Москва глазами калининградца (31.10.2009). Часть II.
На следующий день я выбрался в город ближе ко второй половине дня, и что меня поразило, так это запущенность многих архитектурных сооружений, подчас очень симпатичных самих по себе. Это было крушение одного из моих стереотипов по-поводу Москвы. До этого я представлял ее гладенькой и умытой, по крайней мере, что касается центра, этаким богатым красивым городом с яркими ночными огнями, с кипящей жизнью…
Но такую Москву, как я себе представлял, мне удалось увидеть только из иллюминатора самолета. На земле же ощущения оказались несколько иными. Незамысловатая, а где-то даже простенькая одежда местных жителей, здания, которые ждут, когда о них вспомнят градоначальники… Ощущение некоторой забытости… Что же тогда в остальной России..? И я как-то даже подвис в невозможности самому себе объяснить те ощущения, которые я получил от созерцания Москвы, все это было не совсем понятно и как-то неправильно…
Может быть это холод и осенняя серость навевали такие мысли, сложно сказать… но то и дело проезжавшие дорогие автомобили со спецсигналами выглядели искусственно привнесенными элементами… И деньги Москвы, о которых очень часто и много говорят, видимо проходят мимо центральных улиц города. О симпатичных домиках вдали от центра я уж и не говорю…
На Маросейке, рядом с которой я обитал, располагался Российский Союз Молодежи в котором я намеривался получить карточку evro<26, дабы иметь возможность впоследствии пользоваться различными скидками. Поэтому позвонив туда и узнав точные координаты я вскоре оказался у них. Но менеджера не оказалось на месте и мне дали адрес одной из фирм, что выдает такие же карточки. Означенная фирма имела офис на Чистых прудах и у меня было порядка полутора часа для того, чтобы успеть до закрытия…
Так я получил дополнительную возможность посмотреть Маросейку, прогуляться по Покровке и увидеть знаменитые Чистые пруды. Времени, чтобы насладится прогулкой и пофотографировать, к сожалению, не было… А на Маросейке ведь очень много интереснейших зданий, это и церковь святого Николая в Кленниках, что располагается в самом начале улицы и как бы врастает в соседние дома, и уже описанное мною ранее здание посольства республики Беларусь – бывшее владение генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского, построенное еще в 1782 году т богато украшенное колоннами и различной лепниной. А на четной стороне улицы нависает над прохожими большое и угрюмое здание по известному в сериальных кругах адресу – Маросейка, 12. В нем располагается служба контроля за оборотом наркотиков. Сидят. Контролируют. И в конце улицы прячется за серой оградой церковь Святых Косьмы и Дамиана, построенная приблизительно в 1793-1803 годах.
Надо сказать, что практически вся застройка на Маросейке это здания начала XIX века, с вкраплением более ранних экземпляров. Сама же улица имеет еще более древнюю историю. Когда-то она была частью Покровки, но образовавшееся на ней в XVII веке малороссийское подворье помогло приобрести ей собственное название. На улице селились различные иностранцы, различного рода дворяне и богатые купцы.
Сейчас же и Маросейку, и Покровку облюбовали «Шоколадницы» и прочие кофейни. Последний раз столько шоколадниц я видел только в Беларуси в деревне где живет моя двоюродная бабушка. Только там они были не в виде кофеен, а в виде бабочек.
Единственно, что довольно сильно портило впечатление и от Маросейки, и от Покровки, так это узкие тротуары и засилье статичного автотранспорта по обочинам.
Так я довольно быстро продвигался вперед, по пути присматриваясь, нет ли где банкоматов, чтобы снять наличность, которая у меня подходила к концу. Но Москва оказалась на банкоматы не очень богата. Собственно мне нужен был либо Бинбанк, либо Сбербанк. Последний я нашел, и там даже был банкомат, но денег он не давал, а был приспособлен только к поеданию оных. Расстроенный этим обстоятельством я пропустил поворот на Чистопрудный бульвар и дотопал до Садового кольца, где также имелась вывеска о наличии Сбербанка с деньгопоедательным аппаратом. А время шло, и я развернувшись, ускорился в направлении обратном.
Чтобы не плутать я уточнил дорогу у пожилой пары москвичей, как оказалось, я уже второй человек, который искал дорогу к прудам. Москвичи оказались очень вежливыми, интеллигентными и достаточно подробно объяснили дорогу.
И вскоре я оказался на темной улице, возле маленького прудика, тоже темного, с какой-то странной конструкцией в виде шатра посередине. Это и оказались те самые воспетые Тальковым и народной молвой Чистые пруды, или, вернее, пруд. Так как второго я не нашел…
Сложно сказать как он выглядит ясным летним днем, но осенним вечером пруд ничем не примечателен, от песни Талькова гораздо больше эмоциональных ощущений, чем от созерцания этого пруда вживую.
