Как нельзя представить себе Россию без Волги, так нельзя представить себе и Волгу без Астрахани и ее необычайно богатой истории. В низовьях Волги схлестывались волны различных цивилизаций – гунны и сарматы, хазары и печенеги, половцы и татаро-монголы. Казацкие круги Болотникова и Разина, восстание 1705-1706 годов, неистовые набаты во времена Пугачева, красное знамя над Астраханским кремлем в январе 1918 года, яростный грохот зениток во время налета фашистской авиации в августе 1942 года...
Время кочевников / Древние племена
С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила. Однако специалисты-археологи отличают их по способам захоронения покойников.
В 3 тыс. до н.э. в степной полосе от реки Эмбы до Днепра сложилась культурно-историческая общность людей, получившая название древнеямной культуры. Эти племена хоронили умерших в могильных ямах, над которыми создавались земляные курганные насыпи.
Это время характеризуется распространением каменных орудий труда, появлением каменной посуды, изобретением лука и стрел. Археологические исследования обнаружили многочисленные археологические стоянки в районе Атырау (бывшая Гурьевская) и Астраханской областей. На всех стоянках можно найти разнообразные кремневые орудия обычно небольших размеров, кожевидные пластинки, различной формы скребки, проколки, наконечники стрел. Люди того времени занимались охотой и рыболовством. В это время начало развиваться скотоводство в нашем крае.
Во 2 тыс. до н.э. здесь обитали племена катакомбной культуры. Они хоронили своих умерших не в яме, а в катакомбе, вырытой из стен ямы. Курганы катакомбной культуры находятся на правобережной части Волги. в погребениях под курганами встречаются бронзовые орудия труда, украшения, глиняные сосуды, поверхность которых была сплошь покрыта орнаментом в виде треугольников, кругов, крестов. Кругами и крестами изображали солнце, которое считали творцом всего.
В это время произошли огромной важности изменения в уровне развития производительных сил. Человек научился обрабатывать самородную медь, затем изготовил сплав из меди и олова, стал делать орудия из бронзы – ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий. Источником изучения общества эпохи бронзы являются следы поселений, а также захоронений, над которыми создавались земляные курганные насыпи. На территории нашей области в Черноярском, Ахтубинском и Енотаевском районах расположены многочисленные курганы времен бронзы, которые являются древнейшими и крупнейшими могильными насыпями Европы.
В 1 тыс. до н.э. на территории области обитали племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. В курганах находили от 1 до 20 захоронений. Кроме одиночных погребений, в могилах встречаются парные, иногда погребены вместе мужчина, женщина и дети. Такие погребения доказывают, что у племне-срубной культуры сложилась семья, состоящая из мужа, жены и детей.
Первое тысячелетие до н.э. было временем значительных социально – экономических изменений в жизни родового общества не только на территории нашего края, но и всего человечества. Люди осваивают железо, которое сначала использовали для изготовления украшение, а впоследствии, благодаря своей прочности, железо получает мировое применение. Древние волжане тоже переходят к плавке железа, изготовлению из него основных орудий производства и оружия. Население того времени занимается скотоводством.
В 7 веке до н.э на территории нашей области появились скифы, которые являлись потомками срубников. «Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называется даями, живущих далее к востоку зовут массагетами и саками, а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет и частное имя. Все они ведут по большей части кочевую жизнь… Одни из даев называются апарнами , другие ксандиями, третьих писсурами. Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю» (Страбон).
Первые государства > Хазарский каганат
Первым феодальным государством на территории нашей области было Хазарское ханство (каганат). В 7 – 10 веках оно занимало территорию Нижней и Средней Волги, простиралось до Азовского моря и Кавказских гор, покоряя соседние племена, распространило свое господство на донские, причерноморские степи и крымские города, вторгалось в страны Закавказья и в Иран. Наш край являлся центром этого огромного государства.
Хазары заняли степи между азовским и Каспийскими морями и создали одно из сильнейших государственных объединений того времени. На территории хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.
