Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Ростов Великий: Часть II. «Кузнец нам не нужен…».

По щучьему велению… Такси довезло нас до другой достопримечательности Ростова – Спасо-Яковлевского монастыря. Он находится уже в городской черте, хотя и на окраине. Перед входом в монастырь бабушки продают вязаные тапочки, маринованные грибы и свежепойманных щук. Несмотря на соблазн попробовать купить щуку и добиться от нее выполнения некоторых желаний, мы прошли мимо и оказались внутри монастырской ограды.



При входе бородатый человек очень вежливо и бесплатно вручает женщинам, одетым в брюки, вот такой вот фартук, который легким движением рук превращается во что-то типа верхней юбки.



Три факта о Спасо-Яковлевском монастыре
[I]Факт первый.[/I] В XIV веке был в Ростове епископом некий Иаков (Яков). И вот как-то разонравился он местным жителям, и они решили его изгнать. Вообще, такие истории случались во многих древнерусских городах. Епископ ушел, но недалеко – поселился за окраиной города, где вокруг него стали селиться его сподвижники. Стихийно возник монастырь. Впоследствии, как и полагается, жители одумались, мнение переменили и стали звать Иакова обратно. Но он им вежливо ответил что-то типа «Лучше уж вы к нам…» и остался жить в монастыре, который и стал называться Яковлевским в его память.


[I]Факт второй.[/I] Недалеко от Ростова располагалось раньше имение Шереметевых Березники. Там в семье кузнеца («коваля») родилась девочка Параша Ковалева. После того, как она была взята в театральную труппу в усадьбу Кусково (где получила сценический псевдоним «Жемчугова»), ее полюбил хозяин труппы, граф Николай Шереметев. Полюбил так, что даже хотел на ней жениться. Параша уже собралась звать на свадьбу отца-кузнеца, но сделать возникла проблема – Параша была неблагородного происхождения, а такие неравные браки были официально запрещены. От расстройства она и ушла в монастырь…. то есть, на самом деле, не ушла, а продолжала 20 лет играть в труппе, вызывая восхищение столичной публики (в том числе, Павла I).


Через 20 лет граф все-таки организовал тайное венчание. Однако в браке ни прожили всего два года. Шереметев очень тяжело переживал смерть Параши, возвел в ее память Странноприимный дом в Москве и Дмитровский собор в Яковлевском монастыре (слева).


Собор ругают за эклектизм и бестолковость, а мне кажется, что по-своему он интересен. Особенно, если рассматривать его как часть единого ансамбля из симметричного по отношению к нему Яковлевского собора и колокольни. Вместе они организуют какое-то особое, внешне не очень «монастырское» пространство.


Мне почему-то вспомнился Королевский госпиталь в Гринвиче.


[I]Факт третий.[/I] Со смотровой башни (20 рублей за подъем на башню предлагается добровольно пожертвовать, бросив в прорезь на ящике; вашу честность никто не контролирует) открывается вид на озеро Неро.


Ростовцы звали его раньше «Тинное море», так как рыбой оно небогато, зато в нем есть чрезвычайно полезный ил – сарсапель сапропель. Он лечит от некоторых болезней и на 40% повышает урожайность. Озеро 13 километров самом широком месте, при обзоре с башни противоположный берег почти не виден, белесое небо и белый снег смыкаются где-то вдали.


А на острове прямо перед монастырем раньше было святилище языческого бога Велеса, покровителя скотоводов.


Внизу, под башней, в арках стены, хранятся дрова. Видно, что не для декора, а для дела.



Готика и классицизм
В плане декора любопытны башенки, стоящие по периметру монастырской стены. Это пример неоготики, которая стала очень популярна у столичной знати в конце XVIII века. Появление их здесь также связано с влиянием графа Шереметева. Это довольно редкий случай неоготики XVIII века в российской провинции – обычно упоминаются примеры исключительно в Санкт-Петербурге и Москве.

Не удержусь от цитаты: «Специфика русской псевдоготики XVIII столетия (…) заключается и в том, что строили здания в «готическом духе» те же архитекторы, которые возводили грандиозные классицистические ансамбли и заказчики были те же: члены царской семьи и богатые дворяне, стремящиеся не отставать от западноевропейской «моды», это, в частности, обусловило смешение обьемно-планировочной системы классицизма с декоративными элементами средневековой готики. Готика выступала преимущественно романтической декорацией, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ» (Баранова М.Г. Метаморфозы готики в русском культурном пространстве).
В этом плане Спасо-Яковлевский монастырь – просто иллюстрация к учебнику. Планировка центральной площади с двумя соборами и колокольней – классицистическая, башенки выполняют роль готического декора. И все, очевидно, было спланировано, одним и тем же архитектором.
… Выйдя из монастыря, мы решили прогуляться пешком пару километров до ростовского Кремля. Что из этого получилось – читайте в окончании рассказа о поездке в Ростов.

Содержание:
Ростов Великий: Часть I. Борисоглебский монастырь.
Ростов Великий: Часть II. «Кузнец нам не нужен…».
Ростов Великий: Часть III. Где менял профессию Иван Васильевич?

Автор: muzalewsky

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
8 ноября 2011 9:13
Walking in the presence of gaints here. Cool thinking all around!

ответить
 

11 апреля 2012 4:18
Велес - один из трех главных Богов славянского пантеона, заступник славян и покровитель богатства, здоровья и мудрости, а не "скотоводов".

Неспециалисту простительно не знать, что "скот" по-древнеславянски - это "богатство", сравните в византийских христианских книгах: "... не возжелай ни жены его, ни скота его...".

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru