"Назовем-ка мы кошку Кошкой!" - вспомнил я, когда прилетел в столицу, названную Столица - Астана. Раньше она была Акмолинском и Целиноградом, городу 180 лет, а в новом статусе - всего 12. Центр Астаны похож на скульптурные симпозиумы, когда разные авторы, собираясь в одном месте, показывают, на что они способны, только объекты архитекторов не оформляют сквер или парк, а формируют одну из самых молодых (или самую молодую?) столиц мира.
Символ Астаны - Байтерек. Как пишет Википедия: "Автор проекта монумента — известный английский архитектор Норман Фостер. Высота сооружения составляет 97 метров, с шаром, венчающим конструкцию — 105 метров. Диаметр позолоченного шара 22 метра. Нижний уровень уходит на четыре с половиной метра под землю, где расположены кафе, аквариумы и минигалерея «Байтерек». Оттуда же можно подняться на лифте на самый верхний уровень — шар, внутри которого располагаются бар и панорамный зал.
Это вид из лифта
«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла." В народе Байтерек называют Чупа-чупс.
В середине золотого яйца стоит особое сооружение, с отпечатком ладони Первого президента Казахстана. Люди прикладывают к нему свою руку, замирают и фотографируются. Вероятно, они при этом загадывают желания.
Вид от подножия Байтерека в сторону Президентского дворца.
Такие рукодельные сооружения на главном бульваре Астаны смягчают геометрическую идеальность архитектурных форм.
Из этой композиции должна получиться пара борцов, которые покроются всходами посаженной растительности всем на радость.
Еще, кроме слонов, была таким же способом озелененная юрта, лошадь и небольшой караван.
Я пытался подобрать сравнение, думая о принципе, по которому построена Астана. На вторые сутки прибывания в городе я понял, что это принцип дастархана - гостеприимно, щедро, разнообразно. И строительство продолжается за счет прибавления размеров скатерти.
Мы были в этом замечательном музее, где фотографировать запрещено. Поэтому вкратце, в режиме штрих-пунктира перечислю, что мы видели массу разнообразных вещей. Например: швейную машинку матери президента, фотографию "красивой и энергичной девушки - будущей жены президента", портрет президента на фоне синих гор и красных маков работы Ильи Глазунова, "купольный зал - от слова "купол"" и огромное количество наград и подарков. Есть спортивный велосипед от победителя Олимпиады и камень, возрастом 1500 лет, от путешественника Сенкевича. Подарок от нашего президента - расписная фарфоровая ваза - смотрится весьма бледно. Почему? Да потому, что здесь даже настоящий пулемет системы "Максим" не простой, а золотой. И это - не метафора. Тренируйте воображение, фото запрещено.
Это фото из сувенирной лавки, где настоящее царство Мидаса. Меня более всего привлекла пирамида Фостера, на равных вошедшая в золотой ряд вместе с бокалами и статуэткой сакского царька.
Тут же продается буклет с генеалогией Чингизидов. Заголовок такой: "Чингисхан - генералиссимус раннефеодальной формации. Признан Юнеско человеком второго тысячелетия".
Чудесное место - Ата-Мекен - Земля отцов - макет Казахстана, с наиболее достопримечательными памятниками. Мастерство макетчиков - высочайшего уровня, тем более, все это демонстрируется под открытым небом. Экскурсовод сказала нам: "Вы здесь отрадно обрадуетесь". Что мы и сделали.
Поезд движется среди искусственной травы, натуральные заросли здесь выпалывают. Вдалеке видны искусственные горы и мостик для зрителей.
На первом плане - космический корабль "Буран", на втором - флаг, с размером полотнища 20х30 метров.
Пирамида по проекту того же Нормана Фостера - Дворец мира и согласия. "Площадь Пирамиды 28 тыс. кв.м., высота 62 метра, основание 62х62 кв.м. «Дворец Мира и Согласия» — это оснащённые современным оборудованием конференц-залы и выставочные зоны, художественные галереи, презентационные комплексы и многое другое" (Википедия).
Вид от пирамиды. Вдалеке - памятник независимости Казахстана, высотой 91 метр. Потому что независимость пришла в 1991 году. Слева - строящийся еще центр культуры и искусства.
Большой зал пирамиды такой большой, что мой скромный объектив его взял частично. "Зал «Хеопс Атриум» восхищает белизной и благородством мрамора. Этот зал, занимающий площадь свыше 2 тысяч кв.м. и состоящий из 4 примыкающих к нему галерей, готов вместить одновременно свыше 1000 гостей" (Википедия).
"С 8 этажа к залу «Колыбель», что на самой вершине «Дворца Мира и Согласия», ведет мраморная лестница. «Зимний сад», окружающий ее восхищает разнообразием мировой растительности"(опять из Википедии).
Голуби напечатаны на прозрачном баннере, которым оклеена вершина пирамиды. "Большой стеклянный купол — вершина Пирамиды, словно бросает нас на встречу небу, где резвятся 130 голубей, символизирующие народы Казахстана. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу Казахстан — Астану" (тоже Википедия).
Вот из таких домиков состоял прежний Целиноград, вдалеке видно золотое яйцо Байтерека.
Есть и высотка - наследница "большого стиля", это вид со стороны еще не застроенного заднего двора.
Даже московский размах здесь не так размашисто смотрится, степь диктует свой масштаб.
Строящийся объект, где должен быть искусственный ландшафт - то снежные трассы летом, то пляжно-морские радости зимой.
Это фонтан перед цирком (скульптора на букву "Ц" здесь не было, как ни странно).
Мосты украшены мужественными представителями казахской фауны.
Нередко встречаются аисты.
Мраморный рояль "в одну натуру", в малообитаемом парке, и всего одну черную клавишу отломали.
На самом деле, всего такого гораздо больше, просто мы были у этих фонтанов в обычный будничный вечер.
Один из моих вечеров в гостинице украсила рекламная газета "Неделя в Астане". Привожу полюбившиеся объявления: Уролог. Ундролог. Матрацы. Круглые и по европейским стандартам. Искусство брачных покоев. Даосские практики. Обучение и отдых в Турции. Только для женщин. Аккуратно откосы, ветонит, эмульсия, обои. Абсолютно срочный 100% ремонт. Абсолютная врезка замков. Навесим предметы. Аккуратные девушки ищут в/о работу. Аделя, дама с неординарными услугами. Уйгурочка Лола.
По дороге видел вывеску: "Центр удаления вмятин".
Сцена в магазине: При мне коллеги-музейщики покупали книги по истории и этнографии Казахстана. Набрали много, штук тридцать. В очереди в кассу за ними стояла молодая казашка с книжкой на русском "Мой ребенок - миллионер".
И напоследок: одна из наших коллег-этнографов жила в 4-х звездной гостинице Астаны. У нее в гостиничном мини-баре, рядом с виски-водочными миниатюрами, лежали два помидора, одна морковка и пачка презервативов. Она сокрушалась: "Как все-таки мало мы знаем о сексуальной жизни современных казахов!".