Знакомство с ранцевской узкоколейкой, или 24 километра на ТУ4.
Ранцевское торфопредприятие, расположенное возле города Кувшинова, по сей день остается крупнейшем торфодобывающим производством в Тверской области. Свою историю оно ведет с начала прошлого века, а сам поселок появился гораздо раньше. В среде любителей железных дорог это место известно своей исправно действующей узкоколейкой. Время от времени, прокатиться по ней приезжают самостоятельные туристы, а с недавних пор стали проводиться организованные экскурсии для небольших групп.
Четыре часа пути в автомобиле отделяют Кувшиново от столицы нашей Родины - Москвы. Только заметней разница в другом - в образе жизни. Это уже провинция. 10-тысячное Кувшиново начиналось как село Каменка Тверской губернии, построенное в красивом месте на реке Осуге. Первые упоминания относятся к 1624 году. В 1799 году хозяин окрестных земель В. Мусин-Пушкин построил здесь бумажную фабрику, которая работает до сих пор. В 1869 году ее покупает московский купец М. Г. Кувшинов, приобретает за границей новое оборудование и расширяет производство, используя местную древесину. После гибели Кувшинова, возвращавшегося морем из дальней поездки за очередной партией оборудования, руководить производством стала его сестра - Юлия Михайловна Кувшинова, много сделавшая для развития предприятия и самого поселка. Здесь действовала больница, была открыта 6-летняя школа для крестьянских и фабричных детей, приют для детей из многодетных семей и приют для престарелых. При фабрике открылась банно-прачечная и появилась первая "скорая помощь" - рессорный экипаж для поездки к рабочим по вызовам. Кувшинова строила для фабричных рабочих, служащих и больничного персонала жилые дома и казармы. На собственные средства в 1913 году построила народный дом по проекту архитектора Ф.Воскресенского.
С развитием производства гужевой транспорт оказался неспособен удовлетворять транспортные потребности населенного пункта и фабрики. В 1910 г. по инициативе Ю. М. Кувшиновой была построена железная дорога широкой колеи Торжок-Каменка. Станция названа по фамилии фабрикантов — Кувшиново. На линию поступили 2-х и 3-х осные паровозы. Через два года она принимается в постоянную эксплуатацию. А в 1916-м продлевается до Селижарово.
После революции 1917 года железную дорогу и фабрику национализировали. К Кувшиновой новая власть отнеслась лояльно и она еще какое-то время оставалась руководить производством, но вскоре прекратила свою деятельность и уехала в Москву.
Каменская фабрика продолжала работать. Она была самым крупным потребителем торфа в этих местах. Благодаря ей, с 1901 года, в окрестностях начались торфоразработки. Торф на Марусинском болоте копали лопатами и доставляли на лошадях. Незадолго до революции для перевозки торфа построили первую узкоколейную железную дорогу.
В 1912 году торф начали добывать возле поселка Ранцево, в массиве Раменский мох. После Великой отечественной войны сюда поступил подвижной состав с разрушенной немцами Марусинской узкоколейки. Были в окрестностях и лесовозные дековильки к берегам рек, и военно-полевые узкоколейные железные дороги.
Первоначально ранцевский торф доставлялся на Кувшиновскую ТЭЦ в вагонах широкой колеи. В Ранцево был перегруз. Для удешевления производства, в конце 1950-х годов, от станции торфяная в Каменку (название Кувшиново было присвоено в 60-е годы) сооружается узкоколейный путь. Эксплуатируются паровозы ВП1, КП4, ОП2; мотовозы МУЗ4, МД54. В 1970-е годы открывается новый торфоучасток - Ключи. До 1975 года курсирует пассажирский (рабочий) поезд из паровоза и польских вагонов "Пафаваг". Паровозы постепенно заменяются тепловозами ТУ4 и мотовозами ЭСУ1 и ЭСУ2А. Вместо старого деревянного, строится новое, каменное здание депо.
В середине 1980-х, у станции Ранцево закрывается перегруз, обеспечивавший к тому времени отправку по широкой колее исключительно сельхозторфа, и старый производственный участок - Раменский мох.
Наличие по-близости главного потребителя торфа - Кувшиновской ТЭЦ, позволило предприятию и узкоколейной железной дороге стабильно работать по сей день.
Узкоколейка в Кувшиново у ТЭЦ (станция Фабричная).
Деревянный снегоочиститель ЦУМЗ широкой колеи и сарай из крытого вагона рядом с ТЭЦ.