У гор есть непостижимая власть-они зовут нас в свои края. Седые головы вершин, покрытые многовековыми ледниками, манят через расстояния, заставляя оставить суету городов. Они вдыхают в нас упоительную энергию из чистейшего воздуха смешанных, как мазайка, лесов и прохлады быстрой реки, что берет свое начало высоко в горах.
Так было и сейчас. Вспомнились большие солнечные поляны Архыза, заботливо окаймленные горным массивом, озера-зеркала и вкус ледниковой воды. Только ради этих всех"ценностей" можно позабыть обо всех делах и приехать за сотни километров, чтобы сказать:"Здравствуй, Архыз и синие горы Кавказа!".
Как и прежде приветливо встречает путников поляна Таулу. Здесь еще повсюду цивилизация-десятки палаточных городков раскинулись на ней, как, большие разноцветные бусины на зеленом ковре. Со всех сторон слышна звонкая речь кавказских женщин-это они приглашают отведать ароматные хычины с домашним сыром и прохладным, густым айраном из коровьего молока. Устоять невозможно: мы делаем небольшой привал и, наскоро пообедав, продолжаем путь к заветной цели-озеру с островками и отражающейся в нем самой большой вершиной Архыза-горой Пшиш. Постепенно голоса людей сменяют природные звуки, дорога небольшой змеей медленно ползет вверх. Летнее августовское солнце постоянно напоминает о себе, а кроны сосен вдоль пыльной тропы манят своей прохладой. Неожиданно ленивая туча, что ползла на безоблачном небе начала разрастаться и пошел сильный дождь. Спасая рюкзаки от воды, мы кое-как начали ставить палатку, чтобы не промокнуть окончательно самим и не промочить вещи и фотоаппаратуру.
С одной стороны было немного обидно от того, что наша цель все еще находилось далеко, с другой стороны, оглядевшись вокруг, мы уже не жалели о том,что вынуждены были сделать привал. Воздух вокруг был необычайно свежий-пахло грибами и сосновой смолой. Тяжелые капли звонко стучали о крышу палатки, маленькие ручьи в ущельях быстро наполнялись водой.
Утром небо было темным, кое-где с небольшими просветами, сквозь которые проглядывались треугольники вершин. Но после завтрака на макушках деревьев заиграли солнечные лучи, воздух начал прогреваться и мы продолжили путь. Туристы здесь уже встречались редко-все-таки заповеднно-приграничная зона. Пейзаж менялся-дорога становилась уже, пролегая под кронами деревьев. Идти было легче. По левую сторону весело шумела река Архыз, то приближаясь к нам, то убегая поотдаль. Вода в ней очень вкусная, несколько раз мы спускались к берегу, чтобы пополнить запасы. Пройдя погранзаставу, оказались у бревенчатого моста, который был немного разрушен стихией, отчего передвигаться по нему было небезопасно. Отсюда уже хорошо просматриваются склоны Пшиша. Со всех сторон он похож на правильную пирамиду. Очень интересен оттенок его поверхности-снизу произрастает ель, сосна и тис, потом низкорослые березки, а выше, до самых вечных ледников раскинулись субальпийские луга- получились разноцветные ярусы. Переправившись на тот берег, идем по лесной тропинке к домику егеря. Деревья тут уже больше лиственные, за одежду то и дело цепляются шипастые листья дикой малины. Ее ягоды красными огоньками сверкают в изумрудной листве.
Солнце, потихоньку клонясь к вершинам гор, теплым золотым светом освещает опушку и небольшой деревянный домик на ней. Дверь заперта, но в окошки видно, что его покинули недавно. Решаем остановиться здесь на ночевку, поставив палатку на небольшой возвышенности, а завтра, поутру совершить восхождение. Отыскав примерно тропу, по которой предстоит поход, избавив себя тем самым от лишних плутаний в темноте, возвращаемся в свой "лагерь", чтобы поужинать вкусной кашей, приготовленной на газовой горелке, и набраться сил.
