Достаточно давно, как для моей спресованной жизни, аж в 2006 году, я выкроил один день и поехал в украинскую Венецию - Вилково. Просто давно хотелось это сделать. Сейчас впечатления уже притупились, но сразу после поездки я написал рассказ, который и выкладываю сейчас в своем журнале. сейчас взглянув на повторно на него, я бы много переделал, особенно некоторые фото ( тогда я достаточно слабо фотографировал, как откровенный любитель). Но оставляю все как есть. Так во всяком случае честно....:) Итак, путевые заметки.
Дельта Днестра. Граница с Молдавией. Ближайший населенный пункт – Маяки. Пейзаж очень типичный. Сфотографировал вечером на обратном пути. Аккумуляторы в фотоаппарате сели за день окончательно, поэтому кадр всего один и тот не очень удачный.
Итак. Сначала вступление.
Я был в командировке в Одессе. Удалось выкроить один свободный день. Решил съездить в Вилково.
Первый вопрос – ЗАЧЕМ???
Второй вопрос – Вилково, это где???
Ответы. Люблю бывать в новых для себя местах, если они того стоят. Вилково пожалуй одно из них. Находится на юго-западе Одесской области, в дельте Дуная. Непосредственно на границе с Румынией, примерно в 15-ти километрах от впадения реки в Черное море. Там же расположен дунайский биосферный заповедник.
Еще вопрос – что я знал о городе до того как туда поехал.
Ответ простой. Главный источник информации – Интернет, Интернет и еще раз Интернет. Зайдите в любой поисковик и наберите что-то типа «Вилково» или «туристические туры в Вилково». Что Вы увидите? Ну первое, что-то вроде бы есть. Это приятно. Сначала бросается в глаза обилие классической туристической информации, т. е. красивые этикетки с непонятным содержанием. Много повторов, и если выкинуть информацию о ценах, то звучит примерно так. Вилково, украинская Венеция. Небольшой город на границе с Румынией. Находится в дельте Дуная. Вместо улиц каналы, местные жители плавают на лодках, примерно так же часто, как большинство сельских жителей ездит на велосипедах. Старинные поселения староверов, во многом сохранивших свои традиции. Красивейшие места, много редких птиц и животных. Мол, одни розовые пеликаны чего стоят. Добродушное местное население. Много рыбы, вкусная уха. Местное, какое-то особенное вино. И вообще рай для туристов, неравнодушных к природе. Что из этого правда, а что не очень, пока умолчу. Одно скажу, многое так и есть, как пишут. Вот только каждый воспринимает мир своими глазами. Каждому - свое. Но в любом случае, если ни разу до этого там не были, то съездить, безусловно, стоит. Я вот подумываю о повторной поездке. Теперь то я знаю, что мне интересно будет посмотреть в первую очередь.
Но это, что-то я сильно забегаю вперед. Итак, после просмотра полученной из поисковиков туристической информации, захотелось прочитать какие-нибудь отзывы очевидцев. Все-таки телевизионная реклама научила к красивым упаковкам относиться с опаской. Или я плохо искал, или в русской зоне Интернета всего один такой рассказ. Расположен на множестве сайтов, не везде указан автор. Похоже, вопрос авторских прав здесь поднимать не сильно и уместно. Пересказ дело неблагодарное, но я все-таки попробую. Кратко звучит так. Пишет одна женщина, несколько лет назад побывавшая в Вилково с однодневной экскурсией. Кстати, если она сейчас это читает, то сразу прошу прощения за возможные неточности пересказа. Просто давно уже читал и не все помню. Кто захочет найти оригинал, тот найдет. Поиск в Интернете дело нехитрое (если конечно знать что искать). Ну, вот опять я отвлекся. Ладно, если коротко, то смысл такой.
