На заглавном кадре - вокзал станции Няндома на полпути между Вологдой и Архангельском. Снято в пол-четвёртого ночи, вид на юг - вот такие сумерки тут стоят примерно с 11 вечера до 4 утра. Хорошая белая ночь. Но меня здесь в это время уже не должно было быть - О городке Няндома (воротах Каргополья), о пейзажах вдоль Архангельской магистрали и о смерче в Вологодской области и его последствиях для природы и меня лично.
Так как в Каргополе нет железной дороги, туда добираются через станцию Няндома. Хотя под этим названием вполне мог бы скрываться небольшой посёлочек (вроде Ядрихи - в прошлом "ворот" Великого Устюга), Няндома - город вдвое крупнее Каргополя (22 тысячи человек). В часе пути до Няндомы - Коноша (начальная точка Печорской магистрали, ведущей в Воркуту и Лабытнанги), в часе пути после - Плесецк, где находится настоящий космодром Мирный (причём в 1957-1991 годах с него было сделано 1369 пусков, в то время как с знаменитого Байконура лишь 917), принадлежащий, правда, не "Роскосмосу", а военным.
Обратный билет из Архангельска у меня был на 9 утра, и я планировал отснять эту железную дорогу подробнее - но в итоге планы поменялись, и обратно я ехал уже вечерним поездом.
История железной дороги Москва-Архангельск - интереснее, чем кажется. В Вологду железная дорога пришла еще в 1872 году, и по этой линии стоит проехать днём из-за красивых видов на подмосковные церкви, Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий (прекрасно видна деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне 1680-х годов - одна из интереснейших в Средней России), Ярославль (церковь Иоанна Предтечи, изображённая на 1000-й купюре, Волга, район Большой мануфактуры и Петропавловской церкви).
А вот от Вологды до Архангельска дорога появилась лишь в 1898 году. Но самое удивительное - вся линия от начиная от Ярославля (станция Волга) до 1914-15 годов была УЗКОКОЛЕЙНОЙ! То есть, магистраль с колеёй 1067мм общей протяжённостью 837км. В самом Архангельске не было моста через Двину, и поезда приходили на станцию Архангельск-Пристань, где пересаживались на паром. На широкую колею линию перешили в связи с Первой Мировой войной, сражениями на Балтике и Чёрном море и увеличением роли северных портов.
Подробнее об этой дороге читайте у Сергея Болашенко, и я не оставляю надежды когда-нибудь проехать её днём, а заодно отдельно изучить конечные пункты - станции Волга и Архангельск-Пристань. Пока же - всё, что есть.
Что-то узкоколейное, не магистральное, в облике линии Вологда-Архангельск есть до сих пор. Например, станция "Магазин №6" - вполне узкоколейное название:
Шутка. На самом деле станция называется Фоминское, и типовые вокзальчики 1970-х встречаются по всей линии. Но при этом старые деревянные вокзалы в основном не ломали, а приспосабливали подо что-то.
Красивые водонапорные башни двух типов - эта, наверное, узкоколейных времён:
А эта - или времён реконструкции, или советская:
Вдоль дороги - посёлки. Типичный лесопильный Север:
Раньше от линии ответвлялось много лесовозных узкоколеек (колеи 750мм), а может какие-то сохранились и поныне. Я заметил узкоколейный вагончик на какой-то станции не доезжая Няндомы:
Большая часть линии электрифицирована, и одна из главных станций - Обозерская за 2 часа пути до Архангельска. Здесь провода уходят на запад, на линию Обозерская-Беломорск, которая соединяет с Мурманской магистралью (с середины 2000-х тоже электоровозной). А в Архангельск поезд идёт под тепловозом.
Просто пейзаж:
На больших станциях вокзалы - унылые бетонные коробки (в том числе на станции Исакогорка в получасе езды от Архангельска и административно входящей в его состав). Причём вокзал Архангельск-Город - не самый большой на линии.
Вокзал Няндомы крупнее Архангельского раза в полтора:
Но при этом довольно грязный, тёмный и с очень нерациональным использованием места. За вокзалом - площадь, с которой отходят автобусы (в Каргополь 4 раза в день) и такси (у которых извоз до Каргополя поставлен на поток, 800-1000р. с машины).
Сама Няндома основана в 1895 году при строительстве магистрали, а статус города получила в 1939 году. Лично мне она показалась одним из самых унылых городов, что я видел. Большая её часть - пятиэтажки. Я их не сфотографировал, но вы увидите точно такие же, проезжая через почти любой город.
