Договоренность о моем приезде в Череповец была хотя и не очень давняя, но зато надежная. В этом городе я не бывала ни разу, мало того, я очень плохо знаю Вологодскую область (всего лишь несколько раз проезжала мимо, да еще во время нашего с мужем летнего путешествия в Архангельск мы чуть ли не всю Вологду обошли кругом). Зато я, просмотрев книги, интернетовские отчеты и прочие свидетельские показания, уяснила, что достопримечательностей на квадратный метр там чуть ли не больше, чем жителей.
Монастыри, народные промыслы, красоты природы и архитектуры -- все это манило меня так же мощно, как само слово СЕВЕР. Почему-то южные края не оказывают на меня такого магического влияния, а вот строгая северная красота влечет с детства.
Я купила билет в плацкартный вагон поезда "Шексна" (Москва-Череповец), и потрясающее путешествие началось. Одним из соседей оказался милый дядечка, который полгода проработал водителем в Якутии, а теперь, заработав денег, ехал домой к жене и четырем (!) дочерям с заработанными деньгами и подарками. Первое, что он сделал -- это вынул здоровенную (не меньше двух литов) банку с красной икрой и начал всех угощать. Мы сначала отказывались, как могли, но сопротивляться такому напору долго не получилось. Икра оказалась восхитительной, потом в ход пошла соленая красная рыба. Потом, правда, Сан Саныч (так дяденька представился) достал бутылку водки. Естественно, что никто из нас пить не стал, и Сан Саныч уговорил ее практически один. Последствия не замедлили сказаться -- бедный шофер, державшийся и не пивший целых полгода, поплыл практически мгновенно, и пришлось даже вызывать милицию, чтобы немного ввести его в рамки. Слава Богу, он сошел в Вологде, целый и невредимый, и даже не успевший раздать попутчикам все кровно заработанные деньги.
Череповец встретил меня красивым зеленым вокзалом, легкой поземкой и бодрым морозцем.
Часовня на вокзале
А вот такой железнодорожный ангел желает всем счастливого пути:
Целью моего путешествия был историко-художественный музей, в котором я должна была договориться о концерте. Попутчица из поезда Елена предложила проехаться в центр в трамвае: так я смогла бы посмотреть не новостройки, а историческую часть города. Трамвая долго ждать не пришлось, и через десять минут я уже была на Советском проспекте -- это главная улица старого города. Практически все дома там одно- и двухэтажные, многие -- деревянные, причем, некоторые крыты тесом, а некоторые рублены из цельных бревен. Часть улицы, примыкающая к музею выстроена из красного кирпича (одно время была такая мода), из красного же кирпича построен сам музей, Камерный театр и Филармония, а также городской ЗАГС.
Очень много булочных и кофеен. Везде пахнет свежевыпеченным хлебом.
Аптека (почему-то в здании Филармонии).
Зайдя в музей, я узнала, что директор сегодня утром заболела и не сможет прийти, а переговоры доверила двум замам -- Ксении и Светлане, но их пока нет. Мне предложили посидеть и подождать их в музее, но я решила пройтись по городу и познакомиться с ним поближе. Знакомство мое началось с Филармонии, в которую я решила зайти самым наглым образом, уговаривая себя, что два концерта будет лучше чем один, если моя наглость принесет какие-то результаты. Как ни странно, принесла -- меня встретили очень приветливо и обрадовались возможному сотрудничеству. Директор оказалась молодой улыбчивой красавицей (кстати, жительницы Вологодской области как на подбор прекрасны), зал -- уютным и очень нарядным, внутри все зеленое, что приятно напомнило мне поездку в Казань. Попробовав рояль, я сразу же договорилась о концерте в начале следующего сезона, и безумно обрадованная пошла дальше. По дороге к музею я заметила два магазинчика с изделиями народных промыслов, и первое, что я сделала -- это купила в каждом по керамическому колокольчику, а в одном из магазинов на сдачу мне дали отрез вологодского кружева :) Колокольчики, правда, были довольно простые, но мне просто захотелось иметь что-то на память об этом чудесном городе.
Это он же, но с обратной стороны:
А это второй, авторская работа:
Пройдя по Советскому проспекту, я поднялась на Соборную Горку, чтобы разглядеть поближе знаменитый Воскресенский Собор. С этого собора, сердца города, и началась история Череповца. Вот выдержка из статьи в Википедии:
"Первое упоминание о Череповце в документах относится к 1362 году. Тогда был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь. Основателями его считаются преподобные Феодосий и Афанасий, последний вошёл в историю православной церкви под прозвищем «железный посох» и был учеником самого Сергия Радонежского. Монахи поселились в местности, которая к тому времени уже была заселена и называлась «Череповесь». Лингвист А. И. Ященко утверждает, что название «Череповесь», образовано слиянием двух древнерусских слов: «черепь» (возвышенное место, возвышенность) и «весь» (деревня). Таким образом, название Череповесь обозначало поселение, посёлок, стоящий на возвышенности. Есть также предположение, что слово «весь» в названии города произошло от племени весь, которое жило на этой территории с IX века. Воскресенский монастырь, как и другие русские монастыри того времени, играл роль не только религиозного, но и хозяйственного центра. Со временем возле монастыря появилось большое торговое село Федосьево (которое и стало основой для будущего города) и множество более мелких деревень и сёл. Было построено несколько церквей. Монастырь владел рыбными промыслами и поставлял рыбу в Москву, он был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов."
В музее (чуть позже расскажу и о нем) мне поведали такую легенду: у Сергия Радонежского было много учеников и последователей, основателей славных монастырей по всей Руси. Одного из них, строгого и молчаливого, звали Афанасий Железный Посох (причем, с ударением на последнем слоге -- посОх), а вот другой -- Феодосий -- был богатым и веселым купцом, покорителем рек и авантюристом. И вот плыл как-то жизнерадостный Феодосий по реке Шексне, подсчитывал возможный барыш... и настигло его в пути солнечное затмение. Купец страшно испугался и дал обет: если он выживет, то дальнейшую жизнь свою посвятит Богу и построит монастырь. В это время в холм, мимо которого проносило его судно, ударил огненный столп (по всей видимости, молния) и указал Феодосию, где надобно строить монастырь. Через несколько лет он вернулся сюда уже монахом, учеником Сергия, и другом Афанасия. Вместе друзья энергично взялись за дело и возник на горке монастырь, давший начало городу Череповцу. На памятнике около собора друзья такими и показаны -- непохожими, разнохарактерными. Наверное, это и хорошо -- такая дружба помогает вершить великие дела :)
Это Афанасий и Феодосий:
Крест рядом с собором:
Внизу креста находится деревянная резная доска с изображением монастыря:
Воскресная школа:
После осмотра замечательного во всех отношениях собора (кстати, там было слышно пение хора, очень стройное и красивое) я решила, пока есть время, спуститься к реке Шексне. Замерзшая река поразила меня величавым спокойствием и какой-то умиротворенностью. Пристань на Шексне большая, вернее, она состоит из трех похожих, но независимых причалов, сильно напоминающих декорацию к фильму "Жестокий романс".