Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматично. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и трагической.
Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматично. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и трагической.
Задуман в 1812 году как памятник освобождения России от войск Наполеона. Заложен в 1839 году по проекту архитектора К.А.Тона, отделка интерьера при участии архитекторов А.И.Рязанова, А.И.Каминского и др. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа.
К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник. При подъезде к Москве с юга и юго-запада он был виден более чем за десяток верст. Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов.
Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе, которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве.
Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые покровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, святой блаженный Николай и святой праведный Елизаветы. Скульптура над входными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска.
Тему, связанную с событиями, причиной, которой явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому помещённые на его стенах барельефы выражали несколько иной аспект религиозно-исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители России отвнешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (автор А. В. Логановский) и воскресение (автор Н. А. Ромозанов).
В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В остальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина. Все они были выполнены Ромазановым. История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения. Здесь 5 ноября 1917 года был избран на патриаршество патриарх Тихон.
В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия» опубликовала Постановление Совета о том, что в Москве на месте храма Христа Спасителя будет построен Дворец Советов. С осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом, а 5 декабря 1931 года – взорван. Строение Дворца Советов, реально начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить.
Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960г. решено было прекратить. В том же году на месте разобранного фундамента Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва».
С середины 1980г. наметился перелом, один за другим стали востонавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы. Храм был заложен заново 7 января 1995 году и освещен заново 19 августа 2000г.
Ныне это кафедральный собор патриарха. Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства - 79 м, общая площадь росписи - более 22 тыс. кв. м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.
Верхняя часть галереи, обрамляющей основную, трапезную часть храма - хоры. Как правило, посещение этой части храма для посетителей недоступно - только в составе небольших экскурсионных групп. Между тем, там есть что посмотреть. В южном крыле хор устроен придельный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя императора Николая, при котором начато строительства первого Храма. Придел в северном крыле посвящен Святому Благоверному Князю Александру Невскому, покровителю императоров Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II, строившего этот Храм в течение 25 лет, Александра III, освятившего храм.
Уникальное местоположение Храма делает устроенные на нем смотровые площадки поистине уникальным местом. С высоты 40 метров открывается панорама центральной части Москвы. Кремль и Замоскворечье, кольцо московских высоток, планировка московских улиц и проспектов - все можно охватить взглядом. Зрелище получается захватывающее и весьма любопытное.
И мы надеемся, что он простоит еще очень много лет. И будет радовать всех входящих в него. Сейчас, как и много лет назад в храме проходят торжественные богослужения. В том числе и Пасхальное.