Wise-Travel - отзывы туристов со всего мира
Вход войти    регистрация
 
 
 

Путешествуйте с нами


  • Делиться впечатлениями
  • Писать отзывы
  • Добавлять фотографии
  • Создать свою карту путешествий
  • Общаться и находить друзей



регистрация простая и не займет много времени


Другие интересные отзывы

Няндома, или Как смерч спутал мои планы.

На заглавном кадре - вокзал станции Няндома на полпути между Вологдой и Архангельском. Снято в пол-четвёртого ночи, вид на юг - вот такие сумерки тут стоят примерно с 11 вечера до 4 утра. Хорошая белая ночь. Но меня здесь в это время уже не должно было быть - О городке Няндома (воротах Каргополья), о пейзажах вдоль Архангельской магистрали и о смерче в Вологодской области и его последствиях для природы и меня лично.



Так как в Каргополе нет железной дороги, туда добираются через станцию Няндома. Хотя под этим названием вполне мог бы скрываться небольшой посёлочек (вроде Ядрихи - в прошлом "ворот" Великого Устюга), Няндома - город вдвое крупнее Каргополя (22 тысячи человек). В часе пути до Няндомы - Коноша (начальная точка Печорской магистрали, ведущей в Воркуту и Лабытнанги), в часе пути после - Плесецк, где находится настоящий космодром Мирный (причём в 1957-1991 годах с него было сделано 1369 пусков, в то время как с знаменитого Байконура лишь 917), принадлежащий, правда, не "Роскосмосу", а военным.

Обратный билет из Архангельска у меня был на 9 утра, и я планировал отснять эту железную дорогу подробнее - но в итоге планы поменялись, и обратно я ехал уже вечерним поездом.


История железной дороги Москва-Архангельск - интереснее, чем кажется. В Вологду железная дорога пришла еще в 1872 году, и по этой линии стоит проехать днём из-за красивых видов на подмосковные церкви, Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий (прекрасно видна деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне 1680-х годов - одна из интереснейших в Средней России), Ярославль (церковь Иоанна Предтечи, изображённая на 1000-й купюре, Волга, район Большой мануфактуры и Петропавловской церкви).

А вот от Вологды до Архангельска дорога появилась лишь в 1898 году. Но самое удивительное - вся линия от начиная от Ярославля (станция Волга) до 1914-15 годов была УЗКОКОЛЕЙНОЙ! То есть, магистраль с колеёй 1067мм общей протяжённостью 837км. В самом Архангельске не было моста через Двину, и поезда приходили на станцию Архангельск-Пристань, где пересаживались на паром. На широкую колею линию перешили в связи с Первой Мировой войной, сражениями на Балтике и Чёрном море и увеличением роли северных портов.


Подробнее об этой дороге читайте у Сергея Болашенко, и я не оставляю надежды когда-нибудь проехать её днём, а заодно отдельно изучить конечные пункты - станции Волга и Архангельск-Пристань.
Пока же - всё, что есть.

Что-то узкоколейное, не магистральное, в облике линии Вологда-Архангельск есть до сих пор. Например, станция "Магазин №6" - вполне узкоколейное название:


Шутка. На самом деле станция называется Фоминское, и типовые вокзальчики 1970-х встречаются по всей линии. Но при этом старые деревянные вокзалы в основном не ломали, а приспосабливали подо что-то.


Красивые водонапорные башни двух типов - эта, наверное, узкоколейных времён:


А эта - или времён реконструкции, или советская:


Вдоль дороги - посёлки. Типичный лесопильный Север:




Раньше от линии ответвлялось много лесовозных узкоколеек (колеи 750мм), а может какие-то сохранились и поныне. Я заметил узкоколейный вагончик на какой-то станции не доезжая Няндомы:



Большая часть линии электрифицирована, и одна из главных станций - Обозерская за 2 часа пути до Архангельска. Здесь провода уходят на запад, на линию Обозерская-Беломорск, которая соединяет с Мурманской магистралью (с середины 2000-х тоже электоровозной). А в Архангельск поезд идёт под тепловозом.

