Когда праздновали 300-летие Петербурга, очень гордились новой пешеходной зоной, которая объединила собой две улицы – Правды и Большую Московскую. "Ее создание стало своеобразным рекордом среди подобных проектов для городов России: протяженность составляет более километра, а общая площадь мощения – более 15 тыс. кв. м. Это, пожалуй, самая зеленая пешеходная зона Петербурга: на газонах площадью 1500 кв. м высадили более тысячи деревьев, 6 тысяч кустарников и 15 тысяч растений и цветов.
Подумали и об интересах автомобилистов – пользуясь значительной шириной улиц, сохранили полосу одностороннего движения и сделали стоянки для транспорта. Появились разнообразные фонари, скамейки, системы подсветки и подробные указатели на русском и английском языках…" - так писала пресса, и это недолго было правдой. Однако, пойдемте с начала – от памятника Достоевскому на Владимирской площади.
Памятник (скульпторы – Любовь Холина, Петр и Павел Игнатьевы, архитекторы – В. Спиридонов и Е. Васильковская) установлен вблизи литературно-мемориального музея Достоевского в Кузнечном переулке, 5. В этом районе города Федор Михайлович не только жил сам, меняя адреса, но и селил здесь героев своих романов. Многие из них до сих пор просят милостыню на паперти Владимирского собора или отдыхают на скамейке у памятника писателю.
Очень скоро "зону" обжили: выкопали и утащили саженцы кустов и деревьев, сломали скамейки, погнули ограждения, подавили напольную стеклянную подсветку. Частично этот ущерб власти пытаются компенсировать, к тому же сохранились разные вандалоустойчивые элементы оформления.
Такие стеклянные призмы куда-то увезли городские власти, а указатели еще целы.
В начале Свечного переулка сохранились металлические саженцы бамбука.
Дом номер 10 по улице Правды при советской власти был культурным центром, выстроенном для работников фабрики имени Крупской – крупнейшего кондитерского предприятия Петербурга. Дом культуры постепенно пришел в упадок и сейчас его перестраивают под банк, а когда руины были доступны, можно было увидеть замечательные ионические капители с пятиконечными звездами. А вот кондитерская фабрика продолжает работать и заявляет о себе на несколько ближайших кварталов дразнящим запахом шоколада.
Если идти от Владимирской, то пересечение улицы Разъезжей означает что теперь вы – на улице Правды (бывшая Кабинетская), которая продолжает собой закончившуюся Большую Московскую. На Разъезжей, в третьем доме от перекрестка в начале ХХ века жил замечательный русский писатель Александр Куприн. Здесь находилась квартира его жены, которая в сложный период их отношений открывала мужу только после того, как Куприн просовывал под дверь новую главу повести, над которой тогда работал.
Последний перекресток на вашем пути – с улицей Социалистической. Раньше на Социалистической стояла утраченная ныне церковь Иоанна Предтечи, по имени которой улица называлась Ивановской. В доме 11 по улице Правды до Октябрьской революции находился Благородный пансион - 1-я гимназия с церковью Преображения Господня (здание было построено в 1820 -1823 гг., перестроено Н. Л. Бенуа в 1838-1840 гг. и расширено В. А. Косяковым в 1893-1894 гг.), а в доме 13 – Училищный совет Святейшего Синода с церковью Святого Александра Невского (комплекс был построен в 1898-1901 гг. как образцовая церковно-приходская школа по проекту А. Н. Померанцева). В знак памяти и покаяния об утраченных трех церквях здесь установлена скульптурная композиция «Три ангела» (скульптор Б. Сергеев). Эта композиция стала частью заложенного в пешеходной зоне Парка современной скульптуры.
Также в него вошли работы скульптора Дмитрия Каминкера «Слепой» и «Организатор». И если первая материализует образы Петербурга литературного, то вторая привязана к современным адресам. «Организатор» со своим рупором удачно расположился напротив Института кино- и телекоммуникаций и получил у студентов прозвище «Помощник режиссера».
Эти ракурсы я снимал с крыши дома № 16, где много лет существовала галерея легендарных «Митьков» (переехавшая на Марата) и сейчас остались мастерские. Сегодня понятие «Митьки» – устойчивый арт-бренд, одна из визитных карточек современного искусства Петербурга и городские власти предоставили им новое помещение неподалеку. Только когда я залез с фотоаппаратом на горбатую, скользкую от снега крышу этой мансарды, я понял, почему пустивший меня туда "митек" сказал: "Ну, с Божьей помощью!".
Доску в память о своем 30-летии советская власть удивительно вписала в русский теремной стиль здания Училищного Совета Синода.
Пешеходная зона заканчивается вместе с улицей Правды, однако остается множество поводов начать путешествие по другим маршрутам. Ближайшие кварталы насыщены литературными адресами Петербурга, подробно перечисленными на указателях по всей пешеходной зоне. Вот такая фрагментарная прогулка.