Где-то в ноябре возникло желание посетить Казахстан. Основной интерес был по-смотреть, какое государство построил Назарбаев, так как по многим отзывам там присутствует некий феномен построения государства на постсоветском пространстве с разумным политическим строем и нормальными доходами граждан.
Казахстан – страна с гигантскими размерами. Чтобы осмотреть все – Алма-Аты, Хребты Алатау, новую столицу Астану (если проще- Целиноград), Балхаш, остатки Аральского моря и т.п.и т.д. никаких новогодних праздников не хватит.
Для осмотра Казахстана были выбраны западные области – Уральская и Атырауская (Гурьевская), наиболее близкие к Москве. А заодно было решено побывать в Астрахани
Итоговый маршрут получился Москва-Уральск-Атырау (Гурьев)-Астрахань-Москва.
Все впечатления описанные ниже сугубо личные и могут оказаться не совсем соответствующими истинному положению вещей.
1 января 22-40 Выехали из Москвы поездом Москва-Актюбинск. Когда увидел поезд на Павелецком вокзале стало мучительно больно, что ехать придется в данном поезде. Вагоны сильно потрепанные и старые внешне. В составе в основном плацкарт из ВБС Москва-Озинки, Москва-Уральск, Москва - Актобе, Москва-Мангышлак. Купейных вагона три. Страшны были первые увиденные в составе (пока шел к своему вагону) ВБС Москва-Озинки, но увиденные после них плацкартные вагоны Москва-Мангышлак и Москва-Уральск были еще ужаснее. Когда дошли до своих купейных вагонов немного полегчало. Они были получше плацкартных . Внутри все оказалось не так плохо – шоколадный очень старый аммендорф, , но не пыльный, белье минималистическое, но сухое и не оставляющее крошек на одежде, матрасы не пыльные. Туалеты убогие, но чистые, из рам нигде не дует. Создалось такое впечатление , что есть в АО «Пассажирские перевозки» некие ГОСТЫ которым старые убогие вагоны должны минимально соответствовать. В общем, ехать можно, если нет особых претензий на комфорт. Гораздо лучше, чем в не фирменных поездах УЗ
Таможня в Озинках и Семиглавом Маре проходить на деле быстро, но суммарно поезд стоит более 3-х часов. ПТК полностью формальный. Долго из-за того, что паспорта пограничники как российские , так и казахские уносят в свою будку.
3 января (Уральск) 2-07 (4-07 по местному Западно-Казахскому) Приехали в Уральск. Сошло 2/3 вагона. Уральск встретил чистым вокзалом , здоровым памятником Чапаеву на привокзальной площади.
Железнодорожный вокзал Уральска
Памятник Чапаеву
Была забронирована гостиница «Ак-Жыяик» (Белый Урал). Карта Уральска была в КПК. Такси ловить не стали, пошли через центр пешком (суммарно около 50 -60 ми-нут прошли, но зигзагами и медленно). Центр города и город в целом очень чистые (примерно как города в РБ), очень грамотная и эффектная подсветка. Периодически, на перекрестках плакаты с Назарбаевым в каске, в смокинге , в костюме и т.п. Лозунги под ними примерно такие «Главное- это стабильность» «За процветающий Казахстан « и т.п. Все наименования улиц и учреждений двуязычные. Первое впечатление от города ночью было очень благоприятное. Гостиница оказалось паршивенькой, но это и была самая дешевая гостиница (5000 тенге) за двухместный номер с удобствами в городе .(там были номера и по 1000 тенге с человека без удобств) (Остальные гостиницы в городе намного приличней, гостиниц суммарно штук 8). Поспав пару часов отправились смотреть город в светлое время суток. Ночное впечатление днем не испортилось , а улучшилось. Чисто, очень вежливое население, много точек питания. Поесть на двоих стоит около 200-250 рублей на российские деньги практически везде. Во всех кабачинах и кафе 10% чаевых обязательно включается в счет, о чем в меню предупреждено. Официантки и официанты, кондуктора в автобусах, музейные Работники везде очень вежливые. Хотя большинство населения – казахи, говорят в основном между собой по-русски. В школах и ВУЗах одинаково изучается и русский и казахский.