Просто пейзаж:




На больших станциях вокзалы - унылые бетонные коробки (в том числе на станции Исакогорка в получасе езды от Архангельска и административно входящей в его состав). Причём вокзал Архангельск-Город - не самый большой на линии.

Вокзал Няндомы крупнее Архангельского раза в полтора:


Но при этом довольно грязный, тёмный и с очень нерациональным использованием места. За вокзалом - площадь, с которой отходят автобусы (в Каргополь 4 раза в день) и такси (у которых извоз до Каргополя поставлен на поток, 800-1000р. с машины).


Сама Няндома основана в 1895 году при строительстве магистрали, а статус города получила в 1939 году. Лично мне она показалась одним из самых унылых городов, что я видел. Большая её часть - пятиэтажки. Я их не сфотографировал, но вы увидите точно такие же, проезжая через почти любой город.

Старая часть Няндомы представлена в основном бараками, и осмотрели мы её только из окна машины:


Вообще, лесопильный Север и старинный Север - это совершенно разные миры. Если по Каргополю я почти без страха гулял в 11 ночи, то Няндома показалась мне довольно гоповой даже из окна машины. Народ тут в основном пришлый, коренных северян мало, зато много уголовников. Хотя всё равно "гоповый город" на Севере - это безопаснее, чем нормальный город на Юге.
Центральная площадь Няндомы:


Запомнилась тройка зданий, стоящих вплотную в паре километров от вокзала по дороге на Каргополь. Церковь Зосимы и Савватия прошла интересную цепочку метаморфоз: построена в 1896 году, а в 1928 - обезглавлена и переделана в Дворец Пионеров. В 1990-е здание вернули церкви, но прошло еще лет 10-15, прежде чем появились звонница и главка.


Рядом дворец пионеров в сталинском здании - вероятно, к началу 1990-х церковь была вспомогательным зданием:


И нечто дореволюционное, времён основания города:


В общем, вот и вся Няндома, как мне показалось.
Коммент от до глубины души возмущенного моим невежеством краеведа напишу сам заранее:
"Возмущает напыщенно-столичный, насмешливый тон! В сочетании с вашей глупостью и необразованностью, которая так и сквозит во всей записи, а также обилием дешёвых пустых московских понтов избыток грубейших, возмутительных фактических ошибок выглядит очень удручающе. Конечно, с точки зрения заезжего московского туриста, здесь смотреть абсолютно нечего - таким, как вы, товарищ, просто не дано увидеть что-либо! Не надо выдавать свою собственную пустоту и серость за серость и пустоты мест, которые посещаете. Лучше катайтесь по заграницам и не позорьтесь своим незнанием собственной Родины! А в целом, на досуге почитайте нашего краеведа Н." Ну или вот этот пост paolo_a в russiatowns, дающий вполне исчерпывающее описание Няндомы.

В общем, я как истинный московский сноб видел Няндому только из окна такси по дороге в Каргополь и из Каргополя. Вероятно, за это судьба и наказала меня - ВПЕРВЫЕ за всё время моих путешествий поезд, на котором я должен был ехать в Архангельск, опоздал на 3,5 часа! На самом деле вопреки расхожему мнению в последнее время опоздания (даже 10-минутные) в РЖД бывают очень редко (хотя еще лет 5 назад поезда гарантировано опаздывали на 20-30 минут). Из-за опоздания поезда я не успел на маршрутку в Мезень, и мне пришлось быстро переделывать программу по прибытии (только на звонки перевозчикам и гостиницам истратил рублей 300).
Причина опоздания же оказалась весьма нетривиальной - смерч.


Вечером 27-го июня по югу Вологодской области (перегон Грязовец-Данилов) прошёл ураган, сопровождавшийся настоящим смерчем - а в наших краях такое бывает не каждый год. Ветер порвал провода и завалил дорогу упавшими деревьями, и даже удивительно, что после такого поезд опоздал всего лишь на 3 часа.