Проснулись, когда еще последние звезды догорали на темном небе. Туман, медленно таявший над рекой, нежно окутывал всю горную гряду, отчего воздух и все вокруг было глубоким, синим. Река напоминала тягучий, ежевичный кисель, а первые лучи солнца зажгли вершины алым цветом. Нам пора было выдвигаться. Подъем оказался достаточно крутым, но наше желание преодолеть его было сильнее и мы не спеша двигались по узкой тропке, сквозь сосны, которым наверняка уже больше сотни лет. Местами приходилось цепляться за их шероховатые стволы, кое-где покрытые смолой. Дышать этим воздухом было поистине одним удовольствием, не смотря на то, что в ногах чувствовалась усталость. Изредка останавливались на привал, чтобы отдышаться и рассмотреть панорамы, открывающиеся нам сквозь сосновые ветви. Пшиш оказался за нашей спиной, и мы по его ярусам могли примерно определить на какую высоту уже поднялись. Вот внизу оказались его сосновые леса-значит треть его высоты достигнута.
Пройдя часа три, стало заметно, что деревья становятся реже, пропуская все больше солнечных лучей. Мы вышли практически на заключительный этап восхождения-предстояло еще пару часов взбираться по склону, но уже без единой тени, под полуденным солнцем. Силы медленно таяли, рюкзаки, казалось, прибавили в весе. И, вот, собрав оставшуюся энергию, мы поднялись наверх и увидели настолько потрясающе-красивую панораму, которая оправдывала все наши усилия. Казалось, мы были одни во всей Вселенной и испытывали чувство молчаливого восхищения, совершенно не думая об усталости.
Величественная вершина горы Пшиш, высотой 3790 метров, с его снежниками отражается в лазурной воде зеркально-гладкого озера. Небольшие островки и весь его берег, покрытые мхом и густыми зарослями рододендрона, невероятно мягкие-ступни утопают в зелени и весело отпружинивают. Вода в озере как стекло: виден каждый камушек на глубоком дне. Температура воды круглый год не больше 6 градусов, отчего кроме скудной растительности в нем ничего больше нет. Умываясь каждое утро ледниковой водой, чувствуешь бодрость на весь оставшийся день. От озера исходит приятная прохлада и поэтому даже в самый жаркий день в воздухе свежо и влажно.
А ночью был порывистый сильный ветер. Мы спали в теплых спальных мешках, ощущая лицом его прикосновение, тент палатки ходил ходуном. Казалось стихия испытывает нас- готовы ли мы остаться наедине с ней, сможем ли принять ее нрав и не упасть духом? Утро следущего дня подарило нам тепло- от строптивого ветра не осталось и следа. Как же это было необычно: проснуться и увидеть перед собой бесконечную даль и облака, так низко нависающие над горой, что кажется можно достать их рукой. В зеркале водной глади отражался горделивый Пшиш. С этой высоты нам видна была его правильная треугольная вершина с ледниками, сползающими в озеро.
По вечерам нам нравилось подниматься по склону на возвышенность, откуда нашему взору открывались великолепные виды. Красный шар покрывал гряду Кавказских гор ровным золотом, река, несущая свои воды далеко внизу в ущелье Аманауз, казалась отсюда тонкой блестящей нитью. Воздух был пропитан запахом диких трав.
Все дни, проведенные нами на берегу высокогорного озера, остались полны тех воспоминаний, которые бередят наше сердце вдали от гор. Они не были похожи друг на друга-ни один рассвет не повторился в своей красоте. За прожитую здесь неделю, эти тропы стали нам чем-то большим, эти горы служили нашим домом. И спускаясь вниз, каждый из нас нес в душе частичку этого мира, оставляя горам свое сердце!
Все фотографии с семидневного похода вы сможете посмотреть в этом альбоме