Что смотреть в Уральске: Очень красивый центральный проспект Дружбы (Достык), пару мечетей (напротив новой имеется отличный кабак (несмотря на то, что халяльный - «Ал-аты»), музей Пугачева, и отличный в хорошем состоянии и хорошими экскурсиями краеведческий музей Западно-Казахской области. Два больших собора –Христа Спасителя и Михайловский, времен пугачевского восстания. Много памятников . – Чапаеву, героям гражданской войну, Пушкину, Далю, местные памятники казахские я условно для себя называл «Салават Юлаев» так все они похожи на Уфимский памятник.
Храм Христа Спасителя
Здание краеведческого музея
Несколько мечетей
Михайловский собор
Музей Пугачева
Здание русско-киргизской гимназии
Памятник Пушкину
На Улицах вывешены цитаты и портреты казахских литераторов – Курмангазы, Абая и т.п. Каким то образом в их компанию затесался Михаил Шолохов.
Очень понравились экскурсии в музеях. Основной мотив рассказов об истории Казахстана в них - « Мы казахи народ с кочевым прошлым, но благодаря России и Советскому Союзу мы стали развитым государством на стыке Европы и Азии» Мы помним свою историю, но стремимся совместить в себе все лучшее от Европы и Азии». Единственное, зал о Чапаеве переместили в Чапаевск, а вместо него оборудовали зал с шестиосной юртой.
Вспоминая экскурсии в украинских музеях становится мучительно больно за тупость по-литиков моей родины по месту рождения Украины , которые переворачивают историю с ног на голову, в отличии от Казахских.
Единственное с чем в Уральске плохо в праздничные дни – это с обменниками. Вернее их куча, но на праздники они все закрыты. Работают обменники только на вокзале.
4 января – 5 января ( Дорога Уральск-Атырау) С утра поехал на автовокзал и закупил билеты на вечерний автобус в Атырау. На пути к автовокзалу аккуратно (ненавязчиво )подходят бомбилы с предложениями отвезти за 4000 тенге в Самару или за 5000 тенге в Гурьев (причем называют попеременно город то Гурь-евом то Атырау). Расписание в Интернете нигде нет (мне почему-то казалось что alltransport оно устаревшее, так и оказалось). В Москве я узнал расписание Уральск-Атырау способом устаревшим - на сайте Уральска нашел справочную уральского автовокзала и позвонил туда. Автовокзал очень чистый, сообщение развитое. Находится правда черти где – в зоне жилых домов, но далеко от центра и ж.д. вокзала Из знакомых мне на-званий у Уральска есть автобусное сообщение с Самарой, Тольятти, Ульяновском, Оренбургом, Актюбинском, Атырау,. Там в расписании до черта названий еще , но это явно не областные центры – они мне не о чем не говорили. Билеты купил на рейс в 19-00 умышленно так как в Атырау мне лучше было приехать позже, чтобы платить за гостиницу только за 12 часов а выехать из нее не раньше 12 (там дорогие гостиницы). Билет Уральск-Атырау стоит 2500 тенге (за 500 км) С утра к продаже было полный автобус. Вечером все расселись на свои места в автобусе. И водила стал запускать пассажиров без мест. Кто-то из пассажиров начал возмущаться какого лешего проезд стоя стоит столько же сколько и сидя . На что водила резонно заме-тил: « Кому дорого, вещи из автобуса забираем, выходим и идем до Атырау пешком». По-сле чего все расплатились. Я так и не смог понять следующее – в день 5 автобусов Уральск - Атырау и газели по на-полнению днем. В предварительной продаже билетов до черта. Кто мешает людям поку-пать билеты предварительно и не мучить себя 7-ми часовой поездкой стоя. Автобусов , довольно комфортный теплый Икарус, выехав из Уральска минут 20 ехал по какой-то дачной застройке, а затем трасса пошла по степи, сначала одинокие деревья вдоль трассы попадались еще минут 20-30, затем и они исчезли. Точнее степь я увидел впервые в жизни. Степи юга РФ и Украины – это все не те степи, которое я увидел в Ка-захстане и Астраханской области ,они слишком заселенные . А тут была огромная беско-нечная заснеженная белая равнина. Трасса Уральск-Гурьев пару лет назад построена заново, строили итальянские «гастарбай-теры». Трасса хорошая. Рейсовая газель преодолевает эти 490 км за 5 часов. Автобус за 6,5 часов , причем зимой это не смотря на условия