Человек живет в Одессе. Случайно узнала о Вилково, решила съездить. В Одессе есть фирмы предлагающие туры выходного дня. Однодневная поездка стоит чуть больше ста гривень с человека (здесь и далее – один доллар примерно 5 гривень). Летний воскресный день. Поехали очень рано утром. Замечательный двухэтажный автобус. Дорога занимает 3-4 часа. Красивейшие виды за окном. Приехали. Есть хороший экскурсовод. Обзорная экскурсия по городу. Старинные церкви, множество каналов, деревянных мостиков и лодок, живописный Дунай. Масса подробностей о замкнутой культуре староверов. Водная прогулка на моторной лодке по Дунаю. Высадка на острове староверов. Обед, включающий в себя уху из нескольких видов рыб. Дегустация местного, какого-то экзотического вина. Купание в Дунае. Опять экскурсия по реке. Много красивейших птиц. Ну, в целом и все. Возвращение в Одессу уже затемно. Море впечатлений и положительных эмоций. Прекрасный отдых за один день.
После всего прочитанного Вам хочется там побывать? Если нет, то дальше можете не читать, будет не интересно. А мне вот захотелось. Ниже постараюсь рассказать, что из этого получилось.
Первое. Изначально я не планировал в мае ехать в Вилково (планы были сделать это летом). Но неожиданно получившийся свободный день в Одессе и жаркая погода подтолкнули меня пересмотреть планы. Поэтому организация поездки была полностью спонтанной и кое - в чем непродуманной. По состоянию на 24 мая 2006 года турфирмами славного города Одессы групповых экскурсий в Вилково еще не проводилось. Ну, во всяком случае, мне этого обнаружить не удалось. 23 мая по телефону пообщался с представителями двух фирм. Информация такая. Еще пока не сезон, холодновато. Начнут массово возить людей недели через две. И лучше ориентироваться на выходные, в будние дни мало желающих. Программы туров разнообразные. Средняя стоимость 150 гривень на человека. Если хотите ехать на этой неделе, то есть два варианта. Либо самому найти человек десять желающих. Тогда стоимость будет до двухсот гривень на человека. Либо никого не искать, но тогда экскурсия мне обходится в 900 гривень ( а что ж так скромно то, а?). Короче с фирмами у меня на этот раз не сложилось. Решил ехать самостоятельно на свой страх и риск. Начался поиск информации, на чем туда можно доехать. С учетом того, что Одессу я знаю плохо, первое, что я сделал, так это поехал на железнодорожный вокзал. Там меня в очередной раз «обрадовали» – поезда в Вилково не ходят. Ближайший вариант – ехать до Измаила, а там что-то решать по ходу. Так что не сложилось у меня и с железной дорогой. Но как говорится «язык до Киева доведет» (а длинный язык до Магадана). Добрые люди на том же железнодорожном вокзале подсказали, что буквально в сотне метров находится автовокзал. И что оттуда в Вилково транспорт есть. И вот я на автовокзале. Информация такая. Есть автобус Одесса - Вилково. Уходит из Одессы в 6-25 утра, приходит в Вилково примерно в 11-00. А вот из Вилково последний автобус на Одессу уходит в 12 дня. И все, аж до следующего утра, все! Другой информации у диспетчеров автовокзала просто нет. Принимаю решение ехать. Чем добираться назад решу на месте. Билет Одесса - Вилково стоит примерно 20 гривень. Кстати сразу небольшой нюанс. Маршрутки, трамваи и троллейбусы в Одессе ходят, начиная с шести утра. Так что, чем и как утром добираться до автовокзала советую продумать заранее.
И вот наступило утро 24 мая. В положенное время появляюсь на автовокзале. На Вилково идет добротный Икарус. Это приятно. Еще никуда не поехав, узнаю у водителей, что уехать вечером из Вилково не проблема. Существует автобус Килия-Киев, идет через Вилково (примерно около 5-45 вечера) и Одессу (приходит примерно в 10 вечера). Ура! На душе сразу становится спокойнее, и даже нехорошие мысли в адрес справочной службы автовокзала, знающей меньше рядовых водителей, почему-то не возникают.
