Про святого поэта, жертвенного барашка и домашний хлеб
Мы ехали из Каркаралинска в Баян-Аул. Нас повезли на родину знаменитого человека - поэта, просветителя, общественного деятеля – Машхур Жусуп Копеева (1858 – 1931). Сначала мы были в его музее, а потом поехали на место его захоронения. Это было 70 км по очень проселочной дороге. На сегодняшний день Машхур Жусупа почитают как святого и к нему приезжают паломники. На открытии его мемориала несколько лет назад собралось 10 000 человек. Рядом с этим святым местом мы увидели первые юрты за всю неделю казахской поездки.
На холме виден мемориал, к нему ведет мраморная лестница, внизу служебные домики, и две юрты, куда нас пригласили пить чай. Но не сразу.
С одной стороны спутниковая антенна, с другой - шанырак - главный смысловой элемент юрты, центр ее купола, с него начинают собирать каркас, это же слово обозначает "домашний очаг" и символ шанырака помещен в центр современного герба Казахстана. Т.е. с антенной никаких сравнений по значимости, только по форме и размеру.
Так вот, пить чай нас пригласили люди, которые разрешили нам отснять ритуальное жертвоприношение. Это родственники из большой казахской семьи, собравшиеся вместе ради этого события в святом месте, причем не привязываясь ни к каким датам. Они приехали со всей страны, а один даже из Англии ради такого важного дела и то, что в этот момент мы оказались рядом - совпадение - они совершают такой обряд один раз в году.
Была прочитана специальная молитва и одним движением по сонной артерии... Так обычный баран стал жертвой во Имя. Они не держат его, а прикоснувшись руками, тем самым подтверждают свой статус - жертвующего и причастного.
Затем опытный человек очень быстро и чисто превратил баран в тушку, не пролив и капли крови на землю - все ушло в тазик и на картонку. Вот с этого момента нас попросили не снимать - объяснили, что теперь "не желательно" - все таки обряд.
А солнце уже зашло и небо стало таким мягким, как степь.
И мы пошли в юрту, чай пить.
Рядом со мной - два наших начальника - с российской и с казахской стороны (не уверен, понятно ли где - кто?). Нас приглашали поесть бешбармака, который уже варился из барашка, но мы спешили доехать до Баян-Аула.
Если обернуться с вершины холма, то так выглядела дорога, по которой мы сюда приехали из Баян-Аула. Здесь живут родственники нашего проводника. Не удивительно, что все здесь чьи-то родственники, но удивительно что они помнят все свои родственные связи, минимум до 17(!) века.
Семья - муж, жена, трое дочек. Муж был на работе - строил дом какому-то родственнику. Для нас поставили самовар, накрыли дастархан. Здесь нет электричества (генератор), вода - в колодце у холма. Зимой детей отвозят к родственникам, тогда они ходят в школу. Автолавка к одной семье не приезжает, поэтому все привозят сами.
Нам показали свою кузню, что редкость. Все в рабочем состоянии - мехи, горн, инструмент. Построили ее для себя, иногда пользуются. Рядом есть старая шахта, брошенная английскими промышленниками, которые добывали здесь золотоносную руду.
По этнографической просьбе показали самодельную люльку.
и принесли к столу свежий хлеб. С самодельным маслом - каймаком - это затмевает любые кондитерские изделия. От хлеба шел пар (на снимке почти не получилось - резали быстро - горячий).
видны формы для хлеба
Это, в продолжении темы Машхур Жусупа Копеева, центральная мечеть в Павлодаре, посвященная этому легендарному человеку. Крупнейшая, кстати, мечеть Казахстана, недавно построенная.