плохой видимости из-за метелей и ту-манов. На данном маршруте предусмотрена остановка на еду в районе часа. По этому в сумме ехать около 7,5 часов, если сильная метель или туман – 8 часов. Трасса машинами довольно слабо загружена. Точки питания на трассе я бы условно назвал «чайхана» (хотя кафе на казахский переводится по другому , как заимствованное слово и называется «кафеси»). На трассе есть штуки три таких «чайханы». Часа через 2 ,5 после выезда из Уральска у первой «чайханы» пассажиры попросили водилу остановить, на что тот сказал «меня здесь бесплатно не кормят», потерпите час до Батурина, там и поедем. Я представил себе этот Батурин поселком или райцентром, ну типа бывшей гетманской столицы на Украине. Когда автобус остановился никакого поселка там не было . Что там все пассажиры называли «Батурин» не знаю. Был большой деревянный дом – «чайхана» и в 100 метрах от не-го туалет типа «сортир». Вокруг голая заснеженная степь и сильный зимний степной ветер. В «чайхане» было простенько но чисто . Две очереди – одна на оплату, ¸другая на вы-дачу еды. Набор еды – яичница, чебуреки, манты ну и еще позиций 10. Посуда старая, кружки многие с отбитыми ручками, но все чистое. Столы и стулья тоже старые, но чис-тые. Стоит еда какие-то копейки – на двоих рублей сто двадцать обошлось плотно поесть. Выйдя после еды на улицу увидел, что поднялся туман . Причем сильный. Температура упала с - 7-9 до – 18 примерно (дело было к 11 вечера, а для резко континентального кли-мата такие перепады температур характерны). Ветер усилился. Закурил. Мне стало вдруг от чего–то хорошо. Представилось, что на краю света – голая снежная степь, ветер , ого-нек сигареты, туман, начинающаяся метель, а главное теплый автобус рядом, куда я сяду через 5-10 минут, насладившись морозным степным ветром. Автобус отъехал, пошла сильная метель и усилился туман, автобус поехал сильно мед-леннее. Ближе к Гурьеву было пару остановок, где люди выходили. Куды они выходили – не знаю , вроде там не каких построек не было видно. Перед Гурьевом в тумане долго шли огни нефтебаз, смотрящиеся как огни взлетно-посадочных полос аэропортов. Переехав реку Урал севернее Гурьева автобус въехал в заснеженный город. В два часа ночи подъе-хали к автовокзалу, который находится в азиатской части города рядом с ж.д. вокзалом на самой окраине города. Шла метель , туман чуть прошел. Поймали такси и поехали в за-бронированную гостиницу «Алматы» Гостиница оказалась очень чистой качественной , отельного типа . Стоит 10000 тенге в сутки или 5000 тенге за номер на двоих за 12 часов. В Атырау практически все гостиницы так и стоят.
5 января Атырау (Гурьев) К Атырау идеально подходит определение «город контрастов». Азиатская часть состоит из небольших домов и улиц с хрущобами. Но при этом все довольно чисто. В Атырау можно заняться межконтинентальным туризмом – перейти мост Евразия в центре города по краям которого имеются указатели Европа и Азия. Поднявшись на середину моста над Уралом с азиатской части открывается вид на проспект Евразия и его окрестности по сравнению с азиатской частью города они поражают – это как бы европейский мегаполис в уменьшенном виде - офисы банков, нефтегазовых компаний, жилые дома типа алых парусов в Москве, торговые центры и т.д и т.п.
Азиатская часть города
Река Урал и жилой комплекс на Европейском берегу
Акимат (Областная администрация)
Знаки "Азия" и "Европа" на соответствующих сторонах моста над Уралом
Новый город все постепенно разрастается от проспекта Евразия и съедает деревянную застройку. На плакатах, что там будет на огороженных стройках в 3-х кварталах от проспекта изображен чуть ли не «москва-сити», это будут вроде как офисы нефтегазовых компаний.
Новостройки с проспекта Евразия постепенно "поглащают" старую деревянную заструйку.
Осмотрели новый город, сходили в кино в торговом центре (все фильмы в кинотеатрах только на русском), поели , заехали за ве-щами в гостиницу и поехали на вокзал. Вокзал похуже, чем в Уральске, но грязным его назвать нельзя. Хотя для нефтяного города местный аким (губернатор) мог бы и чего по-приличнее построить.