Все поехали. Икарус полупустой. Так уж получилось, что мне жутко хочется спать. Борюсь сам с собой изо всех сил, а виды из окна действительно красивые. Примерно через час после отъезда начинается дельта Днестра. Много камыша, кое-где окна чистой воды. Периодически пролетают какие-то птицы, напоминающие аистов. Или мне показалось, или дельта какая-то слегка холмистая, хотя вроде бы такого по законам физики быть-то и не должно. Ладно, будем считать, что мне это спросонья показалось. Анекдот из жизни. Когда строили дорогу, огибая болотистый днестровский лиман, слегка затронули молдавскую территорию. По молдавской территории трасса проходит считанные сотни метров. Но проверка существует. Пограничники не дремлют. Господи, какой маразм! Выглядело это так. Автобус сбрасывает скорость и медленно, соблюдая очередь, ползет к блокпосту. Остановка. Заглядывает в автобус пограничник. Документы ни у кого не проверяют. Вообще ничего не проверяют. Что он хотел, в принципе непонятно. Просто тупо заглянул и все. Намного проще и быстрее было бы проверять только те машины, которые пытаются остановиться на молдавской территории, а идущие транзитом не трогать. Но это так чисто мое субъективное мнение. Ладно, проверили нас. Все, тронулись. И, через несколько секунд мы опять попадаем на территорию Украины. Дальше не выдерживаю и засыпаю. Просыпаюсь на какой-то остановке. Автобус стоит минут десять (кстати, за всю поездку это была единственная длительная остановка). В автобус садится несколько подростков. У какой-то девчушки спрашиваю название поселка. В ответ, скороговоркой – «Татабунаы». Причем произносится это с таким искренним удивлением моему невежеству (можно не знать там Киев или Одессу, но чтоб «Татабунаы» не узнать, это уж совсем !), что уточнять я не рискнул. Несколько минут сижу и представляю в уме карту одесской области. Вспомнил! Примерно на полпути между Одессой и Измаилом на карте есть населенный пункт Татарбунары, кажется райцентр. Теперь вижу, что есть он не только на карте. Едем дальше. За окном красивый сельский пейзаж. Коровы, лошади, поля, дома, сады и просто степь. Кое-где вдали виднеется водная гладь лиманов. Много виноградников. Причем вижу в основном только однолетние побеги от старых пеньков. Похоже, этой зимой в одесской области виноградники тоже вымерзли. Проезжаем какие-то маленькие речушки. Вижу цапель, свободно пасущихся лошадей и понимаю, что мне все это начинает нравиться. Часов девять-десять утра. Спать уже не хочется в принципе. Долго смотрю в окно. В голове рождается какая-то мысль. Что-то есть неправильное в этих сельских пейзажах. А что? Постепенно понял. Мне, как коренному жителю Донбасса, непривычно то, что нет ни одного террикона. Что ж это они так, а? J)). Начало одиннадцатого. Вокруг начинается камыш. Напоминает только что увиденную дельту Днестра. Только камыша значительно больше. Есть места, где по обе стороны от трассы камыш уходит за горизонт. Потом камыш уступает место соснам, вот уж не ожидал. И ближе к одиннадцати въезжаем в Вилково. С нетерпением смотрю в окна автобуса, пытаясь наконец-то увидеть разрекламированную «Украинскую Венецию», каналы вместо улиц и т.д. А в это время мы проезжаем по обычному провинциальному поселку. И за все время проезжаем буквально три-четыре мостика через каналы, напоминающие по величине обычные сточные канавы. В душе плавно начинает возникать навязчивое нехорошее чувство, что меня «кинули» (впоследствии, к счастью оказалось, что это не так).
