жителей), столица Северного флота.
А к югу от центра, на улице Зеленой, куда надо подниматься от улицы Кирова, стоит второй, весьма интересный храм Мурманска: Кафедральный собор.
Никольский собор и церковь Трифона Печенгского. Оба советского времени: 1986 и 1989 годов. Согласитесь, у этих соборов темная аура?
Да и много ли в России храмов в стиле "развитого социализма"? Большую часть своей истории Мурманск был городом без церквей, и здесь же был построен первый ОФИЦИАЛЬНЫЙ православный храм России после 1917 года. В советское время строились новые мечети и буддийские храмы, баптистские церкви, а вот православные церкви в СССР были только "самостроями", и их остались единицы (я лично знаю в Энгельсе под Саратовом и в Несвиже под Минском). Хуже, чем православию пришлось только язычеству. А возрождение началось именно в Мурманске. Словом, Кафедральный собор невзрачен, но уникален. Дорогу же к нему я сейчас не вспомню, но она весьма запутана.
КОЛА Мало кто знает, что у Мурманск был "предтеча", древний (13 век) и маленький (9 тысяч жителей) пригород. Однако город у слияния Туломы и Колы основали еще поморы, и долгие годы он был самым северным в Российской империи. Здесь был острог и древний деревянный собор, но все сжег в 1855 году зашедший в Кольский залив английский пароходофрегат "Миранда". Потом появился Романов-на-Мурмане, и Кола превратилась фактически в его отдаленный район: от южной окраины Мурманска до Колы всего полкилометра, перевалить через гору. С горы этой Кола как на ладони, с ее многоэтажками и трубами.
Качество кадра ужасное, но прошу сделать скидку на цифромыльницу сквозь тонированное стекло едущего автобуса.
Кола выглядит издали унылой, застроен город в основном многоэтажками, хотя в нем есть тенистые дворы и улочки. И есть единственный исторический памятник: Благовещенский собор (конец 18 - начало 19вв.)
Снаружи храм весьма неказист, да еще стоит во дворе - поди найди. Но надо обязательно зайти внутрь, ведь этот храм - "Сокровищница Мурмана". Поражает обилие и красота его икон, исконных, куда более древних, чем церковь. А самое главное:
Этот крест поставил в 17 веке русский воевода на берегу Кольского залива. Ныне это старейшее из всего, что сохранилось от поморской культуры за Полярным кругом. За ним - две настоящие тябловые иконы (то есть резные рельефные). Таких осталось очень мало.
Собственно, этот собор - все, что осталось интересного в городе. Зато здесь просто красиво, и многоэтажные кварталы окружены высокими сопками, между которыми петляет река Кола.
И название ее, вызывающее у многих смех (а в прошлом, до недавнего времени, и аппетит), происходит от финнского Кульйокки - "Рыбная река". Всего-то!
ЛАПЛАНДИЯ Из Мурманска я уехал поздно вечером. Жаль - один день для этих мест явно недостаточен. Надо было еще прокатиться на "Клавдии Еланской" в Йоканьгу, "повисеть" в Мончегорске или Апатитах... В этом и минус импровизации, а в Мурманск мне пришлось рвануть из Кеми, так как Соловки я покинул раньше времени из-за шторма. Но циклон висел над Карелией, над Лапландией же небо расчистилось, и вот результат: фотогалерея Лапландии из окна поезда.
А снималось это все в 2 часа ночи, в полярный день, когда Солнце чертит в небе Лапландии круги. И увидев Лапландию из окна поезда, я подумал, что Карелия рядом с Лапландией - как Подмосковье рядом с Карелией.
Туда надо вернуться. Особенно зимой, чтобы увидеть теперь полярную ночь и северные сияния. Лапландия - главное дорожное впечатление последнего лета.