Утро в Таганроге выдалось туманным и дождливым. Честно говоря, я никогда не встречала такого сочетания. Обычно туман при любой облачности - предвестник того, что дождя либо не будет совсем, либо он вот-вот прекратится. Но в Таганроге туман, видимо, был каким-то особенным, и дождь в городе в тот день поливал почти до самого вечера, что, признаться, нам невероятно мешало. В полдень на улице было так серо и сумрачно, что казалось, что Таганрог погрузился в некое подобие полярной ночи - даже в Санкт-Петербурге зимой обычно бывает светлее и веселее.
Но из-за плохой погоды мы не стали откладывать осмотр города, тем более, что на него у нас было не более полудня - после обеда мы уже собирались уезжать в Танаис - и, первым делом, отправились на набережную Азовского моря, на берегу которого Таганрог и стоит.
До приезда сюда о Таганроге нам было известно не много. Наш кинематограф отличился дважды, "прославив" его в двух шедеврах отечественного кинопрома: в "Маленькой Вере", где город предстал в виде некого преступно-бандитского захолустья, и в "Нашей Раше", ролики которой я посмотрела как раз накануне путешествия и ужаснулась со словами: "Блииин! Куда же мы едем?!" В общем, на месте таганрожцев я бы обиделась, а на месте упертых таганрожцев на авторов "Нашей Раши" подала бы в суд. Честное слово, редкостную бредятину они отсняли об этом городе.
Таганрог сложно назвать провинцией. Мы побывали во многих провинциальных городках, у нас есть, с чем сравнить, и я ответственно заявляю: не производит он захолустного впечатления. Во-первых, Таганрог - крупный и вполне цивильный город. В нем вполне себе успешно работают порядка тридцати самых разных предприятий, включая, например, один из крупнейших в нашей стране Металлургический завод, где производят сталь и стальные трубы для нефтяной и газовой промышленности, завод "Красный котельщик", на котором делают котельное оборудование для электростанций, наконец, Комбайновый завод, на базе коего процветает, так называемый ТагАЗ, собирающий автомобили Hyundai.
Во-вторых, таганрогские улицы, площади, скверы и парки в большинстве своем приведены в порядок и благоустроены не в пример многим другим городам, а старинные особняки 18-20 веков, которых здесь огромное количество, отремонтированы или ремонтируются, то есть, городские власти каким-то образом находят на сие благое дело деньги.
Памятник Александру Первому на одной из площадей города.
В-третьих, еще Петр Первый предполагал перенести в Таганрог столицу России и сделал бы это, кабы не неудачная для нашей страны война с Турцией. А, согласитесь, делать столицей захолустный город как-то не комильфо, тем более, царю.
В-четвертых, встреченные нами в Таганроге жители совершенно не производят впечатление провинциалов. Они вполне приятны в общении, милы и вежливы, не окают, не акают, выражаются грамотно, одеваются прилично, отъявленной глупостью не отличаются, ведут себя культурно, помогают в случае затруднений, а пьянствуют ни чуть не больше, чем в других российских городах, включая все три столицы.
Мужчина, торгующей рыбкой из Азовского моря.
В-пятых, в Таганроге столько достопримечательностей, что просто глаза разбегаются, и сразу понимаешь, что такого их количества не может быть ни в какой провинции. С них-то мы и начнем.
Как я уже говорила, царь наш Петр Первый проникся Таганрогом необычайно, что, собственно, и неудивительно: ведь основал его, как крепость и гавань для военных судов, именно он. Случилось это в 1698 году. Положение крепости считалось очень удобным, так как находилась она на мысу Таганий Рог, вдающемся в Азовское море. Но от той старой крепости сейчас ничего не осталось. Дело в том, что по Прутскому мирному договору Россия разрушила и гавань, и город ровно через 14 лет после основания, и только гораздо позже Таганрог снова восстановили. Поэтому все городские достопримечательности относятся здесь не раньше, чем к 18 веку.