И вот примерно в 10-40 вышел я из автобуса на конечной остановке, местной автостанции. Первые впечатления. Маленькая автостанция, ну совсем уж крохотная. Небольшой домик автовокзала и заасфальтированная площадка под несколько автобусов. Сразу через дорогу начинается местный рынок. Тоже весьма скромных размеров. Еще одно разочарование. Рыбой торгуют всего человек десять, при этом выбор не такой уж и богатый. Хотя возможно еще просто не начался туристический сезон. Позже местные рассказали мне про ситуацию с рыбой. Практически вся вылавливаемая в Дунае рыба идет на продажу в Одессу (так выгоднее), причем существует хорошо организованная система перекупщиков-посредников. На местном базаре торговать рыбой невыгодно из-за низкого спроса. Туда попадает только крупицы от того, что достается перекупщикам для продажи в Одессе. Единственная причина, по которой ее в самом Вилково все-таки хоть как-то выгодно продавать, это экскурсионные туры и соответственно туристы. Вяленую рыбу (чехонь, леща и дунайскую селедку) я в конце концов купил и не жалею об этом до сих пор. Мало того, что она оказалась очень вкусной, но еще и умудрилась не пропасть, аж пока я приехал домой (а это двое суток на жаре). Да и цены на рыбу гораздо ниже, чем в той же Одессе.
Выйдя из автобуса, на ближайшем столбе увидел щит: «туристическая информация, столько там сот метров». Направление движения, кстати, не указано. Похоже писали местные, а они и так знают в какую сторону идтиJ Итак, зайдя ненадолго на местный базарчик и уточнив у местных направление движения к этой «туристической информации», выдвигаюсь. Причем дорогу указали интересно : «-Пройдешь вон по той улице до самого Дуная, а там сам увидишь». Оказывается после открывшегося мне разочарования из окон автобуса, был морально не готов «пройти вон по той улице до самого Дуная». Идти пришлось минут пять, или с учетом моего темпа метров пятьсот. Действительно, вышел на небольшую площадь, на берегу Дуная. Ниже на фотографиях привожу то, что сразу увидел. Комментарии с учетом дальнейшего разъяснения местных жителей.
Памятник староверу-липованину. Почему липованин? Да очень просто. Первого предводителя местных поселенцев староверов звали Филипп. На украинском Пилип. Вот людей и начали называть «пилиповане», постепенно «липоване». За его спиной один из рукавов Дуная. На фото плохо видно, но на борту лодки есть белая надпись. По типу «здесь был Вася». Видно наша «культура» и сюда докатилась.
Один из рукавов Дуная. Вода мутная, так как несет много взвешенного ила. Противоположный берег – уже Румыния.
Первое сильное впечатление. Дерево в воде с красными то ли водорослями, то ли корнями. Сначала подумал, что, наверное, отрава какая-то в воде, раз цвет такой. Потом местные объяснили, что это нормально. Верба в воде пускает корни. И красноватый цвет – их нормальный цвет. А чтобы вырастить новое дерево достаточно просто воткнуть в воде ветку вербы. Это кстати правда, сам потом много раз видел.
Пройдя от автостанции к Дунаю, «туристическую информацию» искать не надо. Несколько вагончиков с броскими надписями, сами все сразу за себя скажут. Пообщался с людьми по поводу цен на экскурсии. Основной вывод, с ними выгодно связываться, только если на экскурсию набирается человек десять - пятнадцать. Летом, особенно в выходные дни это не проблема. А вот мне, в будний день, в конце весны напарников не нашлось. Для меня одного предложили такие цены. Обзорная пешеходная экскурсия по городу. Длительность один час, стоимость 40 гривень, с учетом того, что экскурсовод будет вызван специально для меня. Экскурсия на моторной лодке в течение одного часа, плюс уха на каком-то острове (тоже специально для меня одного сделанная) примерно двести гривень. Сама моторная лодка не менее ста сорока гривень в час (опять же с учетом того, что я один пассажир, а так лодки вместительные и стоимость соответственно пропорционально делится на количество пассажиров). Существуют различные водные маршруты. Выделю два основных направления. Первое, обзорная водная экскурсия по каналам к острову староверов (причем справедливости ради надо сказать, что все-таки бывшему острову староверов). Второе, водная