Бологое – один из самых железнодорожных городов России. Если бы не первая железная дорога, связавшая в середине позапрошлого века Москву и Санкт-Петербург, так и оставалось бы Бологое захудалой деревней.
Но вот в 1851 году, после прокладки Николаевской железной дороги, здесь была построена железнодорожная станция первого класса, мастерские, депо – и Бологое стало крупным пристанционным поселком. А уже через пятьдесят лет Бологое входило в систему не только Николаевской, но и Виндаво-Рыбинской железной дороги. Были протянуты пути Бологое-Великие Луки и Бологое – Старая Русса – Дно.
К сожалению, сама железнодорожная станция 1-го класса попала в мой объектив только частично.
Но если кто был в Твери или Клину, может представить как она выглядит.
Из привокзальных сооружений запечатлел, пожалуй, самое выдающееся и оригинальное – водонапорную башню с элементами модерна.
Кроме старого станционного комплекса в начале ХХ века выросла станция Бологое-2 (в моем фотоотчете также не представлена). Поселок стал крупным железнодорожным узлом. Статус железнодорожного центра был поддержан основанием в Бологом в 1881 году железнодорожного технического училища.
В 1950 году оно полностью перестроено, но можно заметить, что в основе – дореволюционное здание
тепловоз в разобранном виде во дворе училища – очевидно, используется в образовательных целях
Была до революции открыта в городе также больница для железнодорожных служащих. Вот один из ее корпусов
В 1901 году в Бологом проживало 5800 человек – побольше, чем во многих уездных городах. Но городом Бологое стало только в 1917 году, по указу Временного Правительства.
Как крупный транспортный узел, Бологое подвергалось сильным бомбежкам в годы великой Отечественной Войны. Кроме немцев, к разрушению старого Бологого приложила руку, разумеется, и советская власть, оставив после себя, в основном, сухую типовую застройку.
Бологое оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, как город оно фактически так и не сформировалось, оставшись, по сути, сильно разросшимся и вытянутым станционным поселком. С другой стороны, вытянулся поселок не только вдоль железнодорожных путей, но и вдоль весьма живописного озера. Так что хмурая урбанистика здесь несколько уравновешивается красивыми природными пейзажами.
Военный мемориал на берегу озера
Строго говоря, Бологое – город одной улицы, зажатой между одноименным городу озером и комплексом различных железнодорожных служб. Идя параллельно вокзалу, эта улица носит имя Дзержинского, а, огибая с запада озеро, названа уже в честь Кирова. К этой главной магистрали примыкают кварталы либо частного сектора, либо непримечательных силикатных хрущевок.
В основном застройка ее довольно мрачна и брутальна.
Простецкие деревянные двухэтажки на улице Дзержинского, построенные явно в первой половине ХХ века, но до или после 1917 года, трудно сказать.
Переулок, ведущий от Дзержинского к озеру
Еще деревяшки на улице Кирова
Несколько каменных дореволюционных домов в районе улицы Кирова радуют глаз
Дом Рябинина
Дом Артемьева
Дом Коловского
Дом Мельникова - самый нарядный в Бологом
фрагмент декора
От «раньшего времени» в Бологом осталось также несколько культовых сооружений. В мой объектив попала Троицкая церковь
Поминальная часовня на Набережной улице. Выстроена в 1912 году на месте сгоревшего годом раньше синематографа в память о десятках жителей, погибших при пожаре.
В следующей части ознакомимся с советским наследием Бологого