В 737 году Мерван, один из сильнейших арабских полководцев, с войском в 120 тысяч человек вторгся в страну хазар. Арабы захватили Кавказ, вытеснили хазар на север, к Дону и Волге. Хазары вынуждены были покинуть свою прежнюю столицу и основать новую в низовьях Волги. Столица стала называться Итиль, по современному названию реки Волги.
Город Итиль был не только административным, но и торговым и ремесленным центром Хазарии. Довольно быстро он стал крупнейшим международным торговым центром, куда съезжались купцы изо многих стран. Через Хазарию пролегала древняя магистраль караванной торговли – «великий шелковый путь», по которому везли шелк и другие товары из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыжий клей. Из Руси и Волжской Булгарии поступали меха собольи, лисьи, а также мед, воск, железные изделия.
Итиль был большим городом, и делился на две части: одна часть на западном берегу реки, большая из двух, и восточная часть. Царь жил в западной части, которая на языке татар «бек» или «бак». Величина этой части города была около «фарсаха» (5-6 км), и окружала его стена. Постройки разнообразны, а жилища – войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины; там также имелись рынки и бани.
В городе были распространены несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. «Среди них множество мусульман; говорят, что между ними находится более десяти тысяч мусульман, и у них более тридцати мечетей».(Ал-Истахири) Сами хазары были мусульманами, некоторые другие были христианами и идолопоклонниками.. Самый малочисленный класс – иудеи. Туда входил царь и его приближенные. «Большую часть обычаев их составляли идолопоклонники, и они кланяются до земли друг другу для выражения почтения…». (Ал-Истахири).
Дворец царя располагался на острове, вдалеке от берега реки, и был простроен из обожженного кирпича. Ни у кого не было постройки из обожженного кирпича, кроме царя, и он не разрешал никому строиться из кирпича.
У хазар было прекрасное войско, и вообще военное дело было развито на высшем уровне. «У царя их войска 12000 человек; когда умрет из числа их один человек, то немедленно ставят на его место другого. У них нет определенного постоянного жалования, разве только малая толика перепадает на их долю после длительного промежутка времени в случае войны, или когда их постигает какое-нибудь дело, из-за которого они все соединяются». (Ал-Истахри).
Государство жило доходами от торговли, от взимания пошлин на заставах, на сухих, морских и речных путях. На обитателях кварталов и окрестностей лежала повинность доставлять царю необходимый провиант, напитки и прочее.
Судебное дело в стране заключалось в следующем: « при царе 7 судей из иудеев, христиан, мусульман и язычников. В случае тяжбы между людьми решают все эти судьи; нуждающиеся не являются к самому царю, но обращаются к этим судьям. В день суда между судьями и царем бывает посредник. Царь передает судьям через посредника свое решение, и они приводят его в исполнение». (Ал-Истахри).
Язык хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного из народов.
Арабские писатели, побывавшие в стране и в городе Итиль, утверждали, что большая часть жителей города с наступлением весны уходила на полевые работы из города, куда возвращались только зимой. Собранный урожай перевозили в Итиль на повозках или по реке на судах. Хазары выращивали рис, просо, фрукты. Занимались садоводством, земледелием, разводили овец, лошадей, верблюдов.
Современники отмечали дуализм верховной власти у хазар. Управление государством находилось в руках у царя, но, кроме него, номинальным главой государства считался каган, который не обладал никакой властью, но пользовался большим почетом. Дворец его был выше царского, он сидел на золотом троне и вел затворнический образ жизни, редко показываясь людям. Раз в месяц каган появлялся перед народом в сопровождении огромного войска. Народ обожествлял кагана, связывал с ним свое благополучие. Каган должен был молиться за своих подданных, за хорошие урожай. Однако если на страну обрушивался голод или какие-то другие несчастья, то кагана казнили.
Хазарский каганат был первым феодальным государством Юго-Восточной Европы с характерными для феодализма чертами: частной собственностью на землю, вассалитетом, натуральной податью, делением на знать и чернь.
