На горное озеро Шайтанколь рядом с Каркаралинском мы собирались дойти пешком – «Немного в гору, километров шесть». Но у границы заповедника нас сразу подобрал дружелюбный грузовик с открытым бортом. На борту, как оказалось, мы не одни: в кузове ехала кровать типа тахта (лесник вез себе на кордон), щиты с природоохранными надписями и свободно раскиданные бруски и палки. Логично было сесть на тахту и, следуя той же логике, не удивляться, что у нее с одной стороны ножки подломились сразу.
Хотя нас было всего четверо и видеокамера со штативом.
Метров через двести группа попутных детей брала вброд ручеек. Подобрав их всех – человек 15 – в кузов на кровать, мы тут же лишили ее всех шансов и оставшихся ног. Комфортно прыгая согласно рельефу лесной тропы и держась за борт, мы еще три раза пересекли ручей и через пять километров сошли у начала скальных выходов.
Затем мы прошли пару километров по довольно крутому подъему складчатого типа, усыпанному хвойными иголками.
вокруг озера только камень и сосны
что-то видно, только если залезть на самый верх скал по границам озера
здесь тоже есть деревья с вотивными тряпочками
Шайтанколь - метров 60-80 в длину, с чистой водой и без зловещих признаков. Хотя, согласно местной легенде, здесь шайтан топил домашний скот, и Аллах, не сумев по-хорошему договориться с нечистым, придавил его камнем и оставил в озере навсегда. Есть исторический факт - в начале ХХ века на озере был поставлен православный крест и место было освящено. Но крест не сохранился.
С утра стояла жара, снабженная теперь хвойной отдушкой и комариным саундтреком. Наш казахский начальник Бекен как-то враз разделся, сказал мне: "Давай!" и нырнул в озеро. Я не стал сопротивляться традициям. Когда мы вылезли, нам вовремя сказали, что купаться здесь нельзя и что "озеро бездонное". Но, плавая почти в центре водного зеркала, я чувствовал, как цепляю ногами траву. Да и крест православный должен все суеверные запреты отменить.
Тропа идущая вниз от Шайтанколя.
Проходили мимо зарослей цветущей (начало июня) черемухи, много цветов земляники, ее в июле собирают ведрами по солнечным склонам
Дорогой вниз лес местами становится почти среднерусским
Вообще, одним из самых сильных впечатлений, было в Казахстане обилие разнообразной воды: ручьев, речек, озер, искусственных водоемов. Вот этот виден был из окна гостиницы -благоустроенное природное озерцо, оставшееся чистым - я видел. как рано утром вдалеке не раз, вероятно, привычным фарватером, проплывала выдра.
Гостиница, точнее - горный отель "Тас-Булак". Место очень хорошее, дорогое, на рубли одноместный номер стоит 1200. Недостатков два: комары (что устранимо) и отсутствие сотовой связи и ТВ (недостаток ли это?). Остальное - на достойной высоте, в том числе работающий внешний лифт и милые горничные.
Забавный интерьер столовой, с не определяемым архитектурным стилем и - что жаль - почти советским нормативным меню Дома отдыха (но все свежее).
Этот ручей, берущий начало из целебного источника, расположен уже в районе Баян-Аула, недалеко от мемориального музея поэта Торайгырова, умершего в возрасте 27 лет. Что поразительно (вновь я о судьбе поэтов в Казахстане), музей был открыт к 100-летию со дня рождения, в 1993 году, когда даже с продуктами было туго.
Рядом с ручьем растет рощица редкой черной ольхи
Так выглядит часть села, где был построен музей.
Если залезть на скалы повыше, где козье царство, можно увидеть еще одно озеро, которых необыкновенно много в Баянаульском районе, но про этот курортный край как-нибудь в другой раз...