Борисоглебский монастырь для Торжка замещает Кремль. Так было всегда, несмотря на наличие в прошлом помимо него настоящей городской крепости. Но крепость стояла невыигрышно, в то время как монастырь над городом царил (как вариант - парил). Да и каменное строительство началось с монастырского собора - на рубеже XII/XIII веков, а первый зафиксированный каменный городской собор датируется 1364 годом.
А по легенде - так и вовсе - монастырь древнее города и основан в 1015 году Ефремом Новоторжским, в прошлом киевским боярином, служившим у князя Бориса. После убийства Бориса и Глеба Ефрем удалился из Киева и основал монастырь с посвящением первым русским святым.
Существующие постройки монастыря относятся к концу XVII - второй половине XIX века, а главенствуют в нем собор и надвратная церковь-колокольня, спроектированные Николаем Львовым.
После закрытия монастыря в нем располагалась тюрьма, затем ЛТП. Многие постройки лишились верхов (Свечная башня, надвратная церковь-колокольня). В 1980-е проведена реставрация, после окончания которой был открыт музей в здании семинарии, существующий и сейчас, и более того, мирно сосуществующий с монастырем, что, увы, бывает далеко не всегда. А сам монастырь был возрожден в 1994-м, но монахов мало и сделано тоже очень мало, что, возможно, и неплохо: все подлинное и не искаженное бездарным ремонтом. Радует, что новый настоятель осознает ценность монастыря и настроен на качественную реставрацию. Но для этого нужно еще включить монастырь в федеральную программу, предусматривающую выделение средств (Его там нет!!!).
Стандартная точка съемки монастыря - с моста. В этот раз освещение не способствовало умножению избитых ракурсов. Выложу все-таки пару картинок ради сопоставления с Прокудиным-Горским.
Колокольня была бело-желтой, что гораздо удачнее, чем нынешняя грязно-зеленая покраска. Купол Введенской церкви был позолочен. А вот непонятный цвет фасадов собора не радует.
Самые красивые виды на монастырь открываются с другого берега Тверцы. Вертикали ансамбля с разных точек складываются в контрастные комбинации.
Древний собор был заменен новым в 1785-1796 годах. Проект выполнил Н.А.Львов. На закладку приезжала Екатерина II, для которой была важна постройка храма в древнейшем, как тогда считали, русском монастыре. И потому не случайно, что Борисоглебский собор вписывается в "Греческий проект" и напоминает Софийский собор в Царском Селе Ч.Камерона и И.Старова. Но Львов, как всегда, неподражаем. Смелое сочетание здоровенной центральной главы с термальными окнами и миниатюрных угловых с "иллюминаторами", портиков - шестиколонных и двухколонных в антах.
К сожалению, ничего не могу сказать про интерьер. Собор закрыт, и несмотря на то что монастырь возобновлен аж в 1994-м, не используется. Внутри, судя по всему, разгром и леса, а ведь известно, что иконы для собора писал В.Л.Боровиковский.
Северо-восточный угол монастырской территории держит Свечная (она же Библиотечная) башня (1867-1874, арх. С.И.Гребенщиков). Верхний ярус восстановлен при реставрации 1980-х годов. В советское время башню было принято ругать за эклектичность. Однако она стала еще одним высотным акцентом в ансамбле монастыря и здорово перекликается с колокольней Введенской трапезной церкви (1672, множество перестроек).
К Введенской церкви (единственной действующей на сегодня) примыкает сложный конгломерат построек: трапезная, настоятельские покои, кладовые, Входоиерусалимская церковь (1717).
Просто лирическая ноябрьская картинка. На дальнем плане Воскресенская церковь, на ближнем - остатки погреба.
Настоятельский корпус (1818-1819) на основе более старого здания. Отсюда происходит курьез с угловой "ротондой", налепленной на прямой угол.
Надвратную церковь-колокольню Спаса Нерукотворного строили местные архитекторы братья Ананьны в 1804-1811 годах. Считается, что по эскизу Львова, скончавшегося в 1803-м. Но у Львова соответствующего эскиза не выявлено. Есть один, но сильно другой. Вещь в целом львовская и не львовская одновременно. В общем, с атрибуцией остаются вопросы.
Примерно тот же ракурс (но подальше) сто лет назад.
Еще одна видовая точка - вал верхнего городища. Оказываешься вровень с монастырем, предстающим во всей своей живописной разностильности и разнопропорциональности.
И, наконец, последняя видовая точка - от деревянной Тихвинской (Вознесенской) церкви.