Старая часть Няндомы представлена в основном бараками, и осмотрели мы её только из окна машины:
Вообще, лесопильный Север и старинный Север - это совершенно разные миры. Если по Каргополю я почти без страха гулял в 11 ночи, то Няндома показалась мне довольно гоповой даже из окна машины. Народ тут в основном пришлый, коренных северян мало, зато много уголовников. Хотя всё равно "гоповый город" на Севере - это безопаснее, чем нормальный город на Юге. Центральная площадь Няндомы:
Запомнилась тройка зданий, стоящих вплотную в паре километров от вокзала по дороге на Каргополь. Церковь Зосимы и Савватия прошла интересную цепочку метаморфоз: построена в 1896 году, а в 1928 - обезглавлена и переделана в Дворец Пионеров. В 1990-е здание вернули церкви, но прошло еще лет 10-15, прежде чем появились звонница и главка.
Рядом дворец пионеров в сталинском здании - вероятно, к началу 1990-х церковь была вспомогательным зданием:
И нечто дореволюционное, времён основания города:
В общем, вот и вся Няндома, как мне показалось. Коммент от до глубины души возмущенного моим невежеством краеведа напишу сам заранее: "Возмущает напыщенно-столичный, насмешливый тон! В сочетании с вашей глупостью и необразованностью, которая так и сквозит во всей записи, а также обилием дешёвых пустых московских понтов избыток грубейших, возмутительных фактических ошибок выглядит очень удручающе. Конечно, с точки зрения заезжего московского туриста, здесь смотреть абсолютно нечего - таким, как вы, товарищ, просто не дано увидеть что-либо! Не надо выдавать свою собственную пустоту и серость за серость и пустоты мест, которые посещаете. Лучше катайтесь по заграницам и не позорьтесь своим незнанием собственной Родины! А в целом, на досуге почитайте нашего краеведа Н." Ну или вот этот пост paolo_a в russiatowns, дающий вполне исчерпывающее описание Няндомы.
В общем, я как истинный московский сноб видел Няндому только из окна такси по дороге в Каргополь и из Каргополя. Вероятно, за это судьба и наказала меня - ВПЕРВЫЕ за всё время моих путешествий поезд, на котором я должен был ехать в Архангельск, опоздал на 3,5 часа! На самом деле вопреки расхожему мнению в последнее время опоздания (даже 10-минутные) в РЖД бывают очень редко (хотя еще лет 5 назад поезда гарантировано опаздывали на 20-30 минут). Из-за опоздания поезда я не успел на маршрутку в Мезень, и мне пришлось быстро переделывать программу по прибытии (только на звонки перевозчикам и гостиницам истратил рублей 300). Причина опоздания же оказалась весьма нетривиальной - смерч.
Вечером 27-го июня по югу Вологодской области (перегон Грязовец-Данилов) прошёл ураган, сопровождавшийся настоящим смерчем - а в наших краях такое бывает не каждый год. Ветер порвал провода и завалил дорогу упавшими деревьями, и даже удивительно, что после такого поезд опоздал всего лишь на 3 часа.
Последствия этого смерча я увидел своими глазами по дороге обратно, утром 3-го июля - лес был переломан на протяжении нескольких километров:
Смерчи возникают при столкновении холодного и тёплого воздушного фронтов, если холодный фронт идёт выше - восходящие тёплые и нисходящие холодные воздушные потоки закручиваются, образуя маленький, но чрезвычайно мощный вихрь. Идеальные условия для смерчей - Великие равнины в США, где от торнадо ежегодно гибнет около 500 человек. Наши смерчи по сравнению с торнадо заметно шире (несколько сотен метров в диаметре) и поэтому слабее: если вологодский смерч просто изломал лес, то торнадо на узкой полосе вырвал бы его с корнем.
Но всё равно увиденное настолько впечатлило меня, что я даже снял 20-секундное видео:
...На платформе Няндомы со мной случился странный эпизод - ко мне подошёл усатый мужик рыбацкого вида, и поинтересовался, не был ли я в Мурманске. Я ответил, что был в декабре-2009, в полярную ночь, и мужик обрадовался - оказывается, он меня там видел. Назвал даже точное место - перекрёсток улиц Героев-Североморцев и Адмирала Лобова, по дороге на Зелёный мыс. Я в свою очередь вспомнил и этого мужика, а может быть мне показалось, что вспомнил. В общем, этим эпизодом я был сильно впечатлён.
Далее будет как бы отдельная серия постов о Мезенской трассе и всём интересном, что есть вдоль неё. Но может быть (хотя не факт), перед её написанием возьму небольшой тайм-аут.