Последствия этого смерча я увидел своими глазами по дороге обратно, утром 3-го июля - лес был переломан на протяжении нескольких километров:


Смерчи возникают при столкновении холодного и тёплого воздушного фронтов, если холодный фронт идёт выше - восходящие тёплые и нисходящие холодные воздушные потоки закручиваются, образуя маленький, но чрезвычайно мощный вихрь. Идеальные условия для смерчей - Великие равнины в США, где от торнадо ежегодно гибнет около 500 человек. Наши смерчи по сравнению с торнадо заметно шире (несколько сотен метров в диаметре) и поэтому слабее: если вологодский смерч просто изломал лес, то торнадо на узкой полосе вырвал бы его с корнем.

Но всё равно увиденное настолько впечатлило меня, что я даже снял 20-секундное видео:





...На платформе Няндомы со мной случился странный эпизод - ко мне подошёл усатый мужик рыбацкого вида, и поинтересовался, не был ли я в Мурманске. Я ответил, что был в декабре-2009, в полярную ночь, и мужик обрадовался - оказывается, он меня там видел. Назвал даже точное место - перекрёсток улиц Героев-Североморцев и Адмирала Лобова, по дороге на Зелёный мыс. Я в свою очередь вспомнил и этого мужика, а может быть мне показалось, что вспомнил. В общем, этим эпизодом я был сильно впечатлён.

Далее будет как бы отдельная серия постов о Мезенской трассе и всём интересном, что есть вдоль неё. Но может быть (хотя не факт), перед её написанием возьму небольшой тайм-аут.

Мой жж: varandej

(оценка читателей 4 из 5)

Комментарии
13 июля 2010 2:17
ПРО Няндому прочитала - как будто побывала в гостях... давно не была там. Ностальгия!!!!!!!!!!

ответить
 

19 апреля 2011 2:32
Хорошая статья, даже из окна такси дана верная оценка местности, действительно красивого здесь мало и смотреть здесь нечего,и спасибо за это только местным чиновникам, которые никак не хотят привести город в порядок, возможно им так просто удобно. Но все равно, для нас мамонов, - это Родина мать, какая бы она не была, мы ее любим!!!!

ответить
 

7 августа 2011 12:50
Статья конечно хорошая.В Няндоме действительно практически нет ничего интересного..И в плане мест отдыха....даже с ребенком некуда сходить....одни магазины наставили...

ответить
 

9 августа 2011 4:04
полная туфта не верьте

ответить
 

16 августа 2011 9:29
Неприятно, но факт!

ответить
 

14 сентября 2011 9:54
ностальгия и только.

ответить
 

14 декабря 2011 11:38
Могу только возразить насчёт гопового города-тут даже нет преследований по нацпризнаку,спокойно,в основном.

ответить
 

1 января 2012 10:06
хорошо написано читается легко плюс фотки спасибо автору

ответить
 

9 мая 2013 12:05
Вокзал Исакогорки не такой серый унылый,в этом посте прослеживается что автор не готовился и не знал на что смотреть плюс настроение автора прослеживается..

ответить
 

17 июня 2013 2:02
мне уже66 лет НО ВСЕГДА вспоминаю Няндому куда мальчишкой с родителями приезжал к родственникам Ходил в депо к дяде купался в Няндомке пил клюквенный морс ходил в кино в старый клуб жд Очень было хорошо

ответить
 

18 июня 2013 9:28
Я тоже ехала тогда в поезде!) Увиденным тоже впечатлилась, особенно масштабами. Жаль, видео не догадалась снять...

ответить
 

9 августа 2013 8:37
переехав из Няндомы в Ярославль 10 лет назад, я очень скучала по природе...
Архитектура - да! Посмотреть в городке особо не на что. Но леса! Озера! Очень скучаю...

ответить
 

7 декабря 2013 3:40
я была в Няндоме в 1985, остались хорошие воспоминания, очень хочеться вновь там побывать.

ответить
 

11 января 2014 10:22
я був в м Няндома в 2006 році...можливо ще колись приіду...Міша

ответить
 

1 апреля 2014 9:46
Деревня деревней, какой город, смех да и только.

ответить
 

19 мая 2014 9:43
А мне очень нравиться няндома я там с самого детства живу

ответить
 


Оставьте сообщение:
 

Wise-Travel.ru — отзывы туристов

2007-2024, help@wise-travel.ru