В 11 веке в Хазарии наступил период феодальной раздробленности, и она стала легкой добычей для врагов. И главными такими врагами для Хазарии стали печенеги. Печенеги разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии.
Астрахань мятежная > Строительство кремля
После присоединения Астрахани к Русскому государству предстояло решить не менее важную задачу: удержать порубежный город под своей властью, потому что ни Крым, ни Турция, ни связанные с ними ногайские и астраханские князья не оставляли надежд захватить город, отобрать его у русского царя.
Старая Астрахань, расположенная на правом берегу Волги, к границам которой подходила бескрайняя степь, была открыта для нападений и непригодна для обороны. Нужно было найти место, защищенное самой природой, а за счет неприступное для неприятеля. Первый астраханский воевода И.С. Черемисинов остановил свой выбор на высоком острове – Шабан-бугре, от русских получившем название Заячьего, или Долгого (вытянутого, длинного) холма. «…Заячий со всех сторон к востоку окружен непроходимыми болотами, тинами, солончаками и частию лесом. С севера Волгою, тремя реками и большими ильменями. С полудня глубочайшим соляным озером до самого бугра… С запада Волгою, так что за 10 верст подойти к нему было невозможно, кроме лодок, коих татары в то время не имели». (Ключаревская летопись).
И.С. Черемисинов просит разрешение у царя на выбранном месте начать строительство города-крепости и посылает царю чертежи «как городу быть», «…где мы живем все здорово: на первый раз леса не надо, а рубить подле бугра, его тут есть очень много. Пожалуй, Царь – Государь, поскорее отпусти свое повеление». Иван Васильевич повелел, чтобы город строили, «жили бережно» и Москву «без вести не держали» Из великорусского центра в Астрахань потянулись суда и обозы с людьми, продовольствием, оружием, боеприпасами, различными товарами.
Военная крепость строилась сначала из дерева и была укреплена земляными валами. Такой ее увидел английский посол Э. Дженкинсон в 1558 году: «…внутри города кремль, обнесенный деревянною и земляной стеной, и некрасивой, и непрочной… Царь охраняет Астрахань очень строго, ежегодно посылает сюда людей, припасы и дерево для постройки кремля». Однако англичанин сильно ошибался. Даже деревянная, Астрахань была хорошо защищена и не раз отражала нападения крымских ханов. Также зорко следили воеводы за защитой города от постоянных набегов степняков. «Этот враг обворовывает русскую окраину, полонил, грабил и держал московских людей в постоянном страхе от своего набега», - писал историк С.Ф. Платонов. Для отражения набегов крымцев, ногайцев, «иных заморских соседей» в крепости находится постоянный гарнизон. Но не только стрельцы, пушки, пищали и крепостные укрепления призваны были остановить врагов. Для устрашения неприятеля в старой Астрахани поставили «убийственные орудия для страха всех орд, как то: виселицы,
крючки прицеплять за ребра, колесовать руки и ноги, бить крутом, дабы видя сии страшные страшилища, татары более не помышляли о покорении Астрахани».
Однако деревянные укрепления не могли долго сдерживать врагов. В 1580 году крымские орды безуспешно пытались овладеть Астраханью. Со всей очевидностью встал вопрос об укреплении города, о строительстве каменной крепости.
