Сегодня я хочу разместить фото с последнего моего путешествия Санкт-Петербург-Валаам. Писать буду минимально, в основном будут говорить фотографии. К сожалению, как всегда бывает в группе передвигались быстро и снять все, что хотелось не удалось. Итак, вот он, наш теплоход "Виссарион Белинский" на причале в Санкт-Петербурге. Совсем скоро мы отправимся по Неве и Ладожскому озеру к Валааму.
Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера в 40 км от материка. Площадь архипелага, состоящего более чем из 50 островов, составляет 36 кв. км.
Пока плыли по Неве, было еще достаточно светло. Удалось снять несколько видовых кадров берегов Невы.
В это время на палубе туристов развлекал массовик-затейник. Заставлял петь хором. Мне не понравилось.
Между тем стемнело
Теплоход подошел к Невскому пяточку. Из Википедии: "Невский пятачок — одна из самых героических и трагических страниц отечественной военной истории, это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории: на этом участке побережья Невы в 1941—1943 годах войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать блокаду Ленинграда". На теплоходе существует традиция бросать в воду цветы, когда проплываем мимо Невского пятачка. По радио звучит литературно-музыкальная композиция, затем - минута молчания. Сфотографировать как следует не получилось, только видны руки, держащие цветы.
Затем были развлечения на теплоходе. В частности выступал очень симпатичный дуэт - гитарист и певица, которым мы подпевали всем баром бардовские песни, песни военных лет и романсы.
И вот, проснувшись утром, мы увидели Валаам.
После завтрака была экскурсия к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. С сайта Патриархия.ru: "[I]Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам — один из самых почитаемых в России — был возрожден в 1989 году.[/I] Именуемый в прошлом Северным Афоном, Валаамский монастырь стоял у истоков рождения мирового Православия, был его центром на Северо-Западе России. Валаам имеет многовековую и богатую историю. Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах". Далее без слов смотрите на эту красоту.
Бывший каретный сарай
Причал, куда приплывают маленькие экскурсионные теплоходики.
Лестница, ведущая к монастырю.
Спасо-Преображенский монастырь.
1862 году в память о посещении Спасо-Преображенского монастыря императором Александром II с императрицей Марией Александровной и сыновьями по проекту архитектора А.М. Горностаева была возведена часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение".
Напротив часовни находится памятная стела, выполненная из полированного черного камня. На ней высечены имена высочайших особ, которые побывали на Валааме.
Несколько видов монастыря. Снимать можно было только за монастырской оградой. В монастырском дворе, а тем более в храме снимать запрещено.
За монастырской оградой.
Теплоходик, на котором мы приплыли к монастырю.
Монастырская бухта.
Назад мы решили не ехать на теплоходике, а пройти по острову пешком.
Весь лес был покрыт такими первоцветами.
Замечательные поросшие мхом камни.
Мне сказали, что это багульник волчье лыко.
На всем острове очень много озер.
Живописные болотца.
Вдруг, как сказочный теремок нам встретился Гефсиманский скит. На перекрестке дорог – ведущей к Коневскому скиту и Главной монастырской, расположен Гефсиманский (Желтый) скит. В него входят: церковь Успения, Вознесенская часовня, келейные корпуса и маленькая часовенка «Моление о чаше» (которая была закрыта на реставрацию). Главным сооружением скита является церковь Успения Богоматери. В 1906 году здесь была поставлена часовня, которую после перестройки в 1911 году превратили в церковь. Церковь относится к клетскому типу, широко распространенному на Русском Севере. К западной части церкви примыкает двухъярусная колокольня, завершенная восьмигранным шатром с луковичной главкой.
Побывавший в 1901 г. в Иерусалиме отец Маврикий привез частицу "Гроба Господня", и на карте Валаама появились библейские географические названия. Воскресенский скит назвали "Новым Иерусалимом" на Сионской горе. Лещёвое озеро получило название Мертвого моря, а протока, соединяющая его с озером, стала рекой Иордан. Скалистая гряда на берегу Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, а ее подножие- Гефсиманским садом. У подножия Елеонской горы был разбит сад, посажены пихтовые аллеи, дубовая, липовая и кленовая рощи, кусты сирени.
Рядом с ним как нам объяснила экскурсовод - гостиница для VIP-персон.
А это наш "Виссарион" на причале в Никоновской бухте.
После обеда уже другая смена направилась к монастырю.
А мы пошли на обзорную экскурсию по острову. Вот вам и иллюстрация к изречению "И на камнях растут деревья".
Это Воскресенский скит. Над Большой Никоновской бухтой, на горе, которая носит то же название, в окружении высоких сосен, предстает во всем своем великолепии ансамбль Воскресенского (Красного) скита. Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В середине XIX века здесь была сооружена часовня во имя апостола Андрея Первозванного. Строительство Воскресенского скита началось в начале ХХ века. В ансамбль скита входит Воскресенская двухъярусная церковь и келейные корпуса, окруженные оградой с фигурными воротами. Воскресенский – единственный недействующий скит на Валааме. Скит расположен на месте, где по Валаамскому преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии на острове.
Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения. Там можно было фотографировать.
Во дворе скита.
Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева - камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.
Стены ограды возведены из старого кирпича местного производства. На кирпичах ставили вот такие подписи:
Дальнейшая прогулка по острову. Наверху над крестом находится смотровая площадка. Мы туда идем.
Вот так в прежнее время монахи строили дороги, которые сохранились в прекрасном состоянии до сих пор.
В 1911 г. на вершине горы Елеон построена деревянная часовня Вознесения. К часовне, по склону горы, ведет дорожка с вырубленными в камне ступенями. Часовня, как и крест, видна от входа в бухту.
Со смотровой площадки открывается вид на Малую Никоновскую бухту - один из самых замечательных валаамских видов.
Игуменское озеро.
С 1827 г. семь лет на берегу Игуменского озера в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике. На снимке досками выложен то самое место, где стояла хижина игумена Дамаскина.
За деревянным мостиком расположен недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. В 1858 году сюда с острова Предтеченский была перенесена часовня. Рядом стояли две избы-кельи. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. В 2003 году началось воссоздание Коневского скита.
Вскоре за Коневским скитом дорога приводит к монастырской ферме, стоящей на берегу озера Сисяярви. Когда о. Ионафан стал игуменом, то в 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря выстроил образцовую механизированную ферму на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода. Здесь же разводили рыбу (палия, сиг) из оплодотворенной икры в изготовленных в монастыре глиняных ящиках. Сейчас ферма – действующая, восстанавливается рыборазводный завод.
Ну вот практически и все что удалось посмотреть и заснять в этот раз. Повторю, что много, очень много осталось недосмотренным и не сфотканным. Что же до следующего раза. До свидания, Валаам!
После отплытия погода резко переменилась. Мы попали ночью в настоящий шторм, главную палубу залило водой. На следующий день был отменен рейс "Виссариона Белинского" на Валлам. Вот так сказочно нам повезло.