Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.



Мещерская магистраль (Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога) была одной из самых крупных УЖД России. Воспетая Паустовским, лесная узкоколейка стала одним из символов Мещерского края. Когда-то маленький поезд был единственной связью многих сел и деревень левобережья Оки с Рязанью и "большой землей" вообще. Почти всю дорогу разобрали-разворовали в 90-х, оставшуюся часть разбирают сейчас.

Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Можно строить более лёгкие мосты; при прокладке тоннелей требовалось извлекать меньшую кубатуру грунта, допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах, что обусловило их популярность в горных районах. Недостатками узкоколейных железных дорог являются: меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость. Однако самым важным недостатком узкоколеек было то, что они как правило не образовывали единой сети. Часто такие дороги строились предприятиями для одной определённой цели (например, для перевозки торфа). Естественно, что ни о какой единой сети узкоколеек не могло идти и речи.

Мещёрская магистраль — узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), соединявшая раньше города Рязань и Владимир. Дорога начиналась со станции Рязань-Пристань, которая находилась в заречных лугах к северо-востоку от Рязани. Длина основного пути была 211 км. Пассажиры и грузы попадали на станцию через плашкоутный мост через Оку. Полноценного моста через реку так и не было построено, что обусловило отсутствие транзитных перевозок по ветке. Мещерская магистраль сыграла существенную роль в развитии покрытых лесом районов левобережья Оки.

"Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами." - К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.


Несколько десятилетий на востоке Московской области существовала огромная «торфяная империя». На десятках участков добывался торф, и по узкоколейным железным дорогам протяженностью более 300 километров доставлялся в Шатуру на ГРЭС-5. Самые дальние районы добычи торфа располагались в Рязанской области. В 1952 году было основано Мещерское торфопредприятие – самая восточная часть «Шатурторфа», удаленная от Шатуры почти на 70 км. От станции Прокша, что в районе Радовицкого Мха, через станцию Пилево Мещерской магистрали до базового поселка Болонь была проложена линия узкоколейки. Эта линия стала связью Мещерской магистрали с Шатурторфом. Станция Пилево изменилась навсегда.


Развал экономики в перестроечные времена уничтожил систему Шатурторфа. Часть торфопредприятий закрылось, остальные стали влачить жалкое существование. Было уничтожено 3/5 линий узкой колеи. Даже старинная Мещерская магистраль, находившаяся в ведомстве МПС, не пережила этого времени и была разобрана. Но Мещерское торфопредприятие, вместе с Рязановским, Радовицким и Бакшеевским, смогли пережить это время.


Мещерского торфопредприятия – единственная оставшаяся в Рязанской области торфовозная узкоколейка. Сейчас оставшиеся локомотивы используются для разбора дороги.


Специальный кран снимает рельсы.


Хотя смотритель станции сказала, что их будут выкладывать в другом месте, мне кажется, что их сдадут на металлолом.


Вагон ПВ51 (базовый вариант - вагон ПВ40) представляет собой 4-осный пассажирский вагон с несущим кузовом для колеи 750 мм. Важно отметить применение несущего корпуса, практически уникальное в конструкции вагонов УЖД. Распространен на детских железных дорогах и других железных дорогах колеи 750 мм стран бывшего СССР, хотя, по отзывам, имеет несколько меньший уровень комфорта, чем вагоны PAFAWAG польской постройки, в частности, нарекания вызывало маленькое количество форточек и жесткость хода.


Первоначально вагон строился для УЖД МПС СССР и для УЖД промышленных предприятий, уменьшенная масса и малый радиус проходимых кривых (9.5 т. против 16 т. у PAFAWAG и 40 м. против 60 м. соответственно) позволяли эксплуатировать вагоны на УЖД с легким верхним строением пути.


Склад ненужных шпал. Еще раз сопоставив количество шпал и рельсов, я подтвердил свою уверенность в сдачи последних на металлолом.






Остатки подвижного состава.






Хотя на станции можно увидеть много отставленного от работы подвижного состава, депо торфопредприятия сохранило несколько работоспособных тепловозов и ЭСУ


На 2007 год в рабочем состоянии сохранился лишь один участок. Он является единственной в России дорогой с колеёй 750 мм, который находится в ведении ОАО «РЖД» и входит в общую сеть железных дорог общего пользования. Горьковская железная дорога вынуждена содержать участок 6-километровый участок в Клепиковском районе от станции Тумская до разъезда Гуреевский и далее по ответвлению до станции Голованова дача (ещё 25 километров), поскольку это единственная нормальная дорога, соединяющая посёлок Голованово с «большой землёй».
В апреле 2008 года движение было остановлено из-за споров с администрацией Рязанской области.


Сегодня на платформе "Гуреевский" живёт и работает вот уже 39 лет чуть ли не единственный сотрудник дороги, обходчик Сергей Алексеевич Никулин. Своими руками он смастерил мотодрезину и возит на ней людей до села Голованова Дача (25 км). Знакомство с Сергеем у меня не задалось с самого начала. Я приехал без звонка, он был пьян, обиделся, что я пнул его собаку (которая хотела меня укусить), катать на дрезине категорически отказался, так как жалеет мотор.


Новый мотор стоит 5000 рублей. Если вы все же захотите прокатиться, лучше заранее позвонить Сергею, вот его мобильный телефон: 8-905-691-48-96.


