Не хотелось бы разбивать главу о Мамаевом Кургане на две части, но иначе получится даже по моим меркам очень большой пост. Итак, Мамаев Курган. Мамаев Курган - одно из мест русской воинской славы, наряду с Чудским озером, Куликовским полем, Полтавой и Бородиным. Однако именно здесь, а не где-то ещё, решалось - жить нам с вами или нет. Цена вопроса - узкий клочок волжского берега и склоны этого кургана.
На страницах книги "В окопах Сталинграда" Виктор Некрасов описывает Мамаев Курган за несколько дней до битвы: "Он плоский и некрасивый. Молоденькие деревца, насаженные рядами. Люся говорит, что здесь предполагалось разбить парк культуры и отдыха. Возможно, когда-нибудь здесь и будет красиво, но пока что мало привлекательно. Какие-то водонапорные башни, сухая трава, редкий, колючий кустарник. Но вид отсюда действительно замечательный".
И вот осень 1942-го. Солдаты вермахта, пока ещё уверенные в лёгкой победе, взбираются на склоны высоты 102,0:
Бои на Мамаевом Кургане не прекращались почти весь период битвы. Даже зимой он оставался чёрным - снег таял мгновенно.
Последний выстрел на Мамаевом Кургане прозвучал в честь окончательного разгрома 6-й армии Паулюса:
После сталинградской победы, в феврале 43-го, Мамаев Курган выглядел так:
Обугленный курган был превращён в грандиозный мемориал, который открылся к 50-ой годовщине Революции.
У центральной лестницы стоит композиция "Память поколений":
Центральная лестница. Очень хорошо, что в Волгограде не испытывают комплексов по поводу слов "Советская Родина" и "СССР":
Аллея пирамидальных тополей:
Родина-мать уже отсюда поражает своим величием.
Мы находимся ещё в начале мемориала, а город уже далеко:
Вид на гостиницу "Турист":
Аллея тополей ведёт к площади Стоявших Насмерть:
Известная скульптура "Стоять насмерть!":
Слова скульптора Вучетича: "Это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы".
Говорят, что лицо каменного воина напоминает портрет Чуйкова. Я бы не сказал, что это так, хотя некоторое сходство есть. Сравните сами, вот генерал:
За площадью Стоявших насмерть начинаются Стены-руины, которые можно разглядывать часами. Левая стена посвящена оборонительной стадии сражения:
Обратите внимание, на стене стоит фигура солдата в полный человеческий рост.
"За Волгой для нас земли нет" - слова снайпера Василия Зайцева, ставшие клятвой сталинградских бойцов:
"С нами миллионы людей, миллионы верных сердец во всех странах мира":
"Мы клянёмся":
"Здесь стрелял каждый камень", "Назад не пойдём!":
Русский и узбек:
"Все они были простыми смертными":
Читал я как-то книжку известного английского автора Энтони Бивора "Сталинград". Вот что там написано: "В газетах описывалось множество случаев героизма, и в то же время советская пропаганда демонстрировала полное пренебрежение режима к личности. Почти во всех газетах было напечатано высказывание Чуйкова: «Каждый солдат должен стать одним из камней в стенах Сталинграда». А один из офицеров выразился так: «62-я армия живым цементом скрепила камни в городе Сталина». Эта тема достигла своего апогея уже после войны, когда на Мамаевом кургане был возведён чудовищный мемориал. Гигантские каменные фигуры солдат встают из руин и смотрят с каменных рельефов. Это памятник не столько солдатам-героям, сколько режиму, который заставил их умирать во имя своих интересов".
Как это назвать, а? Понимает ли англичанин то, что люди могут идти на смерть не только за "интересы режима" и из-за страха перед "режимом"?
Правая стена посвящена наступлению под Сталинградом. Здесь фигуры уже не статичны, как на левой стене, а показаны в динамике:
"Всё для фронта, всё для Победы!":
"Здесь все храбрецы":
"За Родину - огонь!", "Дорога назад закрыта для нас велением Родины, приказом народа":
Слова генерала Чуйкова: "Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!"; "Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции? Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть":
"Только вперёд!":
Из динамиков раздаются пулемётные очереди, звуки разрывов, голос Левитана, сообщающий последние сводки, "Священная война"...
Оглянемся назад - вот как мы далеко ушли:
Панораму Волгограда с Мамаева Кургана окинем взором в следующей главе.
Через Стены-руины мы выходим к площади Героев. В центре площади - Озеро Слёз:
По левую сторону стена с надписью:
"Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Это фраза из дневников Василия Гроссмана. Так как писатель не был дружен с властью, Вучетичу пришлось доказывать необходимость этой цитаты в ансамбле мемориала.
Вопрос "Люди ли шли в атаку? Смертны ли они?" - ключевой для Мамаева Кургана. Ответ на него даётся здесь трижды. Первый раз на Стенах-руинах ("Они были простыми смертными"), второй - на площади Героев, в виде скульптур:
Третий ответ мы увидим дальше (в следующей части).
Каждая скульптура изображает две фигуры - воина павшего и воина, идущего вперёд.