Железнодорожный вокзал
Виды Атырау
5-6 января (дорога Атырау –Астрахань) Поезд Мангышлак ( пару ВБС)-Атырау-Астрахань оказался ничего, лучше Москва-Актобе, хотя я ожидал ,что будет хуже . Казахский проводник удивился терминальным билетам, но впустил в поезд без вопросов. Вагон был довольно неплохой купейный шоко-ладный аммендорф, довольно чистый, белье сухое , пыли в вагоне не было, туалеты ста-рые и чистые. Линия ж.д. все время идет по степи. В поезде я обнаружил, что потерял миграционку, точнее оставил ее в гостинице. Я уже как то терял миграционку, но одно дело пересечь русско-украинскую границу в Конотопе, где езжу 3 -4 раза в год, а тут могли возникнуть проблемы – они и возникли. Казах пограничник на казахской станции Ганюшкино ночью , ближе к утру., когда узнал об отсутствии миграционки , попросил выйти из поезда, но без вещей к старшому. Стар-шой (не казах, а русский по внешности) принял меня в кабинете в одной из будок, сказал, что передаст меня миграционной полиции, а они уж будут разбираться, иначе проверить дату моего въезда невозможно, никаких соединений ни к каким базам у них тут нету. На вопрос о том, как отсюда до Астрахани доехать потом был ответ никак – только Астра-ханским поездом али Душанбинским до Аксарайской. На вопрос можно ли договорится Старшой сказал «с этого надо было и начинать». Он закрыл все двери, и спросил «что вы можете мне предложить» Я ответил «500 рублей РФ». Старшой сказал «Нате вам ваш паспорт и езжайте себе, ничего я с вас не возьму, а то ездят тут всякие , а потом в Астану жалуются, что с них деньги казахская таможня на границе вымогает» Почему он ничего не взял, хотя явно собирался , у меня три предположения - 1)слишком малая сумма , чтобы рисковать местом 2) испугался, что это «контрольное захоронение» 3)Назарбаев искоренил взяточничество (правда в это мне слабо верится)
Краткое личное ИМХО по Казахстану (по крайней мере западному и северному и север-ному, на юге Казахстана кроме Алма-Аты , говорят несколько по-другому все) Нет языковой и национальных проблем , очень вежливые и культурные городские жители Назарбаева в музеях и не только называют Нурсултан Абишиевич, с уважением и как бы с придыханием. Сугубо, ИМХО, он этого достоин, так как сделал невозможными языковые проблемы, соединил в единую линию историю государства без подтасовок фактов. ИМХО находясь во власти обогащение ему и верхушек государства уже не актуально. В годы развала СССР и 90-е они себя и свои кланы обеспечили на столетия вперед, а сейчас уже занимаются строительством государства и увековечиванием себя в истории. Отстраиваются города, для поездов железных дорог нанимают испанцев, архитекторы немецкие, автодороги строят итальянцы и внимание (1) мосты в западном Казахстане строят (по словам местных таксистов) гастарбайтеры из Саратовской и Волгоградской областей. В общем, вывод такой я сделал из поездки по Западному Казахстану – Назарбаеву за строи-тельство государства респект, все делается грамотно и разумно. Конечно для полного впе-чатления надо будет еще как-нибудь посетить Алма-Ату с Астаной и пару дыр типа Талды –Кургана и Жезкезнгана. Может от последних двух впечатление будет и сильно хуже. Западно-Казахская и Атырауская область все - таки нефтегазовые регионы.
6 -7 января Астрахань Пройдя ПТК в Аксарайской прибыли в Астрахань, заселились в частной гостинице «Сюрприз» в 20 минутах ходьбы от центра (1400 руб за двухместный номер со всеми удобствами, душевой кабиной, тапками-халатами и включенным завтраком). В Астрахани большой красивый Кремль, много воды – рек и ериков (дельта Волги) сам центральный рукав Волки с портом и набережной, много церквей и мечетей. Неплохо со-хранившаяся дворянско – купеческая, застройка центра, хотя часть центра и примыкающих районов – старая разваленная деревянная застройка и хрущобы. Новые районы по-симпатичней . Посещения город однозначно стоит.
Астраханский кремль
Волга и набережная
Виды центра Астрахани
Железнодорожный вокзал
7-го января на 93-м поезде уехали в Москву днем, посмотрели пейзажи болот верхней части дельты Волги на Участке Астрахань-Аксарайская и снова снежные равнины степи пока не стемнело от Аксарайской до Верхнего Баскунчака. 8 января вернулись в Москву