Многие большие и малые города мира одним своим именем вызывают в памяти какое-то характерное - качество, признак, "культовое" архитектурное сооружение или иной атрибут, неразрывно связанный именно с этой местностью - его людьми, историей или обычаями.
Мой родной Касимов не хуже величавых столиц растиражирован в фотографиях глазастых местных мастеров и картинах поэтически-настроенных художников - в узнаваемых в любое время года и в любую погоду ракурсах. И вот среди соборов, церквей, мечети с минаретом, удивительных овражных ландшафтов настойчиво заявил себя совсем "иногородний пришелец" - самовар.
К 850-летнему юбилею город получил восхитительный и восхищающий, светящийся и переливающийся солнечными бликами, отражающий пузатыми бочками своих экспонатов удивление неиссякаемых зрителей, подарок - музей "Русский самовар".
Даритель этого чуда - Михаил Петрович Силков - увлеченный и щедрый коллекционер. Богатейшая экспозиция сделает честь любому "профильному" музею. Самовар представлен здесь не как отдельное, часто высокохудожественное произведение - но как часть нашей общей истории - частной, простой, житейской и - всеобщей - мировой даже.
Начало выставки - как начало истории самовара - вот так называемая "кухня" - разделенная внутренними перегородками широкая чаша, нагреваемая, как и самовар, углями. Готовить можно было - первое, второе и чайку вскипятить. Вот только зачерпнуть получалось, сняв крышку. Двустронний рукомойник - как свидетель чей-то близкой жизни - вот так - муж на руку воды польет, вот так - жена. И за стол - к самовару - с двумя краниками - опять же - себе - и дорогой половине, чтобы далеко не тянуться. Потом уже, попозже, такие самовары с двумя отводами разделяли еще и внутренней перегородкой - для чаю и кофею.
Каждый самовар в музее - со своей историей - они стоят в витринах, на полочках старинного резного дубового буфета, на перегородках, разделяющих залы, на ступенях "самоварной" горки - как обрусевшей миниатюрной египетской пирамиды, на камине и просто рядком, на полу - и среди них нет - рядовых.
Вот этот красавец поил чаем за 5 копеек рабочих кузниц - он стоял в так называемой "обжорке" - по пути с их тяжелой и горячей работы.
А вот этот труженик и затворник - начал свой путь на железнодорожной станции в Оренбурге, а потом попал к начальнику тамошней тюрьмы...
Вот огромный самовар с историческим чайником (помню по старым фильмам - с такими чайниками - на станциях - за кипяточком бегали). Так вот бегали -то - к самоварам - для каждой станции Сибирской железной дороги тульскими самоварными мастерами (наследниками братьев Баташевых) были сделаны эти многоведерные производители кипятку. Это самовар с одной из сибирских станций попал в эшелон адмирала Колчака и долгое время путешествовал с ним.
Не удивляйтесь, если от любования и разглядывания самоварных чудес вас вдруг отвлечет - чуть хрипящий и дрожащий, не совсем разборчивый, как-бы издали слышимый высокий голос : "Есть на Волге утес... " - это заиграл граммофон. Обязательно зайдите в этот уголок зала - высокий темный буфет, круглый стол, накрытый вышитой скатертью, огромное зеркало в углу - и маленькое - на буфете. Погостите в "другой " жизни, послушайте хрипящую пластинку, посмотритесь в неприметное зеркало - оно подарит вам долгую молодость... Здесь на подносе стоит строгого вида самовар - на ободке клеймо гостиницы "Англетер" - это из номера Сергея Есенина.
Вы не найдете в музее двух одинаковых самоваров - у каждого уникальные краники, ручки, рисунок изящных поддувал, формы самого "тулова": ваза, чаша, рюмка, шар, желудь...
Остановлюсь еще на нескольких экспонатах. Вот этот фамильный самовар был вынесен из Москвы отступающим французом, но остался где-то на Смоленской дороге, не добравшись до Парижа. А вот этот - как свидетель воинской доблести - сделан из "металла войны"- гильз и снарядов первой мировой...
Этот - свидетель уже нашей истории - выполнен тульскими мастерами к 75-летию "дорогого Леонида Ильича". Земной шар в лавровых ветвях, хоровод детей разных народов, голуби мира - и у подножия - четверка тульских "Левшей".
А вот за ручки этого самовара нужно обязательно подержаться и загадать желание.
Особенного внимания заслуживают изящные вещицы с забавным названием "бульотки" - это такие маленькие чайнички с керосинками для подогрева - наибольшее распростронение получившие в Европе и у нас в Санкт-Петербурге. Ими развлекались в ожидании поспевающего самовара... Этот паровозик со свистком (кипяток готов!) можно катать по столу.
Каждый новый визит в этот музей подарит вам иные знакомства, истории и самовары. За короткое время он стал родоначальником прочной городской традиции - сюда, сразу после ЗАГСа приходят молодые пары, чтобы сфотографироваться, прикоснуться, приобщиться - запастить приметами счастливой семейной жизни.
Создать традицию, особенно для города с очень долгой историей - непросто, особенно такую традицию - глубинную, настоящую, сакральную, связывающую воедино людей и время. Приходите, приезжайте, заглядывайте!