Вообще, у Таганрога немало интересных исторических вех. Например, уже в советское время несколько лет он входил в состав Донецкой губернии Украинской ССР, по переписи населения 1926 года в городе жило почти 35 процентов украинцев, а во всей Таганрогской округе украинцы составляли практически абсолютное большинство - 71 процент (для сравнения русских здесь было только 22 процента). Но Таганрог все равно передали России, и с 1937 года он благополучно вошел в состав Ростовской области. Не знаю, какой процент украинцев живет здесь сейчас, но думаю, что и сейчас он не маленький.
Но я отвлеклась. Пожалуй, к самым старинным достопримечательностям Таганрога можно отнести особняки. Строились они в основном выходцами из средиземноморских стран - из Италии, Греции и Турции, а потому в своей архитектуре часто имели итальянские, греческие и турецкие мотивы. Таких особняков в Таганроге очень много, и их можно встретить чуть ли не на каждой улице. В каких-то из них сейчас находятся разные учреждения: например, во дворце Алфераки - городской историко-краеведческий музей, в доме Шаронова - музей под названием "Градостроительство и быт Таганрога", в больнице Гордона - физиотерапевтическая больница, в доме И.И. Чайковского (брата композитора) - концертный зал и нотно-музыкальный отдел городской библиотеки и т.д. В других особняках просто разместился жилой фонд.
Но мы, прежде чем отправиться осматривать особняки, решили выйти на набережную и полюбоваться Таганрогским заливом Азовского моря.
Набережная называется Пушкинская. И интересна она не только установленным тут к 300-летию города памятником поэта.
Суть в том, что Азовское море сильно мелеет, и сейчас отступило уже настолько, что таганрогские власти приняли решение построить на том месте, где оно раньше было, шикарную набережную. Набережная же получилась настолько широкой, что больше напомнила нам площадь или даже парк. Тут есть несколько памятников (один из них, особенно удививший нас, - вылезающая из скрипки девушка), ухоженные клумбы, дорожки и аллеи, по которым даже в дождливую погоду таганрожцы увлеченно занимаются спортом.
Мы спустились к самой кромке моря, потрогали водичку, но в голову закралась вполне логичная мысль: если Азовское море так интенсивно мелеет, то что будет буквально через несколько лет? Отступит оно еще дальше и для того, чтобы выйти на его берег, будет необходимо пройти пару-тройку сотен метров? Или ученые все-таки изобретут метод, с помощью которого можно будет предотвратить катастрофу? Сказать сложно, но пока этим вопросом, как мы поняли, особо никто не занимается.
Кстати, рядом с набережной находится, пожалуй, самая важная таганрогская достопримечательность - каменная лестница. Это - до сих пор самая известная лестница на юге России.
Ее, можно сказать, "сестра" - Потемкинская лестница "проживает" в Одессе. И вроде как больше нигде в бывшем СССР нет ничего подобного. Хотя... я сейчас вспоминаю Светлогорск в Калининградской области и, кажется мне, что тамошняя лестница к морю не менее длинная и крутая. Ну, да ладно! Лестницу в Таганроге построил в 1823 году грек по фамилии Депальдо, перепад высот между центром города и набережной составляет здесь 22 метра, то есть для местных жителей в свое время она пришлась весьма кстати, ведь по тропке к морю постоянно не находишься. Снова она.
Мы же поднялись по ней вполне быстро и оказались на небольшой площади, где обнаружили еще одну местную интересность - солнечные часы. Правда, из-за поливавшего дождя проверить их в работе нам не удалось. Но, говорят, что ходят они все равно неправильно, так как в 1970-х годах их неудачно попытались отремонтировать. Внешне же они небольшие и очень симпатичные, а по возрасту лишь на десять лет младше каменной лестницы. На горизонтальной мраморной плите высечены деления, тень отбрасывает треугольник металлического указателя, а рядом поправки для расчета времени. В общем, чтобы правильно определить, который час, надо быть грамотным человеком.
Но главная достопримечательность Таганрога - это все-таки места, связанные с Чеховым, который родился и вырос в этом городе. Таких мест здесь три: его домик, лавка и мужская гимназия, где он учился.
Из них мы не успели побывать только в гимназии, в ней сейчас находится литературный музей. Об альма-матер у Антона Павловича сохранились очень благостные воспоминания. Но из интерьеров здесь сохранились лишь карцер и класс с партой на галерке, где сидел будущий писатель. Когда же мы пришли к домику Чехова, то оказалось, что он еще закрыт, и мы - первые посетители.
Памятник во дворе.
Но в кассе, коя находилась в отдельном здании, обнаружилась тетечка, которая продала нам билеты, озвучила, что фотосъемка внутри платная - по пять рублей за кадр и запустила в домик. Как вы, наверное, уже догадались, в домике сейчас музей.
Дом очень маленький - его площадь не больше, чем наши современные квартиры - всего лишь 30 квадратных метров, но в нем поместились три небольшие комнаты, кухня, коридорчик и холодные сени (да-да, умели раньше планировать). Антон Павлович родился именно здесь. Причем, что интересно, дом в ту пору Чеховым не принадлежал. Отец Антона - Павел Егорович снял его у владельца по фамилии Гнутов и переехал сюда с женой и двумя старшими сыновьями, которым тогда было всего четыре и два годика. Жили Чеховы в ту пору не особо богато, потому и могли позволить себе лишь такие "апартаменты". В одной из комнат размещалась гостиная. Эта комната была самая большая в доме - "целых" девять с половиной метров и служила заодно столовой и рабочим кабинетом отца. Отец Антона Павловича был купцом, правда, дела не всегда у него шли должным образом, в конце концов, он вообще разорился и уехал в Москву. И в ту пору уже взрослый Антон по его просьбе продал практически все семейные вещи, поэтому в музее подлинных вещей очень мало. В гостиной, например, это лишь кое-какая посуда и икона в углу (Павел Егорович был очень набожным человеком и без молитв и чтения церковных книг не обходилось ни одного семейного вечера).
Вторая комната в доме служила спальней родителей. Она была самой маленькой комнаткой, но именно в ней родился будущий писатель.
Письмо деда Антона Павловича его отцу с поздравлениями в связи с рождением Антона.
Ну, и, наконец, третья комната - это детская. Там стояла единственная кровать, на которой вдвоем спали старшие братья Антона Павловича. Имелся сундук (кстати, именно тот, что стоит в детской сейчас, раньше принадлежал дяде писателя), на стенах висели иконы и небольшие литографии.
Обстановка на кухне тоже особой роскошью не отличалась. Пол был глинобитный, а большую часть помещения занимала печь в полу-русском, в полу-украинском стиле. Готовила на кухне мать писателя, говорят, что хозяйкой она была отменной. Но опять же с тех самых пор семейных вещей Чехова здесь почти не осталось - лишь деревянная формочка для приготовления творожной пасхи.
Правда, купеческие дела у Павла Егоровича не всегда шли из рук вон плохо. Были годы, когда семья процветала. В один из таких периодов они переехали в просторный двухэтажный дом. На первом этаже была лавка отца, большая столовая, кухня, спальня тети, которая после смерти мужа переселилась сюда и стала помогать воспитывать детей, и подсобные помещения, а на втором обитало все чеховское семейство.
Теперь в этом доме, пожалуй, самый интересный чеховский музей, ибо тут воссоздана та обстановка, которая была при жизни Антона Павловича. К сожалению, во время нашего приезда фасад лавки реставрировался и был завешан лесами. Но обычно тут даже можно увидеть вывеску, что висела в счастливые годы купечества Павла Егоровича: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары" и ниже еще одну: "Распивочно и на вынос". То есть, другими словами, в лавке имелся погребок с винами и водкой, а потому в ней собирались и общались люди совершенно разного достатка и образа жизни - крестьяне, разорившиеся помещики, монахи, городовые, мелкие чиновники... Антон очень любил наблюдать за ними и, надо сказать, многие посетители потом стали героями его рассказов. Что еще интересно, это то, что сейчас в лавке Чехова, как и раньше, можно купить разные первоклассные чаи и кофе (не уверена, но, по-моему, ими работники музея приторговывают), ну и рассмотреть всякую старинную посуду и прочие мелочи. Лавка Чеховых.
