Сегодня ездила в Верею. Город приятный. Уютный. Бродила приблизительно около трех часов. По дороге в Верею мне показали Церковь Входа Господня в Иерусалим 1677-1679гг. Там во всю идет реставрация. Это бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей Церковь относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником Федерального значения. Расположена она в Зареченской части города на обрывистом берегу Протвы и окружена вековыми деревьями.
Первые упоминание о монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, очень может быть, что обитель была основана задолго до этого времени. По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Она выстроена из кирпича в 1667 —1679 гг., о чем гласит текст закладкой доски, находящейся у западного портала: «Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима – Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе Федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые Руси самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса в Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе». Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки. Нижний храм, углубленный в землю – во имя Пресвятой Девы Марии, верхний в честь Входа Господня в Иерусалим. Уже в конце XIX столетия в подклете Входоиерусалимской церкви был освящен придел Покрова Божией матери. В то же время была поставлена новая ограда с воротами в распространенном тогда «русском стиле» (направление эклектизма, характеризующееся поверхностным подражанием формам древнерусской архитектуры). В 1877 г. Археологическое общество объявило храм памятником архитектуры XVII века. В 1934 г. храм был закрыт. Памятник частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом. Храм по-прежнему продолжает впечатлять своими формами: он величественно возвышается на кромке высокого берега Протвы. От храма открывается красивый вид на противоположный низкий берег реки и на панораму Вереи с древним собором. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.
А такие купола были до реставрации (фото взято из интернета)
Верея впервые упоминается как город в летописях XIV века. Слово «верея» означает «воротный столб». Верея была порубежным городом Московского княжества, городом-крепостью. Неоднократно подвергалась она нападению врагов. Особенно сильно пострадала Верея в 1408 г., во время нашествия хана Едигея.
До XIV века город принадлежал Москве, по завещанию Дмитрия Донского отошел к Можайску, В 1432 г. Верея стала центром самостоятельного княжества, но в 1486 г. была вновь присоединена к Москве. С 1519 г. ею владел старицкий князь. При Иване Грозном, в 1567 г., Верея окончательно отходит к Москве.
В начале XVII века город неоднократно разорялся польско-шляхетскими интервентами. Кремль с тех пор находился в запустении. Потеряв значение крепости, Верея, однако, стала в XVII веке важным центром торговли. Через нее шли кратчайшие пути связывавшие города центральной России с Европой. Верейское купечество богатело на посреднической торговле. В это время на посаде строятся каменные церкви и купеческие дома, которые и теперь во многом определяют облик города.
На территории верейского кремля возвышается бывший Рождественский со6ор. Наиболее интересную его часть, относящуюся к XVI веку, закрывают с запада четырехъярусная колокольня и трапезная, возведенные на старом основании в 1802 г. Древний собор сохранился: южные и северные стены с перспективными порталами и восточная трехчастная апсида перестроены не были. На стенах XVI века на рубеже XVII—XVIII столетий возвели объемный восьмерик, увенчанный небольшой главкой. И это придало замечательному архитектурному памятнику провинциальный, маловыразительный облик. Храм стоит над высоким обрывом к Протве и обнесен валом.
На валу, на постаменте в виде дикого камня, установлена бронзовая фигура с поднятой саблей — памятник герою войны 1812 г. генералу И. С. Дорохову. Отряд под его командованием 29 сентября 1812 года очистил Верею от французов. В донесении М. И. Кутузову Дорохов дал высокую оценку боевым действиям вверенных ему войск: «Ваша светлость! Тишина, устройство и быстрота штурмующих войск превосходят всякое вероятие, почему почитаю себе за долг обратить внимание вашей светлости на сих достойных сынов отечества». Прах Дорохова покоится в Рождественском соборе верейского кремля.
С вала верейского кремля хорошо видна Богоявленская церковь в Заречье.
Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября).
Церковь Илии Пророка 1803г В 1637 году на месте современной Ильинской церкви стояла холодная деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. Церковь регулярно подновлялась. В 1700 году по указу Святейшего Патриарха Андриана и по просьбе верейских посадских людей во главе с Захаром Маркеловым разрешено на посаде города Вереи на старом церковном Ильинском месте построить вновь церковь во имя пророка Илии.
А какие ввиды от этого храма на берег Протвы
Церковь Константина и Елены 1789г До революции церковь Константина и Елены окружала, построенная, скорее всего, уже после войны 1812 года ограда, от которой на сегодняшний день остались лишь двое ампирных ворот. Источники по истории Царя-Константиновской церкви этого времени очень скудны. Известно, что в 1618 г., когда Верею захватил и дотла сжег сын польского короля Сигизмунда II королевич Владислав, храм и причтовые постройки сгорели. Место сгоревшей церкви долгое время оставалось пустым. Возобновление Царя-Константиновского храма в одноименной слободе Вереи относится ко второй половине XVII века. В 1686 г. году старом церковном месте силами посадских людей под руководством Евгения Самойлова построена и освящена холодная деревянная. Датой строительства каменного храма клировые ведомости Царя-Константиновской церкви называют 1798г.