Эта необычная история, продолжающаяся и по сей день, началась еще в шестидесятые годы позапрошлого века. Католическая церковь в Испании изрядно подрастеряла свой авторитет. Еще в начале века Наполеон серьезно пошатнул церковные устои, а Гарибальди, казалось, окончательно лишил папство былого могущества. Однако не тут-то было: новый папа, Пий IX, со свежими силами начал бороться за восстановление могущества папского престола.
Лейтмотивом этого движения был избран культ Девы Марии, Иосифа и Иисуса - Святого Семейства. В Каталонии это звучало так - Sagrada Familia.
Наиболее серьезной из светских организаций, поддерживающих этот культ в Барселоне, являлось Общество почитателей святого Иосифа, возглавляемое персонажем по имени Хосеп Мария Бокабелья-и-Вердагер. Книготорговец, флейтист-любитель, консерватор и ксенофоб до мозга кости - достоинств у него было не перечесть. Отказывался есть французские продукты в память об оккупации Барселоны - вот это я понимаю, патриот. Говорят, именно ему пришла в голову идея построить новый храм, в честь Иосифа, Марии и их сына, а также во искупление грехов современности. Именно отсюда название - Искупительный Храм Святого Семейства - Temple Expiatori Sagrada Familia.
В 1881 году иосифовцы приобрели участок земли на окраине Эйщампле, а значит, и всей Барселоны. Говорят, что такой удаленный участок был выбран по причине дешевизны. Подозреваю, не совсем так, хотя цена, разумеется, существенный аргумент. Но, полагаю, основной причиной было то, что в геометрически выверенном, выхолощенном до идеальности парадного плаца проекте Эйщампле (аторства инженера Серда - не каталонца), попросту не нашлось места для такой махины, как собор. За разработку концепции нового собора взялся епархиальный архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано, в пользу которого бесспорно говорила готовность разработать проект бесплатно. Наряду с набожностю, это было его основное достоинство. Проект неоготического здания был создан довольно быстро, и 19 марта 1882 года, разумеется, в День святого Иосифа, первый камень был заложен в его основание.
Надо сказать, тишь и благодать ненадолго поселились в благородном собрании. Через довольно короткий промежуток времени Вердагер вдрызг разругался с церковным советом, и стало понятно, что архитектора нужно срочно менять. Начались поиски. Кстати, болезненный вопрос о бюджете снова был на одном из первых мест. Тут-то впервые в связи с Саграда Фамилья упоминается имя Гауди.
Красивая легенда утверждает, что Бокабелье приснился вещий сон, и в нем собор строил архитектор с пронзительно голубыми глазами. Это правда, глаза Гауди были необыкновенной синевы, что при его рыжеватой шевелюре было особенно эффектно. Реальность как всегда, несколько прозаичней: кандидатура Гауди не вызвала отторжения ни у одной из заинтересованных в проекте сторон. Ну и протекция его высокого покровителя, Эусеби Гюэля, сослужила свою службу. Так и получилось, что уже в марте 1883 года Антони Гауди-и-Корнет приступил к работе над созданием храма Святого Семейства, как оказалось, главного творения своей жизни. Любопытно, что официально руководителем работ его назначили лишь к апрелю 1884.
Неблагодарное занятие – нанимать гения для воплощения твоей идеи. Мало того, что результат с гарантией не будет иметь ничего общего с изначальной постановкой задачи, так еще и в веках твоя фамилия будет упоминаться исключительно среди «прочих». Но Гауди тогда исполнилось лишь тридцать один, его послужной список был довольно коротким, да и стоил он не очень дорого. Однако одним из первых его условий была полная свобода и независимость от исходного проекта Вильяра. Тут-то все и началось…
С того момента и до самого трагического конца под колесами трамвая в 1926 году он не оставлял грандиозную, а с 1914 посвятил себя исключительно собору. Увы, главного он сделать не успел. Фасад Страстей появился уже во второй половине прошлого века, Фасада Славы и многих башен нет до сих пор. Великая стройка продолжается, и с каждым годом в ней все меньше остается от невероятного замысла. Тайну созидания творец унес с собой. Когда-нибудь под настроение напишу еще что-нибудь о соборе и о странном каталонце, сумевшем заглянуть далеко за границы человеческого понимания. А пока просто картинки – фасад Рождества, созданный еще им самим.
Портал любви:
В центре – Древо Жизни.
Впервые стоя наверху на мостике между башнями на высоте семидесяти метров и трясясь от ужаса (страшно боюсь высоты), я пытался уместить в голове масштаб замысла. Это происходило не сразу, поэтапно. Заставил себя на полусогнутых подойти и вцепиться мертвой хваткой в каменный парапет, глянуть вниз… Мама! А ведь кто-то это построил. Без кранов, без вертолетов, без бульдозеров, в конце концов. Кто-то каждый день поднимался по этим узким каменным лесенкам башен или по лесам и не просто смотрел вниз, а замешивал раствор, клал известняковые кирпичи, кто-то управлял всем этим, контролировал. А потом еще слой осознания: ведь сначала это нужно было ПРИДУМАТЬ! Вообразить, представить, построить внутри себя. Наверху это ощущаешь намного острее.
Еще кусочек портала Любви, с трубящими ангелами:
На вершине Древа Жизни – кипариса Святая Троица: буква Т (греческая Тау – первая буква имени божьего ) символизирует Бога, полосы, пересекающие ее образуют Х и олицетворяют Христа, а белый голубь с распростертыми крыльями – Святой Дух.
К строительству Гауди привлекал наиболее талантливых авторов того времени. Большую часть скульптур фасада Рождества создавал Лоренцо Матамала. Вот некоторые из них.
Избиение младенцев, портал Надежды:
Рождение Иисуса:
Святой Иосиф и Иисус:
Бегство из Египта:
Иисус-плотник:
А вот Жауме Бускетс - музыканты:
Любопытно, что и в наше время на фасаде Рождества кое-что меняют. «Поклонение королей (волхвов)», Иоахим Рос-и-Бофарулл, датировано 1982 годом:
А в целом большой стройке под названием Искупительный храм Святого Семейства конца-края не видно. Вот и соображают башни на троих с кранами: