В середине марта волей судьбы и Министерства путей сообщения наш поезд остановился на станции Котлас. Только у нас, говоря словами Задорнова, можно встретить плановую (!) остановку продолжительность более 4 часов. Можно расстроиться, а можно обрадоваться возможности посмотреть город с таким броским названием.
Там, где сливаются "как две сестры" Двина и Вычегда, стоит город Котлас.
Когда-то это был перевалочный пункт ГУЛАГа, где заключенных распределяли по лагерям. Теперь это обычный российский городок с населением примерно в 60 тыс. чел.
Железная дорога, крупный лесоперерабатывающий комбинат неподалеку, разные небольшие заводы и т.п. и т.д. - вот и вся экономика.
Привокзальную площадь украшает паровоз 1955 г. Поставили его совсем недавно. Памятник и особой роли железной дороги в жизни города, и советской эпохе.
С советских времен стоит памятник Ленину. Яркий маркер нашей эпохи: с одной стороны, его поставили здесь как памятник вождю коммунизма, но, с другой стороны, про коммунизм уже давно забыли, страна в поте лица строит капитализм, разрушенный под руководством Ленина. По сути дела в 1990-е гг. победили белые, проигравшие в гражданскую войну. И птицы оставили на голове Ленина текст, высказавшись за живущих здесь людей, которым, говоря современным литературным языком, насрать на коммунизм и мировую революцию.
Как и в большинстве российских городов, здесь стоит памятник героям гражданской войны. Разумеется, тем, кто воевал за коммунизм. В стране уже давно фабрики переданы снова в руки капиталистам; в руках буржуев и их союзников бюрократов находится власть, а памятник стоит героям революции. Победившие же белые не спешат увековечить героизм тех, кто погиб за их дело в гражданскую. Глядя на такие монументы, я задумываюсь о бессмысленности героических жертв. Миллионы людей прервали свою жизнь в расцвете сил. За что? Чего добились?
В Котласе надо старательно искать, что же построено здесь после падения советской власти. Но восстановленная церковь, находившаяся в состоянии развалин в ту эпоху, теперь блестит свежестью. Духовность явно возрождается.
В жилых массивах на каждом шагу маркеры недостроенного развитого социализма: блочные дома потеснили, но не вытеснили старые избы.