Более христоматийной помеси французского с нижегородским я не видела. И однозначно влюбилась в это место. Созданное Василием Шереметевым поместье с замком. В юго-западной части Марий Эл на левом берегу Волги между старинными городами Козьмодемьянским и Васильсурским раскинулся п. Юрино Широко и привольно течет здесь, великая красавица Волга. В глубине волжского берега увидишь полусказочный средневековый замок с зубчатыми башнями, с цветными витражами и куполом зимнего сада.
Замок удачно вписан в окружающий пейзаж - вечно зеленый парк со стройными соснами соснами и кудрявыми березами. Овеянный легендами, неведомой таинственностью и своеобразной красотой, уводит в глубокую старину... В прошлом поселок Юрино назывался селом Архангельским. История не сохранила даты возникновения Юрино. Не исключено, что Юрино и было образовано русскими крестьянами. Уже в 17в., как подтверждают исторические документы, село переходило от одного владельца к другому. Граф Головин продал Юрино с соседними деревнями известному в петровские времена заводопромышленнику владыке железного Урала, Никите Демидову. Он Юрино подарил своему наследнику-сыну Николаю. Николай ехать в эту глушь не хотел. Юринские земли перешли к камергеру Александру Жеребцову. И только в тяжелый год, когда русский народ отстаивал свою землю от наполеоновского нашествия, село с прилегающими землями купил у вдовы Жеребцовой Ольги В.С. Шереметьев - внучатый племянник известного вельможи петровских времен фельдмаршала Шереметьева. Юринские земли, находящиеся в отдаленной лесной глуши, не зря привлекали его внимание. Там было много строительного леса, нетронутых заливных лугов. Близость Волги и сплавной Ветлуги сулило ему большие барыши. Он уже тогда понимал, что нищенские крестьянские хозяйства через некоторое время не принесут ему тех доходов, которых жаждал получить в будущем от своей вотчины .В Юринской вотчине на полном ходу крутятся жернова водяных и ветряных мельниц, работают маслобойни. В лесах крепостные Шереметьева заготовляют древесину, курят смолу, гонят деготь, жгут уголь и все это на помещика, который продукцию дешевого крестьянского труда отправлял на нижегородский рынок. Трудятся на Шереметьева крестьяне, гнут спины на барских заводах, создают в имении оранжереи, разбивают цветники, парки, сады.
Единственная сохранившаяся стена, западная. Вход
Поражает своим великолепием и богатством действующий Михайло-Архангельский храм. Подобного храмового строения не найти на всём левобережье Волги. Девять его мощных куполов с волшебной силой очаровывают каждого. В трепетное волнение приводит и само монументальное строение. С высоты птичьего полета храм имеет форму креста.
Храм строился одновременно с замком. В основу положен тип «восьмерик на четверике». Вокруг четверика по стонам креста пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами),а по диагонали в общую композицию удачно вписаны башенки. В итоге пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами. Девятиглавый храм выглядит величественно и торжественно. Сочетание двух цветов – красного и белого – подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения. Декоративное убранство гармонирует с общей композицией церкви. Смешение различных орнаментальных стилей придает церкви воздушность, гармонирует с общей композицией сооружения. Небольшая трапезная связывает храм с колокольней (восстанавливается). Особенно оригинально решены покрытия центрального барабана в виде шатра с круглыми окнами. Рядом с храмом, в склепе были похоронены Шереметевы – владельцы усадьбы.
Камень, поросший диким виноградом
и следы жизнедеятельности современного человека
Высокая стена
крепостная стена as is
В 1874 году началось строительство Юринского "каменного" замка, или "главного дома". Крестьяне производили тяжелые земельные работы, получая за труд жалкие гроши. В период строительства замка приобретались мраморные колонны, зеркальные стекла, изразцы. Вокруг воздвигаемого дворца строятся каменные крепостные стены, благоустраиваются парк и оранжерея. Возникают пруды, вольеры для диких животных. Из-за границы поступают старинная уникальная французская и винецкая мебель, севрский фарфор, статуи, коллекции редких книг и картин, вышедших из-под кисти замечательных художников мира. Строительство замка тянулось долгие годы. Усадьба занимала площадь до 60 гектар.
Черный, обожженный кирпич используется в фасаде только тут, чтобы противостоять ветрам
Замок строили разные архитекторы, все сплошь иностранцы (кроме последнего, нижегородца Малиновского). И все-все в разных стилях. Это был небывалый даже для России долгострой: первый камень заложили задолго до отмены крепостного права, последний - в канун империалистической войны. Уж очень фантастичен был проект, слишком привередлив заказчик, Василий Шереметев, пожелавший соединить в нем готику, барокко, азиатский и древнерусский стили. Династии местных каменщиков, плотников, кузнецов, краснодеревщиков почти век корпели над невиданным сооружением. На отделочные работы в 1880 году был выписан из Италии знаменитый мастер по устройству мозаичных полов. Точеные мраморные колонны для Восточной комнаты и античные скульптуры с раскопок древней Помпеи везли морским путем до Петербурга, там перегружали в железнодорожные вагоны и доставляли в Нижний Новгород, откуда по реке - в Архангельское (ныне - Юрино)
Именно поэтому венецианская башенка соседствует с ленточными окнами, подпираемая явным исламом окнами в русском стиле и т.д.
Кружево крыш
Южный вход. Скульптуры Афины и Деметры были утеряны, потом долго искались и теперь хранятся в музее
Якорь. За ним раньше находился фонтан со скульптурами минотавров. Для обслуживания помещичьих фабрик и заводов устанавливаются водяные прессы и паровые машины. В усадьбе строится большой скотный двор, в сосновом парке - пятиэтажная паровая мельница. Жизнь помещика протекала в роскоши, а нищие и босые крестьяне страдали от голода и болезни. Крепостные устраивали побеги, беглецов ловили, пороли и бросали в тюрьмы, сдавали в рекруты и даже избивали на смерть. Помещик распоряжался личностью крепостных. Покупал и продавал крестьян, менял и проигрывал в карты, закладывал и дарил. Без разрешения помещика в Юринской вотчине крестьяне не могли создавать семью. Он сам назначал, кому за кем быть. Не редко понравившуюся Шереметьеву женщину увозили прямо со свадьбы в его барскую усадьбу. В сороковых годах в Шереметьевской вотчине господствовал мало производительный крепостной труд. На ровне со взрослыми на помещика работали изможденные старики и дети. Тогда помещик перевел основную часть крестьян с барщины на оброк. Но и это не помогло поднять производительность труда. Низкий урожаи, упадок животноводства, убыточность предприятий привело шереметевское хозяйство к тому, что оно все больше запутывалось в долгах. Тогда Шереметев предложил крестьянам добровольный выкуп, назначив за каждый рубль оброка по 25 рублей выкупной суммы. Крепостные отказались подписать соглашение, тогда он выделил "думчих", которые от лица всех крестьян должны были подписать договор. "Думчие" тоже отказались. За это они были жестоко наказаны Шереметевым.
А сейчас около замка - пасутся коровы
Из окон растут деревья
Но арки до сих пор потрясающие
Внутри все намного печальнее.... Сдать Главный дом "под ключ" графу не хватило жизни, а его единственный наследник умер за границей в 1916 году. Дворец-музей "унаследовала" новая власть.