Мы же, конечно, только лавкой не ограничились и прогулялись по всему дому. После того маленького домика, в котором родился Антон Павлович, этот дом выглядел вообще, как дворец. У меня создалось впечатление, что только одна столовая в нем занимала примерно столько же площади, как все вместе взятые комнаты в прежнем доме. Но в столовой семья не только обедала. Здесь отец Чехова устраивал... репетиции хора кузнецов, который сам же и организовал. Об этих спевках у Антона остались наимрачнейшие впечатления. Видимо, пели кузнецы не Бог весть как, да и отец со скрипкой, на коей он им подыгрывал, был не в особых ладах. Столовая.
Комната тети была, пожалуй, самой маленькой в доме. Но саму тетю дети Чеховы очень любили. По их воспоминаниям, она была доброй, ласковой, спокойной, но при этом обладала отменной фантазией и рассказывала преинтереснейшие истории.
А, вот, кухня обстановкой практически не отличалась от прежней - здесь были все те же металлические тазы, кувшины и чашки, разве только размерами она превосходила ту, что была ранее.
Самой большой и красивой комнатой на втором этаже считалась гостиная. Здесь стояло фортепиано, и дети обучались на нем музыки. Сюда же приходила француженка по фамилии мадам Шопэ, учившая их языкам. Эту комнату Антон очень любил. Уже в юном возрасте ему нравилось писать юмористические сценки и ставить спектакли, что он и делал, а потом разыгрывал их перед своими домашними именно здесь. Правда, в этой же комнате отец пытался привить детям любовь к пению по нотам. Но, как я уже рассказывала, у Антона сие занятие восторгов не вызывало. Хотя петь ему все-таки приходилось. Гостиная.
На втором этаже дома находилась и спальня родителей. В ней очень много времени проводила мама Антона Павловича. Ее главным делом было обшивать всю семью, поэтому она обычно сидела за своей старенькой швейной машинкой, а Антон находился рядом и читал.
Но лично меня в спальне родителей больше всего поразила кровать. Она была не больше метра с небольшим в ширину, и у меня просто в голове не укладывалось, как на ней могли разместиться два взрослых человека? Тем не менее, Чеховы спали на этой кровати вовсе не из-за того, что не могли себе позволить большую. Просто в то время все кровати были именно такими, и никого это ни капельки не удручало. Вот, что значит, насколько всего лишь за полтора века изменились времена и нравы! Сейчас разве что какой-нибудь худенький и одинокий товарищ согласился бы переночевать на такой кроватке. Да и то не факт!
Ну, и, наконец, уютная детская. Гораздо более уютная, чем прежняя. С настоящим письменным столом, за которым мальчики учили уроки, с настоящими игрушками и модным в то время "волшебным фонарем", в коем можно было увидеть сказочные картинки.
К сожалению, в этом доме семье Чеховых удалось прожить только пять лет. Что же касается Таганрога, то из известных людей не только Чехов родился в этом городе. Например, тут также родилась и провела свои детство и юность актриса Фаина Раневская. Правда, ее музея в Таганроге пока нет. Но зато имеется памятник, установленный как раз рядом с домом, где она жила. Дом. Ее окна с балкончиком. Теперь эту квартиру занимает какая-то другая семья.