На март 2009 года Горьковская Железная Дорога, после проведения осмотра путей 11 мая 2008 года, признала путевое хозяйство «угрожающим безопасности движения поездов и жизни пассажиров». Всего 79 нарушений, 27 из которых «требуют закрытия движения». Для восстановления требуется заменить 18 деревянных мостов и три трубы.
Расходы на минимально требуемые работы оценены в 311,1 миллионов рублей, и в 428,3 миллионов рублей для полного ремонта. Затраты на эксплуатацию дороги составляют 3.991 миллионов рублей в год, в то время как сборы (на основе 14 руб за 10 км) всего 0,336 миллионов рублей в год.

"За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне."

— К.Г. Паустовский, Мещерская сторона

Мой жж: zyalt

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
16 мая 2010 9:42
Хочу доехать и прокатиться.
Спасибо за рассказ.

ответить
 

pilot, 22 июля 2010 4:48
Вот добрый рассказ и тема приятная для поездки.
Спасибо автору!

ответить
 

6 августа 2010 2:28
Мещерская магистраль была одним из удивительных мест в Клепиковском районе. Несколько лет назад мы с мужем прокатились на поезде до Головановой Дачи. Как оказалось, в последний раз. Затем её закрыли и сделали дорогу. А с Сергеем Никулиным мы проехались на "кукушке" два года назад. Супер. Мы были в сасмом сердце Мещеры. Кстати, два года назад была жива тётя Никулина. Единственная оставшаяся в живых свидетельница пожара в Курше-2. Мы с ней долго говорили. жила она в Голованово. Сейчас жителей эвакуировали в Туму. Несмотря на почтенный возраст, бабушка была в здравом уме и твердой памяти. Не знаю, жива она или нет. Эти места нужно было раскручивать. Там такая первозданная красота. И история интересная. Но пожар в этом году не пощадил ничего. Восстанавливать Мещеру будем долго. Пока не понимаем, что в Центральной Россиии произошла экологическая катастрофа.

ответить
 

9 октября 2010 4:15
Согласен, с предыдущим оратором (неизвестный от 06.08.2010 в 16:28:37). На оставшейся части узкоколейки и сейчас можно сделать неплохой бизнес, расчитанный естественно только на туризм. И лишь косвенно удовлетворяющий потребностям месных жителей. Из пыльного города люди охотно захотят провести с интересом выходные на природе, в лесу (а с проживанием, шашлыками и т.д пару выходных или все праздники). Доход узкоколейка сможет приносить круглогодично (но при наличии соответствующей инфраструктуры: лесные кафе, небольшие (2-3х местные) бревенчатые домики для постоянного проживания с минимальным набром удобств (душ, туалет), пожар.часть, мед.пункт, охрана, парковка. Согласитесь что найдется немало желающих хорошо провести праздники на природе и встретить например под бой Курантов Новый Год на малоскоростном локомотиве под парами в зимнем лесу, в хорошо оборудованных уютных вагончиках. Речь естественно идет не только о жителях Рязани. Предположу, что уже согласно "сложившейся рязанской традиции" основными туристами будут именно москвичи и жители Московской области.
Самыми значительными вложениями предполагается именно замена подвижного состава узкоколейки на новые вагоны и локомотивы (лучше довоенного образца). К слову, такие проекты удачно существуют в Европе. (в частности в Австрии и Великобритании) Следует все-таки отметить, что несмотря на полную состоятельность РЖД(они монополисты в сфере ж/д. перевозок), еще необходимо привлечение частного инвестора. Очевидно, что все затраты на содержание и эксплуатацию составов и линии понесет собственнник - ОАО РЖД (другие собственники невозможны из-за узкой специфики проекта), а на инфраструктуру - частный инвестор. При этом именно затраты на подвижной состав, сферу его обслуживания, и саму линию и будут составлять основные расходы.
Это серьезный проект, требующий больших финансовых вложений, расчитан на весьма длительный период окупаемости. Правда понятие "значительное вложение" весьма условно. Вспомните недавний вопрос о переносе памятника Петру 1 (авт. Церетелли). Уточните цену этого вопроса, приплюсуйте к нему цену самой скульптуры и смету на её возведение ранее. суммируйте и переложите все это на плечи московской администрации и москвичей в целом. Сумма будет многократно превышать цену того проекта о котором говорим сейчас. И вспомните, так на досуге, какой даже пусть эстетический "доход", "выгоду","прибыль" принес этот истукан. Да ....вопрос, не так ли?
Еще раз подчерку, что проект узкоколейки смог бы работать и соответственно приносить прибыль КРУГЛОГОДИЧНО!!! В отличие, например, от летних детских атракционов, лунопарков и подобных спортивно-зрелищных и развлекательных проектов на открытом воздухе, расчитанных в основном на летнее время!!!

ответить
 

22 октября 2011 12:40
я не разу не ездил на узкоколейке, я сам мечтаю открыть узкоколейную дорогу

ответить
 

26 октября 2012 1:13
Я каталась и не один раз т.к. жила рядом в д.Ивкино.
И слышала как (Кукушка)шумела.Да ностальгия.

ответить
 

11 ноября 2013 9:18
Felt so hopeless looking for answers to my quu.oitns..sentil now.

ответить
 

3 марта 2014 8:25
Which type of agent is better for QuotesChimp? That will depend on the circumstances of each individual transaction. Exclusive agents can often beat the price of independents because of lower selling costs and other factors, such as different underwriting practices (see page 53). Exclusive agents may also have superior product knowledge since they sell only one line of goods. On the down�side, the exclusive agent may be more susceptible to the demand of the company for greater productivity (more sales). As in the army, bad news flows downhill, and the result may be high-pressure salesmanship aimed in your direction�with the em�phasis not on meeting your insurance needs but on meeting the agent's sales quota.

ответить
 

27 апреля 2014 7:18
все больше не существует мещерской ужд.мне в свое время удалось проехать почти по всей мещере на ужд.но это было в 70х годах.

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru