Я слышал о нем много совершенно противоположенных мнений. Одним он очень нравился, другие выражались отрицательно. Будучи осенью этого года в Самаре не упустил возможность посмотреть самостоятельно, что же из себя представляет. В 90-х годах, в Самаре, в центре города был открыт для посетителей объект, о котором на протяжении полувека знали только несколько человек. Сейчас бункер Сталина, который считается самым глубоким сооружением времен Второй Мировой войны.
Подземные апартаменты свидетельствуют о том, что главнокомандующий советскими войсками из-за угрозы захвата Москвы немцами не исключал возможности переезда в Самару.
Строительство бункера началось в конце февраля 1942 года. К этому времени Куйбышев, куда было эвакуировано из Москвы советское правительство, аппарат ЦК ВКП(б) и 22 иностранные миссии, официально являлся запасной столицей Советского Союза. Если бы Москва была взята, руководство военными действиями осуществлялось бы с волжских берегов, возможно, из бункера.
Бункер имеет глубину 37 метров. В нем своя автономная система регенерации воздуха и своя электростанция. Бункер рассчитан на полную автономность в течение пяти суток. Он представляет собой многоэтажное сооружение, снабженное лифтами. На самом нижнем этаже находится зал заседаний для 115 человек. Рядом - комната отдыха, предназначенная для Сталина. На верхних этажах - помещения для охраны, складов, служб технического обеспечения.
Бункер возводили московские метростроевцы, а также донбасские шахтеры и простые рабочие. Подземное сооружение стало уменьшенной копией московской станции метро "Аэропорт" (зал заседаний). В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников.
Объект расположен под зданием теперешней Академии культуры и искусства (ул. Фрунзе, 167), в котором ранее располагался куйбышевский обком.
Спускаемся сначала по большой и широкой лестнице, где стены уложены тюбингами (элемент сборного крепления подземных сооружений: шахтных стволов, тоннелей и проч.).
Посреди коридора, ведущего к запасному выходу, расположен вход в главную часть бункера – вертикальный ствол-убежище, уходящий в глубь земли еще на 23 метра. Он – точная копия метрополитеновского тоннеля, прорытого отвесно. Из его широкого зева, подсвеченного на лестничных площадках, веет холодом подземелья, настынувшего за полвека.
Сойдя со 192-й ступеньки, попадаем, наконец, на самый глубокий – первый этаж (счет этажей идет снизу вверх). Под ногами в свете матовых ламп тускло поблескивает голубая плитка.
Затем по маленькой и узкой. Впрочем, есть и лифт.
Затем направо, вот в эту дверь.
Потом по коридору.
И еще по одному.
И вот мы у цели. Направо - комната отдыха Сталина.
Высокосводная – выше четырех метров, – она стилизована под кремлевский кабинет вождя: паркет, дубовые панели по стенам, массивный стол с зеленым сукном, лампа под белым колпаком, настенные бра и символ уюта и покоя – диван в белом чехле, столь напоминающем саван. Портреты двух особо почитаемых Сталиным полководцев – Суворова и Кутузова.
С 4-мя дверями (три ненастоящие) и персональным WC.
А налево - зал заседаний.
Это довольно просторное помещение с огромным Т-образным столом; вдоль него – длинный стол для стенографисток, которые должны были сидеть спиной к выступавшим, чтобы не видеть их лиц. В углу при входе – столики для охраны и личного секретаря вождя Поскребышева. За сталинским креслом – огромная, во всю стену, карта фронтов конца 1941 года.
Архитекторы постарались в глубоком подземелье создать ощущение небесного простора. Для этой цели в сталинской комнате по стенкам устроены подобия окон, задрапированные небесно-голубым шелком. А своды зала заседаний копируют перекрытия московской станции метро «Аэропорт» с их веерообразным рисунком, который, по замыслу архитектора, должен символизировать парашютные стропы: на глубине в 37 метров члены правительства должны были чувствовать себя под куполом архинадежного бетонного «парашюта».
С большим и длинным столом, красивыми светильниками и картой.
Все. В программе предоставляется еще рассказ о годах войны, показ стендов-агиток с репродукциями приказов, указов, карт и прочей документальной составляющий. В зале заседания - фильм о параде 7 ноября 1941 года в Москве.
На обратном пути можно ради интереса по заглядывать в разные подсобные помещения, но интересного там нет ничего. Оно где-то в другом месте. Там лишь раздолбанный туалет и что-то типа кладовки.
Самым приятным моментом от посещения стало то, что когда на улице было жарко и душно, внутри было холодно и свежо. А самым неприятным непонятным - зачем нам 40 минут рассказывали и показывали об успеха Родины в борьбе с немецко-фашисткиим захватичками, а затем, перед входом в бункер, предложили сфотографироваться в полном немецком обмундировании. Нелогично.