Советская Астрахань / Развитие Астрахани в 1920-1930 годах
После установления Советской власти в крае, в Астрахани началось восстановление хозяйства края, разрушенного в годы Первой Мировой и гражданской войн. Процесс этот был очень нелегким. Особенно пострадала рыбная промышленность – основа всей астраханской экономики. Более чем наполовину сократился паромоторный промысловый флот, число орудий лова уменьшилось в четыре раза, не работали многие рыбообрабатывающие промыслы, бондарные предприятия, сетевязальные фабрики. Морское рыболовство, лишившись флота и орудий лова, фактически перестало существовать, а оно раньше давало 75 % всей добываемой рыбы. В таком же тяжелом положении находилась и соляная промышленность губернии, имевшая важное государственное значение. Если в 1913 году озеро Баскунчак дало 30 миллионов пудов соли, то в 1920 году ее было добыто здесь всего 4,3 миллиона пудов, что грозило молодой Советской республики соляным голодом. Не лучше дело обстояло и в других промышленных отраслях. Как следствие, возросла безработица, ухудшилось материальное положение трудящихся масс. Материальное обнищание, голод, постоянные мобилизации на рыбные и соляные промыслы вызывали недовольство населения Астрахани.
И все-таки уже к 1925 году восстановление народного хозяйства в крае было в основном завершено. В результате легализации частного хозяйства увеличилась его конкуренция с государственным. На этом фоне в нашем крае рыбная промышленность за этот период стала динамично развивающейся отраслью всего Нижнего Поволжья. За период с 1923 по 1927 год продукция рыбной промышленности возросла на 126 %, в то время как продукция второй по темпам роста в регионе пищевой промышленности возросла на 40 %. Однако затем удельный вес государственных предприятий значительно возрос, а частных – сократился. Частные предприятия стали появляться в астраханской области в 1923 году. Наибольшее их количество приходилось на 1926 – 1927 годы и насчитывало 3700 из общего числа 4400.
В середине 20-х годов началась реконструкция существующих предприятий и строительство новых, переоснащались и расширялись разные заводы. Новые и обновленные предприятия (заводы – имени 10 годовщины Октябрьской революции, Имени В.И. Ленина, имени 3-его Интернационала) предусматривали продолжение прежней специализации региона, ориентирующейся на развитии орудий и способов лова рыбы, ее переработки, а также на укрепление судостроительной и судоремонтной баз. В те годы были введены в действие бондарные заводы имени Калинина и имени Дзержинского, консервные заводы в Астрахани и в селах.
В становлении тоталитарной системы в тот период значительная роль отводится коллективизации. Идея коллективного землевладения была исходной в системе социализма, и попытки ее реализации были предприняты сразу после революции. Все хозяйство было отдано на распоряжение в колхозы – коллективные хозяйства. Коллективизация в Астраханской губернии имела некоторые особенности. В связи с тем, что основной отраслью экономики была рыбная промышленность, в орбиту коллективизации было вовлечено ловецкое население.
Астрахань в этот период стала одним из крупнейших центров России. Изменился образ жизни астраханцев. Неграмотность была практически ликвидирована. Однако несмотря на то, что в этот период было введено начальное , а затем всеобщее семилетнее образование, это не привело к повышению общего культурного уровня и сопровождалось снижением общедоступного стандарта образования и бытовой культуры.
В конце 1920-х годов в Астрахани существенно расширяется сеть учебных заведений: строятся школы, институты техникумы. К тому времени в Астрахани уже действует медицинский институт и 8 техникумов: педагогический техникум, медицинский техникум, фармацевтический техникум, механический техникум, садово-огородный техникум, ветеринарный техникум, рыбный техникум, а также Калмыцкий педагогический техникум, находившийся в ведении Калмыцкой АССР. 1 октября 1930 года начал свою работу Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, а в октябре 1932 года открылся Астраханский педагогический институт. Для обеспечения промышленных предприятий кадрами расширяется система школ, организуются краткосрочные курсы и кружки, обучающие рабочих массовых профессий.
Много делалось для культурного развития национальных меньшинств, особенно татар и казахов. В 1932 году создаются 2 национальных района: Наримановский и Володарский. Были открыты Казахский техникум и Калмыцкий педагогический институт. В Астрахани продолжала развиваться культура. Действовали русский и татарский драматический театры, Дома Культуры, постоянно расширяющаяся сеть библиотек сделала книгу доступной всем.
В эти годы астраханцы успешно работали, жизнь их налаживалась во всех сферах, улучшался быт, повышался материальный достаток и культурный уровень.