экскурсия в заповедник к самому Черному морю (так называемый нулевой километр). Длится несколько часов, представляется возможность увидеть множество красивых птиц, включая розовых пеликанов. Если бы приехал из Одессы в составе какой-нибудь группы, то обязательно бы выбрал второй вариант. Кстати всем настоятельно советую именно его. А так, у меня на это не было ни времени (опоздал бы на обратный автобус), ни денег (стоимость одного часа на лодке я выше привел). Мне удалось проехать на лодке только по первому варианту и то не полностью. Пользоваться услугами турфирм я не стал. Как я решил проблему с экскурсией по городу и с лодкой, подробно описывать не буду. Решил. Захотите и Вы решите. Ничего сложного в этом нет. Город не очень богатый, а подзаработать хотят многие. Единственное, просят не называть имен и не ссылаться на них. Это, как я понял, вызвано достаточно жесткой конкуренцией на местном экскурсионном рынке. Демпинговые цены не любят нигде. Скажу только, что мне повезло с людьми. Вообще в Вилково люди очень добрые, гостеприимные и отзывчивые. И город мне показали так, как простым туристам показывать никто не станет. И вкусным домашним обедом накормили. И с лодкой получилось решить вопрос за весьма приемлемые деньги. Ниже постараюсь описать свои впечатления об увиденном в Вилково за неполные шесть часов. Сразу хочу дать небольшой совет. Любыми путями решите вопрос с лодкой. Иначе вы очень и очень много потеряете. Просто так приехать туда со своей, пусть даже и надувной лодкой нельзя. Рядом Румыния, пограничная зона и все лодки должны быть зарегистрированы и иметь серийные номера. Вот отсюда и завышенные цены на прокат лодок (причем в лодке обязательно будет присутствовать хозяин). У местных жителей в этом вопросе стопроцентная монополия. Просто описывать увиденное не хочу. Поэтому ниже просто приведу сделанные мною фотографии с краткими комментариями к ним. Но сначала небольшое информационно-аналитическое отступление, сделанное мной по результатам общения с местными жителями. Вилково. По большому счету поселок. Имеет статус города. Население примерно 10 тысяч человек. Две общеобразовательные школы. Мощная спортивная школа. Многие дети с детства плавают на байдарках. Есть погранзастава и порт. Порт выполняет в основном грузовые функции и то, как я понял, сейчас уже не особо. Центральный офис дунайского заповедника. Есть информационный отдел этого же заповедника. Был. Выглядит как краеведческий музей в миниатюре (всего две небольшие комнаты с экспонатами). Правда, приятно удивил очень современный евротуалет и мощная видеосистема для просмотра рекламного фильма о заповеднике. Частые гости иностранцы, для них видимо и делалось (и как я понимаю за их счет). Промышленности нет. До 1991 закрытая пограничная зона. Изначально поселок был основан несколько веков назад. Основатели – русские православные-староверы, не принявшие церковную реформу патриарха Никона и бежавшие от репрессий. Сейчас от традиционного жизненного уклада староверов сохранилось очень и очень мало. Различные красивые легенды раздуваются ради туристов. Город и территория вокруг него – дунайский биосферный заповедник. Самые интересные места естественно простым туристам недоступны (охранная территория, да и лодки только у местных). Поселок закладывался в дельте Дуная. Ради создания искусственных насыпных островков для постройки домов люди в болоте прорывали каналы. А вырытую землю вместе с илом и камышом использовали для строительства домов. Вот поэтому вместо улиц и появились каналы. Но Дунай несет очень много ила. Каналы необходимо постоянно чистить (хотя бы два раза в год), но делают это не везде (сейчас это просто не всем нужно). Поэтому есть старая и новая части города. В новой части обыкновенные асфальтированные улицы и кое-где многоэтажные дома. А в старой части действительно между домами каналы, называемые улицами. Стоимость домов сейчас по местным меркам сильно возросла и начинается от трех тысяч долларов (в среднем 5-10 тысяч). Кстати снять комнату в частном секторе для туриста стоит от 20-ти гривень в сутки. Найти жилье не проблема. Я на всякий случай взял несколько номеров мобильных телефонов у