Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-топричине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких"старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз иГуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса,староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили восновном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создаватьна его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещерыглавным промышленным районам Подмосковья.
О Егорьевске - одном изтаких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу отрёх гуслицких сёлах: Слободище, Ильинский Погост и Шувое, гдепо-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живостароверие.
В эти края ведёт Егорьевскоешоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов ипромышленных центров: в 30км южнее находится химическийгигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее -Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги наВладимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошнаязастроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва. Но здесь - удивительно глухой угол!
В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательныеэкспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно,причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже иесли это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия;возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, накоторых держалась во многом и экономика Москвы.
Так или иначе,гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцыохотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью -конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством.Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, аиконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считалисьлучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, чтоименно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.
Небрезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опаснойдорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" дляБелокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность сталипричиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжениивсей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешниймитрополит Корнилий).
Слободище Панорамасела Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезанополосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёсткаЕгорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именнов Слободище я и отправился из Куровского.
Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.
С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлокдальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и тольковот эта табличка напоминает - село не такое простое:
От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится всеверо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс - что инемудрено для нелегальной религии:
Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, ипри взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь.Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободевероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться небуду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).
По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети- ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше.Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке.
Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги -любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религииприобретают похожие черты.
Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:
А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.
"Над твоей могилой будут кукареки петухать":
"Тебе кто разрешил тут снимать?!"
Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?
А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:
Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.
Ильинский Погост От Слободищ около 4 километровдо отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. Заотворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:
Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мнеказалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере вЗападной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (накадре выше - не оно).
А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:
Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что ИльинскийПогост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческойреспублики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когдаГуслицы объединили с несколькими соседними деревнями.
Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:
Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.
Междутем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах.Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли настроительство колокольни), и при её освящении присутствовал московскиймитрополит Филарет:
Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественныйразмер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужнойтут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементовмиссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкоестароверие без кровопролития.
Дома и виды вокруг церкви:
На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:
Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь,старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. Наулицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом.Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертойстароверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешностьсовременного "простого русского мужика" восходит скорее к обликуфабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Нофотографировать их даже издалека я не рискнул.
В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:
Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:
Отдельные здания, такие как сельская больница:
Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:
По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере- это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):
Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколькосовершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, нанём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.
Шувое Третьесело находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, иносит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходятавтобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города(остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже несело, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач,оставшееся на некоторых картах).
Здесь, в бывшем селе Нареево (частьШувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь -Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке вселе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна наподъездах к селу).
Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначальностроилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома(о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..
То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.
Яуже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцомзлоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюдаворов, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины былочень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, ивскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на менявпечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сутистарообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.
Впрочем, "доверяй- но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а сталобыть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в кругеподозреваемых.
...Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:
На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на домесвященника, так что весьма вероятно, что традиционно онисимволизировали принадлежность хозяина к староверам:
Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольскойстарообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - онасчитается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служитместом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.
Далее - рассказ о Егорьевске, одном из "детищ" старообрядческого купечества и просто красивом городе.