Памятник
Он выполнен из бронзы и изображает актрису в роли Ляли (той, самой, которая произносила коронную фразу: "Муля, не нервируй меня!") из фильма "Подкидыш". Вот, казалось бы, кому может не нравится Раневская, кому - с ее фантастическим исполнением всех сыгранных ролей, с ее потрясающей самоиронией и афоризмами типа всем известного: "Жизнь бьет ключом по голове" (да-да, это ее)? Кому? Тем не менее, нашлись "таланты", которые буквально через несколько дней после открытия памятника (а случилось это в мае 2008 года), попытались отобрать у Фаины Григорьевны зонтик. По замыслу скульптора, он мог вращаться в ее руке. К счастью, злоумышленников кто-то спугнул и у них ничего не получилось. А зонтик после этого пришлось банально приварить к памятнику. Но меньше, чем через год, у зонтика была похищена ручка. В июле 2009 года вандалы попытались вырвать из правой руки Раневской сумочку - в результате они ее только искалечили, попытавшись отломать ее от памятника вместе с рукой. И уже в начале октября, буквально за месяц до нашего путешествия, снова свершилось покушение на зонтик. Зонтик "устоял", в нем лишь погнули ручку.
Вот, объясните мне, что нужно было этим идиотам (назвать их по-другому у меня язык не поворачивается)? Цветной металл, который можно сдать и получить копейки на опохмел? На месте милиции, я бы таких не только задерживала, а отправляла бы побатрачить где-то на полгодика на благоустройстве города. Потом посмотрели бы: смогли бы они еще хоть раз изувечить какой-нибудь памятник! А если смогли бы, то отправлять на повторное вкалывание их можно уже и на пару-тройку лет!
Неподалеку от дома Фаины Раневской находится еще одно, связанное с ней место. Это кафе "Фрекен Бок".
Связано оно с ней тем, что именно Раневская озвучила вышеупомянутую героиню в мультфильме про Карлсона. Кафешка нам очень понравилась. Внутри все сделано очень по-домашнему: на полках стоят банки с вареньями-соленьями, столики покрыты веселенькими скатерками, а девушки-официантки одеты весьма похоже на серьезных домуправительниц - в длинные юбки с передниками и строгие блузки, на стенах здесь висят дисплеи, по которым показывают отрывки из "Карлсона" и фильмов, где снималась Раневская, звучит музыка, в общем, все очень мило. В это кафе часто приходят посетители с детьми, тут есть детское меню, и, мало того, работники заведения малышню пытаются всячески развлекать: выдают им игрушки из специального шкафчика, карандаши, фломастеры, конфеты и всякие причиндалы. В результате все довольны. Мы же, конечно, из детского возраста уже вышли, но все равно с удовольствием отведали местных сырников с вареньем и прочих вкусностей. А, подкрепившись, отправились дальше.
Несмотря на полное изобилие в Таганроге достопримечательностей и понимание того, что их всех мы осмотреть все равно не успеем, мы нашли одну, которую никак не могли пропустить. Возможно, кто-то удивится, узнав, что мы решили во что бы то ни стало посетить это место, так как мало какой турист сюда забредает. Но, тем не менее. И место это - Бугудония.
По своей сути, это простой городской район, в котором, как и везде, живут люди. Но его отличие от всех прочих - это то, что располагается он на трех улочках-тропинках, круто спускающихся к морю. Круто - это не просто круто, а ОЧЕНЬ КРУТО. Улицы же так и называются - Нагорные. Говорят, что жить здесь - одно "удовольствие", о личном транспорте вполне можно забыть, так как по тропинкам с таким уклоном не проедет ни одна машина. Кроме того, несмотря на то, что уровень Азовского моря в целом понижается, тут он, порой, повышается. И дома, стоящие у самого берега моря, периодически смывает. Так, по слухам, раньше в Бугудонии было не три, а четыре улицы, и как раз одна из них не так давно ушла под воду. Для борьбы со стихией здешние жители выстроили дамбу. Но несколько лет назад, когда был сильный ветер, и уровень воды опять поднялся, дамбу благополучно смыло вместе с домами. Почему же сие славное место называется Бугудония? Версий две. Первая, больше похожая, на сказку, гласит, что раньше в этих краях жил царь Бугудон, от которого и пошло название. Вторая мне нравится гораздо больше. По ней, Бугудония - это "Богом данная" земля. По-моему, красиво и психологически очень грамотно. Вот допустим, кто-то из бугудонских жителей начинает ныть: "Ой, да как же тут можно жить? Как тут плохо, тяжело и т.д." Что ему в ответ можно сказать? Правильно! "Тебе эту землю дал Бог. Значит, так нужно, так что, не ной!" И нормальный верующий человек спокойно смиряется с участью. В общем, как-то так.
Занимаются бугудонцы рыболовством. Но это, если официально. Я же слышала, что основная их деятельность - это рыбное браконьерство. И как вы думаете, могли ли мы после этого не посетить сий район? :))
Водитель такси согласился подвезти нас только до Свято-Никольского храма, который стоит в самом начале Бугудонии. Этот храм, кстати, - один из самых интересных в Таганроге. Хотя бы потому, что он здесь самый старый. По преданию, построили его в том месте, где стояла палатка Петра Первого, когда в июле 1696 года он с казаками высадился на мысу, чтобы выбрать место для строительства крепости и гавани для флота, то есть, другими словами, для будущего Таганрога.
Несмотря на то, что храм выглядит скромно, мы его решили запечатлеть для истории. Пока же я выбирала ракурс для фотографии, служба в нем успела закончиться, и священник вышел, чтобы идти домой. Он успел пообщаться с прихожанами на крылечке, а потом вдруг заметил нас. "Вы что-то ищите?" - спросил он. "Да, Вторую Нагорную улицу", - ответили мы, уже успев понять, что ни одна из Нагорных не выходит к храму, а те улицы, которые выходят, на нашей карте не значатся. "О!, - сказал батюшка. - Здесь такой район, что вы легко заблудитесь! Сейчас я позвоню знакомым и спрошу у них, как вам лучше пройти!" - с этими словами он достал мобильник и начал кому-то звонить. Но телефон не отвечал. "Подождите минутку", - сказал он и набрал другой номер. На этот раз на том конце откликнулись, и какая-то женщина подробно объяснила, как нам добраться до Нагорной. Мы же, впервые встретив такого священника, который сам заинтересовался нашей проблемой, попытался помочь и помог, пребывали под сильным впечатлением, от души поблагодарили батюшку и вскоре оказались на нужной нам Второй Нагорной улице.
Дождь все не прекращался, и первое, что мы увидели в Бугудонии, - это стремившиеся по улицам к морю мощные потоки воды.
Назвать их ручьями не поворачивался язык. Скорее, это были бурные реки, через которые мы перебирались по камням и перепрыгивали, а по обоим берегам этих "рек" стояли одноэтажные, в основном, кирпичные дома, иногда подпираемые каменными стенами-заборами - видимо, потопы здесь дело обычное.
Улицы, порой, превращались в лестницы, порой, полностью теряли свое асфальтовое покрытие, становясь обычными каменно-грязевыми тропами, которые разветвлялись и разбегались в разные стороны, не забывая при этом нести потоки воды.
У некоторых домов, несмотря на то, что до моря было еще не меньше 200-300 метров крутого склона, стояли лодки. Как мы поняли, их хозяева не оставляют на берегу по двум причинам. Во-первых, лодки может банально смыть, а, во-вторых, не ровен час, как кто-то покусится на чужое имущество.
Наконец, мы добрались до края обрыва. Тридцатью метрами ниже стоял очередной рыбацкий домишко, а за ним открывался отличный вид на Азовское море и многочисленные дрейфующие лодочки на нем.
Браконьерские? Но точно узнать это нам было не под силу, путь дальше был закрыт - тропа утыкалась в забор домика. Мы попытались обойти дом по другим улочкам, но, увы, все время перед нами появлялся неприступный обрыв, и лишь однажды мы обнаружили очередную тропу, но была она такая крутая, скользкая, и по ней неслись такие реки, что, пройдя буквально несколько метров, мы поняли, что сий путь, может, и возможен, но только не в такую погоду - спускаться здесь было реально разве что на пятой точке, что в наши планы в этот раз ну никак не входило.
Что ж, пришлось разворачиваться и возвращаться обратно, оставив знакомство с браконьерами до следующего раза. Но, в целом, Бугудония нас впечатлила, пожалуй, больше, чем все остальные достопримечательности Таганрога. Трамвай на окраине Бугудонии.