Интересно, что в XVII веке означенный пруд носил название Поганого. Дело в том, что поблизости от него находился Животинный двор и многочисленные мясные лавки. Скотину забивали тут же, а отходы сбрасывали в пруд. Запах, думаю, лучше даже не представлять…
А в 1699 году у пруда приобрел себе владение Александр Данилович Меньшиков, и, понятное дело, что не пристало такому важному человеку жить возле такого поганого пруда, вот его и почистили. С тех пор и зовется он Чистым… хотя купаться в оном сейчас почему-то запрещено…
Здесь и началась вторая часть моих плутаний. Нужный мне 12а дом никак не находился. Зато я увидел знаменитый театр «Современник», построенный в духе неоклассицизма в 1912-1914 годах. Относительно симпатичное белое здание. Среди основателей театра можно назвать таких выдающихся актеров, как Ефремов, Табаков, Евстигнеев. Сейчас художественным руководителем является Галина Волчек.
Но так как ходить кругами вокруг пруда мне надоело, я позвонил в фирму и получил ряд инструкций. Хорошо, что я это сделал, ибо самостоятельно найти не представлялось возможным. Офис оказался во внутреннем дворе, сразу за школой боевых искусств, через многочисленные окна которой можно было понаблюдать за тренировками обучающихся. Додзе находится ниже уровня тротуара, поэтому наблюдатель находится выше, что делает процесс наблюдения еще более удобным.
На окнах развешаны различные рекламные плакаты из которых можно узнать, что в школе преподают множество различных стилей боевых искусств, подчас очень далеких друг от друга. А как мы знаем, те, кто занимаются всем, на деле не занимаются ничем.
Но я не стал слишком задерживаться возле школы, забежал в офис нужной мне компании, получил свою карточку и вышел на Покровку.
Было уже довольно темно, но возвращаться к себе мне не хотелось. Поэтому я решил повторить свой вчерашний поход к Кремлю и ГУМу, перекусить там, и найти, наконец, банкомат.
Так, неспешным шагом, я опять прошелся по Покровке, Маросейке и Ильинке и вышел к огороженному Кремлю. Здесь, как и вчера, было малолюдно, в основном тусовалась лишь милиция, охраняя подступы к кремлевским некрополям. Но фотографировать милиция не мешала, поэтому я сделал несколько кадров кремлевской стены и Мавзолея, где спит вечным сном в своем пуленепробиваемом саркофаге Владимир Ильич.
Затем я зашел в ГУМ. Людей и здесь было довольно мало. Впрочем, может быть, такое ощущение сложилось потому, что само по себе пространство этого главного магазина поистине огромно, а потому и количество людей одновременно в нем находящихся и показалось достаточно малым.
Сам ГУМ внутри вполне себе симпатичен, желтенькие стены, переходы, мостики на верхних этажах все очень красиво и гармонично. Имеется даже небольшой фонтанчик, возле которого то и дело фотографировались все кому не лень. Также в ГУМе были выставлены на всеобщее обозрение небольшие экспозиции посвященные развитию аудио и видео технике, от самых первых проигрывателей до современных.
А вот магазины в стенах ГУМа теряются, а если добавить к этому и довольно бедные рекламные вывески, то они и вовсе незаметны. Так что ни в один из них я не зашел и даже не помню, а что собственно в там продают. Вещи, наверное… как обычно…
На третьем этаже меня ожидал сюрприз. И этим сюрпризом оказалась столовая №57 выполненная в стиле хрущовской оттепели. Чрезвычайно приятное заведение, светлое, опрятное, с чистыми столиками и великолепной кухней. А неславянская внешность обслуживающего персонала добавляла своего рода экзотики.
В этой столовой я и задержался на перекус. Взял себе отменного борща, клюквенный морс, тушеной капустки и люлю-кебаб. И с превеликим удовольствием все это съел. Оплачивал по карточке, так как проблема банкоматов оставалась открытой.
Рядом со столовой располагалось кафе под названием «Фестивальное», довольно большое по своей территории и почти настолько же пустынное. Весь поток людской массы оседал в столовой, что и не удивительно. Так как некоторая ностальгия по советскому прошлому присутствует во многих из нас. А для других, иностранных туристов, или же совсем юных, интерес представляет процесс своего рода погружения в эту атмосферу. А ежели еще и сервис на уровне! Вот и находится это фестивальное кафе по-соседству в настроении совсем не фестивальном…
Перекусив я решил обследовать ГУМ и найти нужные банкоматы, но на весь огромный магазин нашел лишь росбанковский на третьем этаже и Петрокоммерцъ на первом. Вот тебе и Москва, право не ожидал, что могут возникнуть подобные сложности. В Калининграде подчас даже зачуханный магазинчик имеет терминал оплаты платежей, а в супермаркетах есть несколько вариантов банкоматов различных банков. В филиалах же Сбербанка практически всегда есть и банкомат, для снятия наличности. Но, видимо, в Москве все несколько по-другому... Поэтому я бросил безнадежные поиски и вышел в темный московский вечер...
Следующая, третья, часть будет завершающей. В ней я расскажу о впечатлениях от Белорусского вокзала и о моей небольшой прогулке по Старому Арбату.