людей, которые могут помочь снять жилье. Газа в городе нет. Отапливают дома дровами и привозным углем. Как решается вопрос с отоплением и канализацией в многоэтажных домах – не знаю. Честно сказать, просто забыл спросить. Водопровод охватывает только половину города. А полгорода пьют воду прямо из Дуная. Зато есть кабельное телевидение (честное слово лучше бы газ протянули), и везде хорошо берет мобильный телефон. Средняя зарплата 300-500 гривень в месяц. Сельское хозяйство специфическое. С учетом того, что слой земли не превышает полметра (дальше вода), то растет не все. Контакта с соседней Румынией в принципе нет, ни на бытовом уровне, ни на торговом. Перечислю основные источники дохода местного населения. · Социальная сфера, все кому зарплату платит государство (включая пенсионеров, милиционеров, врачей, учителей, госслужбу и т. д.). · Поднимается на ноги туризм. Привлекают красивейшей природой, необычными улицами и бытом («Украинская Венеция»), а также интересной информацией о староверах. · Заготовка камыша. Идет на продажу в Европу (там сейчас бум на различные экологически чистые коврики). · Рыбная ловля. Только в частном порядке. Крупный рыбозавод, существовавший при Советском Союзе, сейчас полностью развален. · Сельское хозяйство. С учетом местной специфики, на продажу выращивают в основном огурцы, клубнику, и винный сорт винограда (продают уже в виде вина).
Ну а теперь, как и обещал, выкладываю фотографии.
В старой части города, действительно вместо улиц тянутся вот такие каналы. Присутствует достаточно заметное течение. Кое-где ответвления каналов заходят прямо во дворы. Так что к порогу своего дома можно подплыть на лодке. Но делают такие отводы естественно не для этого. Основная причина – домашняя птица (куры, утки и т. д.) Вода в каналах мутная за счет большого количества ила. Однако впечатления грязной она не производит. Видно очень много мальков, местные дети и старики ловят рыбу прямо в каналах. Мостики, которые тянутся вдоль и поперек каналов, деревянные. Хватает их примерно на три-пять лет. Я чуть не свалился в одном месте, наступив на прогнившую доску. А местные пацаны по ним даже на велосипедах ездят, сам видел. Кстати частый ремонт мостиков (естественно за свой счет) и очистка каналов, вот основные причины того, что местные жители постепенно от них отказываются. Местные говорят, что воду для питья они берут прямо из каналов. И пьют сырую, не кипятя и не отстаивая. Сам не видел, так что утверждать не берусь. Были мысли насчет комаров. Днем они меня не беспокоили, а вот что там происходит вечером, не знаю. Спрашивал местных об этом. Но у них к этому вопросу полное равнодушие. Похоже адаптация к комариным укусам у них заложена на генном уровне.
Местное население на лодках. Как я уже говорил, каждая лодка имеет свой номер. Конструкция лодок такая, что они могут выходить даже в открытое море. Кстати обратите внимание, кто на веслах. Почти всегда это женщина. У них так принято. И лодка, и весло, и женщина на веслах у них называется одним словом – «бабачка» (ударение на второй слог). А местные каналы, по которым они плавают, называются «ерики» (ударение на первый слог).
А это у них одна из главных улиц, почти площадь. Видите и мост бетонный и причал неплохой. Правда, мостом люди не очень довольны. Говорят слишком низко построен и не разводной (большинство деревянных мостиков в городе откидные). Когда в Дунае поднимается вода, возникают проблемы с проходом некоторых лодок.
Желтые водяные ирисы. Цветут в каналах практически везде. Встречаются примерно так же часто, как у нас в Донбассе одуванчики.
Специально сфотографировал клубнику. Видите, вторая половина мая, а она уже поспела. По сравнению с Донбассом это на три-четыре недели раньше. И огурцы на момент моего приезда у них уже тоже поспели.
А это икра сома. Едят сырую. Добавили специй всяких, и вперед. Я спросил: « -а как же она сырая, не пропадет?». В ответ смех: «не успеет, утром рыбу поймали, а к вечеру икры не будет». Видели бы вы лица людей, когда я попросил разрешения это сфотографировать. Полное непонимание. Зачем ЭТО фотографировать??? Но в конце-концов разрешили, махнули рукой на причуды туриста.
Один из судоходных рукавов Дуная. Обратите внимание на буйки в верхнем левом углу фотографии. Зеленый – еще Украина, а очень плохо видный красный – уже Румыния. Кстати именно за этот рукав сейчас идет скандал между Украиной и Румынией. Украинцы начали его углублять, чтобы обеспечить грузоперевозки из Черного моря вверх по Дунаю. А для румын это нежелательная конкуренция. Поэтому они подняли шум по поводу защиты экологии. Кто прав, рассудит время. У местных жителей отношение ко всему происходящему сильно неоднозначное.
Заготовка камыша. Один из источников дохода. Продают в Европу. Точнее продают они его на месте в Вилково, а дальше целая цепочка посредников. В Европе сейчас модно использование экологически чистых изделий. Скупают у местных жителей камыш по цене примерно один доллар за сноп. В Европе тот же сноп стоит раз в десять дороже. Откуда такие накрутки, так до конца и не понял.
Женщина везет землю для огорода. Поднимать со дна ил - очень тяжелая работа. Проще где-то накопать и перевезти. А вообще и то, и то - очень изнурительная работа. Но жить как-то надо, а сельское хозяйство их кормит.
Один из домов, где можно купить местное вино. Таких домов множество, там прямо на заборах висят таблички «Вино». На фото этого, к сожалению, почти не видно. Зато когда проплываешь мимо, это сразу бросается в глаза. С вином у них тоже интересно. Выращивают только один сорт винного винограда – «Новак» (ударение на последний слог). Остальные сорта просто не могут расти так близко к воде, ведь корням надо хотя бы метра полтора земли. Из этого винограда делают вино с одноименным названием. Причем обязательно разбавляют водой из Дуная. Стоит пять гривень литр. Пробовал я это вино. Неплохо. Добротное сухое некрепленое вино. Имеет сильный приятный аромат.
Вот те многоэтажные дома, про которые я уже выше упоминал.
Затопленный водой огород. Вместо забора воткнули ветки вербы, они и проросли.
Местные огороды. Дачами их никто не называет. Слишком тяжелый и не всегда благодарный труд.
Туристические стоянки. Комфортабельное жилье, и развлечения. Очень напоминают обычные дома отдыха (а по большому счету так оно и есть). Стоимость проживания (опять же со слов местных жителей) от 50 гривень в сутки. В городе есть еще построенная в советское время гостиница, но по отзывам местных, условия там не очень. Никаких названий и координат приводить не буду, не хочу заниматься ни рекламой, ни антирекламой.
Икона староверов на Анкудиновом острове. Одна из обязательных вещей, которые покажут туристам, катая по Дунаю. Отношение у меня к этому противоречивое. С одной стороны интересно. А с другой… Если люди во что-то искренне верят, то зачем же лезть им в душу и устраивать из этого шоу.
И опять староверы. Оберег – лестовка. Раньше был у каждого старовера, как сейчас не знаю. Каждый элемент в нем несет определенную информацию.
Отметка пятнадцатый километр. Дунай единственная река в мире, где отсчет расстояния идет не от истока, а от устья. То есть от этого знака до Черного моря 15 километров.
Разваленный и разграбленный рыбозавод. Во времена Советского Союза очень крупное предприятие, основной источник заработка для жителей Вилково. Сейчас сменил уже несколько хозяев, ну а результат вы видите сами.
Местная спортивная школа. Среди воспитанников есть чемпионы мира и Европы. Начинали на пустом месте, ходили с протянутой рукой по предприятиям. Но главное достижение, на мой взгляд, это не чемпионы, а то, что местная детвора при деле, а не шляется по подворотням. Что тут скажешь, снимаю шляпу, молодцы!
Лошади на островах в дельте Дуная. Оставляют пастись на все лето. Присмотр за ними не нужен. Еды и воды им достаточно, а по протокам они никуда не сбегут. Вот только я не понял, зачем местным жителям лошади. Мне что-то сказали про «крутых», держащих собственные стада лошадей. Но это было сказано вскользь, и до конца ситуацию я не понял.
Сразу говорю, кадр получился плохо. В этом году впервые (во всяком случае, мне так сказали) в дельте стали гнездиться какие-то экзотические птицы. Нечто среднее между ласточкой и попугаем. Местные жители сами не знают их названия.
Цапля в камышах. Опять плохой кадр, снимал издалека, с движущейся лодки. Кстати насчет птиц интересный у меня разговор состоялся: «- А если на нулевой километр не ехать, то хоть каких-нибудь птиц я смогу увидеть?- спрашиваю. - Да нет, сейчас все птицы на гнездах, их и у Черного моря не очень много - отвечают. И вот плывем мы вокруг города, вижу вокруг утки, цапли. - Не понял - говорю – а это что?? В ответ полные удивления и непонимания глаза: - Так ты ж про птиц спрашивал, а не про уток с цаплями!» Действительно J Для них оказывается птицы это, например лебеди или пеликаны, а не какие-то там цапли.
Уже зацвели белые лилии. В Вилково это не экзотика, а достаточно распространенные цветы. А ведь они, так же как и раки (кстати, раков там тоже много), в грязной воде не встречаются. Хотя видел я и пластиковые бутылки, накиданные возле берегов (правда не так и много). Но как сказала мне одна женщина: « - Бутылки это просто «культура» у нашего народа такая, а сама по себе вода у нас чистая. Сами видите». Вижу, согласен. А за бутылки все ровно противно.
Вот, пожалуй, и все. В полшестого вечера вышел на автостанцию. Но в Одессу уехал не планируемым автобусом, а какой-то машиной. Просто она раньше появилась. Местные везли клубнику в Одессу на рынок. Взяли меня с собой по цене автобуса (25 гривень). Скорость передвижения естественно значительно выше. Выехали в шесть, а в девять вечера были в Одессе. В дороге получился с ними интересными диалог:
«-А Вы откуда?- спрашивают.
- Луганская область. Приехал к Вам на экскурсию. Места у Вас красивые.
- Да? А нам в Вилково уже надоело. Место-то красивые, но оно уже все давно приелось, мы этого всего уже и не замечаем».
Но это, как я уже говорил в начале статьи – каждому свое. А я вот закрываю периодически глаза и вспоминаю эту поездку. Вижу добрые, открытые улыбки людей, яркое солнце и неспешно плывущую лодку, за бортом которой ласково плещется красавец Дунай. Просто перечисляю в уме то, что мне повезло увидеть за столь короткое время. А это - цветущие в воде белые лилии и желтые ирисы; причудливые каналы-ерики и откидные деревянные мостики; растущий почти на воде виноград и почему-то цветущая прямо в воде аптечная ромашка; женщины, привычно работающие тяжелыми веслами и степенные, с окладистыми бородами старики староверы; лошади, вольно пасущиеся в камышах и утки, которые здесь так же обычны как у нас воробьи; вербы, с непривычными для меня красными корнями и почему-то оставшаяся в памяти икра сома; дети в байдарках, в глазах которых читается счастливое беззаботное детство и какой-то особенный, насыщенный брызгами воды и пьянящим ароматом трав, чистейший воздух.
В мире существует множество мест, где каждый из нас ни разу не был. Гораздо меньше мест, где нам повезло побывать. И еще меньше мест, где хочется появиться повторно. Для меня дельта Дуная стала местом, относящимся к последней категории.
Вот такой у меня получился отчет о поездке. Что-то, конечно же, пропустил, да и любые высказанные мною мысли естественно субъективны. Если кто-то надумает туда съездить и моя информация пригодится, буду рад. Если кто-то просто получил удовольствие, читая это – тоже приятно. Ну а если кого-то чем-то невольно обидел, или где-то случайно привел ошибочную информацию, то искренне прошу прощения. Это не со зла.