В Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря находится музей с многообещающим названием - "Золотая кладовая". Чувствуешь здесь себя, действительно, как в сказочной сокровищнице - толстые стены, низкие своды - и за стеклами витрин - тускло мерцающие золотистые блики окладов икон, церковной утвари, благородный отсвет самоцветных камней, завораживающе - бесконечные растительные орнаменты.
Особенное внимание привлекают работы в мелкой пластике - образки, кресты-мощевики - выполненные в разнообразных техниках - резьба по дереву, кости, филигрань, эмаль - они, совершенно очевидно, уникальны, потому что - неповторимы. Многие эти вещицы для лучшего рассматривания помещены под мощные увеличительные стекла.
А вот этот образок - двусторонний
Еще - кресты и нательные иконки
В настоящее время некоторые из этих старинных техник (мне кажется, что из техники и были -то, что глаза и руки) - безвозвратно утеряны, повторить эти вещи действительно, невозможно! Без преувеличения - роскошное золотое церковное шитье - одеяния патриархов висят в витринах как огромные птицы. От деталей орнамента - не оторваться - неповторяющийся, подробный, но не перегруженный, очень гармоничный.
Еще несколько примеров орнаментального шитья
Здесь, если приглядеться, и золотая нить, и мелкий и - покрупнее, жемчуг, и самоцветы. Немного занимаясь вышивкой, я прекрасно понимаю, сколько времени и труда вложено в эти работы. Такие вещи создаются годами (и надо заметить, совершенно безымянными вышивальшицами).
Необыкновенно красивы оклады икон - как правило, это чеканка, золоченое серебро, работы местных мастеров. Даже без Образов, для которых предназначались эти одеяния - впечатление очень цельное. А там, где есть Лик- эти украшения не кажутся лишними.
Оклады церковных книг и ларец
Покидая этот музей, я думаю о тех людях - мастерах, которые всю жизнь - не гордясь и не ища известности, кропотливо, без суеты, с любовью - делали это Богоугодное дело.