По королевской дороге в город северного модерна - Выборг
По королевской дороге в город северного модерна - Выборг. Экскурсия в Выборг, но узкоспециализированная. Посещение замка и парка Монрепо не предусмотрено. Зато дорогой делаем крюк в Зеленогорск и Приморск.
На фотографии – кирха Марии Магдалины в Приморске.
По дороге нам, конечно, много рассказывали. Что-то с лёгкостью проверябельно по сети, но были и, скорее, выводы, которые можно сделать, переработав множество материала. Например - после того, как Финляндия вошла в состав России, поначалу поощрялся интерес финнов к родной культуре (чтобы про шведов скорее забыли), а потом, в конце XIX века, наоборот, был взят курс на русификацию, что вызвало всплеск национального самосознания. Ещё нам рассказывали историю мест в направлении Петербург-Выборг. Александр I широким жестом присоединил к Великом княжеству Финляндскому земли в опасной близости к Санкт-Петербурге. В результате Выборг, отошедший России по Ништадскому миру 1721 года, после объявления Финляндией независимости в 1917 году оказался за рубежом? Экскурсовод сравнил Александра с подарившим Крым Украине Хрущёвым - оба считали свои империи нерушимыми. Результат - Зимняя война 1940 года.
Понятие "Королевская дорога" ввели финны как туристический объект. Дорога на Турку, вдоль которой есть усадьбы, разные достопримечательности.
Первая остановка - в Зеленогорске. Кирха Преображения Христова 1907 года - не самая интересная постройка Йозефа Стейнбека, но с характерными для архитектора деталями. Самое любопытно, на мой взгляд - валунная кладка - везти валуны дорого, и их имитируют мелкие камешки. В советское время здесь размещался кинотеатр "Победа", башни не было. Воссоздана с помощью финнов несколько лет назад, после передачи лютеранской общине.
В порту Койвисто – Приморск рядом с архипелагом "Берёзовые острова" (Бьёрке по-шведски) – великолепнейшая кирха Марии Магдалины тоже Йозефа Стейнбека.
Кирха в 1948 году была превращена в клуб. Сейчас часть помещений арендует историко-краеведческий музей. Нам рассказали об истории и быте местного населения. Кирха очень непроста в плане, хотя, пожалуй, это типично для архитектора. Саму церковь получилось снять только вертикально. Она должна прекрасно смотреться с другого берега небольшого залива, но мы там не останавливались. Убранство финны после войны вывезли. Часть сейчас в других церквях Финляндии, часть утрачена безвозвратно.
Экскурсия по музею, возможно, и неплоха, но после поездки мне хотелось побегать вокруг церкви и по берегу залива. Из-за ветра снимала в спортивном режиме, но всё равно многие кадры не резкие. Церковь вовсю ремонтируется. Следы выбоин от снарядов были заложены кирпичами, теперь - новый гранит, по цвету отличается. Внутри - кирпич, изъеденный грибком (?!).
На месте захоронений при церкви в 1992 году установлен памятник в форме парусника с крестом. Автор - Айла Сало, местная уроженка. На мой вкус - прекрасная работа. Ещё я сняла ботанический феномен – растущее в сосне лиственное деревце (кто ботаник, скажет название :))
Дорога на Выборг через Приморск где ничего, где совсем паршивая. Иногда жалеешь, что нет своей машины - можно остановиться, где хочется, снять красивый вид, здание, валун в лесу. На ходу особенно не пощёлкаешь, хотя может и повезти.
В город мы въехали через районы постройки 70-х годов XX века, но скоро попали и в старую часть – город небольшой.
Экскурсию мы начали от вокзала. Рядом с ним я сфотографировала милый светлый дом, в моём понимании на модерн очень похожий (хотя и слишком весёлый для северного). Нам про него ничего не сказали, может быть, это новодел, но мне понравился. Многие здания постройки начала ХХ века на средневековых фундаментах. Очень характерна облицовка гранитом. Дом с львиными мордами - один из первых в Выборге с горячей водой
Дом постройки архитектора Аллена Шульмана (1907 год) полностью облицовка гранитом. Очень забавный, с хорошим юмором растительный и животный орнамент. Человек с пистолетом – тоже часть орнамента :)
Следующий дом - его же. Характерные окна с мелкой расстекловкой. А так - скучный, по крайней мере жаждущий штукатурки. Башенки в то время любили. В современных домах явно цитируют мотивы начала прошлого века.
