Итак, в начале февраля мы сделали небольшую вылазку на север. Проехали вдоль реки Мезень, что в Архангельской области и Республике Коми. Зимники, ледовые переправы, тайга и древние поселения Русского Севера. Мостов в этих краях нет.
Летом здесь открыты немногочисленные паромные переправы, а зимой проезд прямо по льду. Благо температуры здесь соответствующие.
Местность довольно рельефная, деревни обычно стоят на возвышенностях вдоль рек.
Дороги здесь - зимники. И нужно отдать должное - зимники отличные. Иногда это единственная возможность добраться до места по земле. Летом основная транспортная артерия - река Мезень.
История этих мест насчитывает не одно столетие. Издревле Мезень была отправной точкой в торговле с Сибирью. Мало сохранилось в России мест, где история застыла на отметке XVIII - XIX веков и сквозь советское время дошла до наших дней если и не в первозданном виде, то хотя бы очень близком к тому. Некоторые строения имеют возраст около 300 лет.
Регулярные дороги по этому огромному архипелагу не строилось никогда, и именно в этом кроется залог нетронутости края. Дома здесь все деревянные, большие, двухэтажные, крепкие. Судя по размерам домов, можно представить себе о размерах семей в прошлом.
В большинстве деревень дома строились на подклетях, в которых располагались погреба и амбары, на втором этаже собственно изба с печкой. Сзади, за жилыми помещениями, вверху находилась поветь, которая располагалась над хлевами для скота. На поветь по бревенчатому настилу через задние ворота на лошади завозили воз с сеном. В старину зимой или в осеннее ненастье здесь собиралась молодежь на посиделки.
Но советская власть была и в этих местах. Во многих деревнях были деревянные церкви, некоторые насчитывали не одну сотню лет. Их не пощадили. Кресты сорвали, маковки спилили. Из каких-то сделали сельские клубы, из каких-то и вовсе амбары. Вот, к примеру, Никольская церковь в Койнасе, 1657 года постройки. На табличке теперь надпись: “Памятник архитектуры. Охраняется государством”. Грустно.
Но мы едем дальше. Снова ледовые переправы под закатным лучами. Здесь в феврале день короткий, Солнце не поднимается высоко, рядом Полярный круг.
Довольно распространенным явлением на Мезени была установка обетных крестов, поставленных "по обещанию" - по обету. Ставились они в память о каком-либо горестном событии: особенно суровой зимы, сильного наводнения, голода или же в память о счастливом спасении "от потопления" или от болезни. Вера в охранительную силу таких крестов была необычайно сильна. Поэтому на Мезени в деревнях и возле них можно было встретить множество таких крестов. Обычно их увешивали пеленами из материи, платками, полотенцами. Считалось, что такие приношения спасают от бед и напастей, исцеляют от болезней. Все, у кого стряслась какая-либо беда, непременно считали своим долгом отнести пелену, полотенце или отрез материи к такому кресту.
Часто встречаются колодцы-журавли. Они тоже здесь сделаны основательно, на совесть.
Неизменным атрибутом мезенских деревень были ветряные мельницы. Основой их являлся врытый в землю столб, окруженный мощным бревенчатым ряжем–срубом, сужающимся кверху. Потом ставили мельничный амбар в виде клети. С изменением направления ветра амбар поворачивали в нужном направлении с помощью длинного бревна – воротила. Таких мельниц почти не осталось. Вот одна из них в селе Кимжа. Рядом обетный крест.
А это деревня со звучным названием Чучепала, снято с середины реки. Интересна легенда о ней. [I]“На одном из высоких холмов около одного селения проживали племена чуди. Новгородцы, проникая в глубь страны, выбрали для поселения соседнее предгорье, удобное и живописное. Первые годы соседи жили в миру, да строптива была чудь, не подладила под новгородцев. Задумали люди свободные, торговые и корыстные избыть лихих белоглазых соседей и для этого дождались зимы холодной и крепкой. Прямо напротив чудского городка, на реке Мезени прорубили они лёд поперёк всей реки и сделали таким способом широкую полынью. И погнали они чудь в ту сторону, где лежала полынья. Провалилась вся чудь от мала до велика, потонула. Стало то место реки и по сей день называться кровяным плёсом, а простая деревушка Чучепалой, за то, что тут последняя чудь пала”[/I] Вот такие вот у нас соплеменники были.
Вообще, рассказывать про эти края дело неблагодарное, слишком много было прочитано, многое было увидено. Места живописные, особенно зимой.
Были в этот раз и ночевки прямо в тайге под ярким светом луны. Температура уверенно за -30...
Снова дорога, снова река и зимник.
Иногда было ощущение, что едешь вдоль стен.
А иногда, что едешь в никуда.
Но становилось ясно, мы проезжали последние деревни на нашем пути.