Об этой пещере газета «Киргизский край» писала в 1903 г. следующее: «Аулие-Тас представляет из себя длинную, сажен в десять, пещеру, у западной стены которой лежит большой, с углублением в середине камень. В нем постоянно скапливается стекающая со стен и потолка пещеры холодная, прозрачная вода, отличающаяся, по мнению киргизов, очень целебными свойствами.
Посещающие пещеру киргизы пьют эту воду, обмывают ею больные части своего тела и употребляют для установленных у магометан омовений. В пещере, по преданию киргизов, жил когда-то святой человек. Народа съезжается к Аулие-Тас временами очень много; особенно много бывает женщин, так как святая вода пещеры уничтожает, по мнению тех же киргизов, бесплодие женщин».
Но до пещеры надо было еще доехать.
По Баян-Аульскому району нас сопровождал проводник Алтынбек. Улыбчивый, легкий в разговоре, помнящий все достопримечательности поименно и породственно - в каком году, что произошло, кто здесь был, каким родственником приходится ему. Едем по степи, Алтынбек показывает в сторону: "Здесь родился академик такой-то, здесь у его семьи была зимовка". Там, куда надо смотреть, никаких особых, на наш глаз, примет или знаков нет. Показывает другое, тоже ничем, вроде бы не отмеченное место: "Здесь стояла фабрика, англичане золото мыли". У казахов, у степняков сформировалась совершенно иная оптика, с тончайшей подстройкой под топологические нюансы одинаковой, на наш европейский глаз, степи.
Есть такая история: век назад русский офицер с местными сопровождающими ехал степью и заметил, что обронил свою перчатку, только когда приехали на стоянку. Послали казаха найти и он привез эту перчатку, хотя та не просто лежала неизвестно где, но и, как оказалось, была втоптана лошадьми в сырую землю. Однако необычный отпечаток копыта говорил о том, что лошадь на что-то наступила. Увидеть такое можно только благодаря унаследованной и затем воспитанной оптике. Один из наших водителей говорил: "Сейчас ездят с навигаторами и ошибаются, не могут быстро доехать, а я ориентируюсь по сопкам и еду самым коротким путем".
В центре видна могила известного батыра Джасыбая, прославленного и погибшего в битвах с джунгарами в 17 веке.
Два ряда камней - сохранившиеся противоджунгарские укрепления.
Зеленое ровное пятно вдалеке - начало пешеходного пути к пещере Аулие-Тас, который частично проходит по деревянным мосткам.
Мимо таких пейзажей - почти норвежских фьордов - поднимаешься в гору по маршруту паломников и туристов.
Уже при входе чувствуется каменная, устойчивая прохлада, а внутри пещеры градусов 10-15. Мы шли в пещеру вместе с мусульманской частью экспедиции и специальный местный инспектор (при галстуке, глаженых брюках и халате) отвечающий за порядок и чистоту в районе пещеры, прочел вслух приличествующие случаю молитвы. Туристы же заходят по-простому, без церемоний.
То, чем пещера заканчивается, с лужицей воды - конденсата, сочащегося по выглаженным каменным стенам.
Когда мы уходили из Аулие-Тас, пришло время намаза и инспектор разрешил нам отснять азан - призыв к молитве, который торжественно прозвучал, провозглашаемый с этой высоты в сторону долины. Даже не сказать, что это красиво, просто это было правильное действие - в нужное время, в нужном месте.
На обратной дороге
Конечным нашим пунктом был Павлодар, где из окна гостиницы виден новенький собор Св. князя Александра Невского на берегу Иртыша.
Иртыш очень мощный, непрозрачный, тугой, с высокой по-весеннему (начало июня) водой.
К вечеру второго дня случилась легкая пыльная буря - воздух был горячий (+34) и мутный от пыли, но
это не мешало летающим вампирам, обитающим в диких зарослях по берегам, продолжать питаться павлодарцами и гостями города.
Так выглядит старая застройка Павлодара, это - драмтеатр имени Чехова.
Краеведческий музей уникален изобилием палеонтологических экспонатов, а все благодаря тому, что Иртыш возле Павлодара имел такой изгиб русла, что с древних времен кости и скелеты всяческого зверья приносило отовсюду из прииртышья, вплоть до Китая и намывало-выкидывало течением на местный берег. Потом течение изменилось и прикопанные кости ждали своего часа. Час настал в конце 19 века - берег начал осыпаться и осыпается понемногу до сих пор на радость всем любителям древностей. Найти самому зуб мамонта вполне реально, но в музей не то, что продать (как в американском кино), но и отдать не получится - там крайнее затоваривание зубами и костями.
Кроме краеведческого музея стоит сходить в дом-музей фотографа и этнографа Багаева.
По дороге туда на частном доме мне попался хороший образец граффити.
А еще здесь есть "оно", поскольку не может... и т.п.
Из сувениров знающие люди брали на память казахский коньяк
Аэропорт Павлодара - самый маленький из тех, что я видел. Табло не нужно - расписание рейсов помещается на листке форматом А-4, прикнопленном к стеночке. О посадке не объявляют, нужно следить за остальными и, когда они куда-то начинают просачиваться - двигаться за ними.
Из иллюминатора на прощанье было отлично видно Иртыш, в котором такое течение, что, только плавая, можно удерживаться на одном месте.