Рядом с Шульманом - тоже модерн, но не северный, а обычный, повеселее (Уотилла 1907 для купца Москвина). Экскурсовод сказал, что это считается подражанием архитектуре Любека, но башенки есть и в Венеции. Главная улица Выборга – улица Ленина. Одна сторона - дома, другая - парк.
Мы ходили по Выборгу полтора часа. Не все здания, про которые нам рассказывали, мне понравились, и создавалось впечатление, что мы упустили несколько симпатяжек, но вкус дилетанта отличается от профессионального. Записывать финские фамилии архитекторов на шумной улиц - гарантировано ошибочное занятие, и я его в конце-концов бросила.
Дом в красной плитке напомнил мне Хельсинки, а нашему экскурсоводу - Ренессанс. Женские фигуры на здании банка - похожи на стокгольмские. Очень любопытные выпуклые окна.
Вообще модерн отличается богатством и разнообразием декора. Иногда на дом и внимания не обратишь, а приглядеться - он очень своеобразно нарядный.
Некоторые дома напоминают Петроградскую сторону в Питере. Строили на века, и номера домов выбивали в граните.
Вкус к мелким декоративным деталям сохранился по сей день. Ворона на окне - кто-то из жителей развлёкся, материал назвать затруднительно. Арханегелочек с трубой на детской площадке - тоже вполне современный.
Красный дом - лапочка. Необычно керамическое панно с аллегорией над входом. Похоже на Данию эпохи Ренессанса.
На рыночной площади - толстая башня, подлинная часть крепостных сооружений времён Густава Вазы. Разные эпохи хорошо уживаются в Выборге. Та же башня – на фоне подражания итальянскому палаццо (Вальдемар Аспелин (1900 г.) - скорее эклектика, чем модерн). А в самом "палаццо" какой-то остряк или невежда открыл обувной магазин Renaissance.
Рядом – ещё "дворец" в итальянском – венецианском стиле.
На граните мостовой выбиты номера - наверное, обозначение парковок извозчиков. На вопрос о том, что в Выборге потрогать на счастье, нам рассказали о печальной участи грифонов на Банковском мостике. Их сейчас пытаются спасти от разрушения, вызванного толпами трогающих, трущих, и пихающих в лапы записки с просьбами к милым зверюшкам помочь избавиться от прыщей и обещаниями отблагодарить. В чём польза новой городской скульптуры не лучших художественных достоинств - пусть их до дыр трут, а старину оставят в покое.
Нам рассказали печальную историю интереснейшего здания, не пострадавшего в войну. В начале приватизации его кто-то выкупил под гостиницу, но хозяина убили, и дом лет дцать стоит в преддверии ремонта, скоро, весьма вероятно, его будет уже не спасти. Последний дом, который нам показали в рамках темы экскурсии – на набережной напротив крепости, тоже выглядит заброшенным, но не до такой степени. Скорее, необитаем.
Выборг производит впечатление неопрятного города - много запущено, но есть и очаровательные уголки. На улицах, хранящих черты давнего прошлого (Крепостная, Южный вал и т.д.) и не очень давнего (Ленина, Пионерская), снимать можно бесконечно – и Часовую башню, и закоулки, и прекрасный Спасо-Преображенский собор, и домики-пряники (если и модерн, то слишком весёлый для северного), и прекрасная площадь напротив крепости, и, конечно, сама крепость.
В фотографировании невозможно остановиться, а вот в выкладывании фотографий – надо.
Думаю, вполне имеет смысл запастись хорошим путеводителем и приехать поездом самостоятельно - тогда можно успеть и по городу погулять, и в церковь зайти, и на Часовую башню подняться. Если приехать пораньше, хватит времени и на крепость, и парк Монрепо, мне так кажется. Город-то маленький. Изюминка экскурсии - Приморск, сюда мало кто доберётся самостоятельно, хотя кирха и природа вполне того стоят.
На обратном пути я любовалась пейзажами, но сфотографировать не могла - сел аккумулятор, даром что полный заряд был. Хорошая экскурсия.