Несмотря на то, что Суздаль стал признанным туристическим центром с прилично отреставрированными или реставрируемыми памятниками истории, предлагающим даже места для проживания паломников в стиле прежних времен (от купеческого дома до монашеской кельи) - то есть весьма "приглаженным", уже на подъезде к городу чувствуется тот самый "русский дух" и в груди становится светло и просторно.
Я долго искала место, с которого можно увидеть панораму Спасо-Евфимиева монастыря - одного из 5 самых крупных мужских монастырей России (и древних - основан в 14 веке!). Вид этот открывается от другого, женского - Покровского монастыря.
Мужской монастрь. Женский монастырь Оба расположены по разным берегам речи Каменки: Покровский - как небрежно кинутое ожерелье на низком берегу реки, Спасо-Евфимиев - мощная крепость - на высоком.
На панораме монастыря видны почти все его значимые сооружения: массивные Въездные ворота, изумрудно-золотые купола Спасо-Преображенского собора, башенка Успенской церкви и изящный куполок - Надвратной церкви.
Главная - Въездная башня. Ввысь тянутся луковки Спасо-Преображенского собора А так выглядит площадь перед собором
Слева - основание Успенской церкви, справа - Звонница, с которой по расписанию раздается колокольный перезвон (обязательно надо послушать, а если повезет - то и самому ударить в колокол). Внутри собора сохранились прекрасные росписи 17 -го века, выполненные костромскии мастерами
Ах, эта лазурь, золото и охра! Кажется, что стены светятся сами, изнутри, из толщи кладки - своим собственным рассеянным светом.
Но на территории монастыря расположен (помимо многих других) замечательный музей - музей книги. Здесь собраны уникальные рукописные и первые (и далее) печатные книги. Под тихими сводчатыми потолками лежат раскрытые чудесные свидетели и участники давних-давних событий.
Эти старые книги сделаны неторопливо и с любовью к деталям: затейливые буквы, самостоятельно-значимо-красивые пряжки-застежки, рисунки с золотом (вот это отношение к книге! - как к Вещи, созданной на века, наВсегда - и пусть у переписчика или художника на это ушло пол-жизни - не его жизнь измеряла значимость его работы).
Здесь находится уникальная - очень большая - необычайно пышно (в золоченом окладе с тонкими медальонами) оформленная книга - подарок монастырю царевны Софьи.
Невозможно пройти мимо такого:
И такого:
И мимо этого - тоже:
Каждый зал скупо, но ясноречиво оформлен в духе того или иного века. И так, из века в век - переходя - от тяжеловесного16-го к 17-му и немного будуарному - 18-му, затем - к чуть -конторскому - 19 му.
В этот музей хочется вернуться снова - еще и еще раз пройти мимо витрин, рассмотреть мельчайшие детали рукописей, попробовать прочитать Евангелие, удивиться подробностям жалованных грамот.
Эти книги пережили своих создателей и своих непосредственных читателей - мы лишь благоговейно можем их рассматривать.
Но будет ли - для кого этим и другим, вообще - книгам - жить? оставаться собеседником и путеводителем?
"Существует преступление ... тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей" (И. Бродский).
У нас должна быть - история. Такая же - невыветриваемая и не подвергающаяся коррозии, как стены этого монастыря.