По России, в отличие от зарубежья, интересно путешествовать потому, что это всё касается каким-то образом непосредственно тебя самого. Такие же русские люди как и ты жили тут веками, что-то чувствовали, думали, стремились, искали. "Чтобы стоять, я должен держаться корней". Покровский монастырь в Суздале - одно из корневищ.
Тут
находится Покровский монастырь. - монастырь женский - снова действует с 1992 года
В августе 2009 года, за 5 минут до ужасающей грозы нам довелось посетить его, укрывшись в соборе от непогоды. Это был разгар кризиса и мы как бы спрятались там от бури житейских невзгод.
1 - Ворота 2 - Собор 3 - Колокольня
Монахи живут в избах справа.
Раньше у собора были голубые купола, как на фотографии сверху.
А теперь стали золотые. Избы перестроили.
Листая архивы можно заметить, что за последние 150 лет вид изменился - раньше на полях вокруг не было деревьев (найди 10 отличий).
Дело было так - жил на свете князь, и звали его Александр, что означает - защитник, по прозвищу Невский. Когда мне было 20 лет - нам с парнями с трудом удавалось косить от армии, а когда ему было 20 лет - он собственноручно командовал ополчением и месил шведских рыцарей на реке Неве - надо же как сильно изменились люди! Но речь не об этом. Был у него родственник - внук племянника - Андрей - суздальский князь. И вот плыл он однажды по Волге и налетела страшная буря. Сейчас нам сложно понять как это буря на Волге может угрожать жизни (увидел, что погода портится - на берег сойди, там ведь рукой подать) но тогда ни надувных жилетов, ни спасательных кругов не было и князь поклялся, что если спасется живым, то построит монастырь. Так и случилось.
Было это не так давно, всего 20 раз по столько, сколько мне, грешному лет назад - в 1364 году.
Прямо над воротами находится церковь.
Специалисты утверждают, что "своим величием и строгостью собор резко контрастирует с интимностью и нарядностью надвратной Благовещенской церкви". Ставим фотографии рядом и сравниваем так ли это. Ну вообще-то сложно сказать. Надо признаться, что прямо вот резкий контраст заметить трудно. Вообще-то они очень похожи. Но раз говорят, значит должно быть так оно и есть, надо воспитывать вкус к архитектуре - если так приглядеться, то ворота и правда поизящнее немного.
слева - 1950 г, справа - 2000.
Надо понимать, что когда девушка говорит - "уйду в монастырь" - имеется ввиду именно такое место - сюда ссылали высокопоставленных жен от жены Василия III до жены Петра Первого.
С Василием дело было так:
Отец Василия устроил для сына грандиозный конкурс красоты, где он (сын) из 1500 участниц выбрал себе жену - Соломонию Собурову (Мисс Русь 1505).
Народ любил свою царицу, но в течение 20 лет супружеской жизни у них так и не родился наследник. Василий чувствовал, что сейчас у братьев кто-нибудь родится и власть перейдет к ним. А терять не хочется. Поэтому он сделал хитрый ход - посадил их в тюрьму (где они и умерли). С царицей вопреки церковному уставу развелся и отправил её сюда, а сам женился на одной литовке.
Конечно Богу это было не угодно, и всё покатилось под откос.
Отдал бы престол старшему брату, и жили бы все счастливо, а так - от второго брака родился глухонемой сын Юрий и кровавый Иван Грозный. Ту литовскую девицу отравили, сам Василий умер от заражения крови. Соломония же по слухам после заточения родила в монастыре младенца, и впоследствии прославлена в лике святых.
Так что хоть ты царь, хоть ты князь, а от выбора между Богом и жаждой власти никуда не деться.
Пётр Первый тоже мягкостью характера не отличался.
В 17 лет его фактически женили на Евдокии Лопухиной. Дюня влюбилась в царя без ума, царя хватило на год таких отношений, а потом он как бы сбежал. А еще спустя немного времени - запер царицу в этот монастырь и держал тут на нищенском жаловании.
И тут мимо проезжал майор Степан Глебов. И дёрнуло майора поинтересоваться, чем отличается бывшая царица от новой любовницы царя. Туда-сюда, слово за слово, потом майор пришел на следующий день, и на следующий и ещё, и ещё.
Всё бы ничего, да царь Пётр расследовал как-то раз предательство сына Алексея и запросил у кого-то из монастыря - а не замешана ли в этом его бывшая супруга? Супругу сразу и сдали с потрохами. Царь разъярился узнав об измене (хотя вообще-то был уже разведен), поймал Степана и жестоко пытал.
Дальше было всё ужасно:
Дело представлялось предельно ясным. При Глебове нашли и подаренный царицей перстень «лазоревый с яхонтом», и любовные письма. При царице - идентичный перстень «лазоревый с яхонтом» и любовные письма от Глебова. Запуганная Евдокия на очной ставке с майором призналась, что «жила со Степаном Глебовым в блуде». Майор же запирался до последнего. Первую пытку - 34 удара кнутом на дыбе - он выдержал героически, и это при том, что даже самым закоренелым преступникам давали за один раз не более 15 ударов.
Степан терпел и когда его посыпали горящими углями. Когда его, измученного и раздетого догола, бросили в камеру, где вместо пола лежали доски, утыканные гвоздями остриём наверх, Глебов держался ещё 6 дней. На исходе этой пытки Степан, находясь уже почти без сознания, признался, что «сошёлся с Евдокией в любовь», но вину царицы отрицал.
15 марта 1718 года измученного пытками Глебова привезли на Красную площадь, заполненную толпами народа. Три часа дня. Тридцатиградусный мороз. Петр приехал в отапливаемой карете и остановился неподалеку от места казни. Рядом стояла телега, на которой сидела опальная Евдокия. Её охраняли два солдата, в обязанности которых входило ещё и следующее: они должны были держать бывшую государыню за голову и не давать ей закрывать глаза.
Посреди помоста торчал кол, на который и усадили раздетого донага Глебова. После чего Пётр приказал надеть на казнимого тулуп и шапку, чтобы тот раньше времени не умер от холода. Терпя невероятные мучения, Степан молчал, не издав ни единого крика. И только на вторые сутки, почувствовав близкую смерть, попросил причастия.
Вобщем, вот такая суровая действительность.
Оставим и мы потомкам снимки для сравнения.
Для многих, Покровский монастырь стал спасением после жизненной трещины, разделившей прошлое и будущее.
Древние стены хранят тепло молитв.
И даже трещинки здесь какие-то по-особенному трогательные.
Не знал, но в шортах на территорию монастыря нельзя. Но так уж и быть, в виде исключения - не оставлять же под проливным дождём. Слева - Григорий Васильевич 1928 года рождения. До событий с Петром Первым, ему всего лишь три с половиной раза назад по столько, сколько он прожил. Просто рукой подать. Интересно наверное переосмысливать историю в этом возрасте.
Чтобы не оставалось мрачного впечатления, последним будет летнее солнечное фото. Места-то, на самом, деле очень светлые! : )