На звонницу Софийского собора хорошо забраться хотя бы потому, что там, на самом верхнем ярусе, никого не бывает (нет и камер наблюдения). Город и Днепр в хорошую погоду прекрасны. Внизу Михайловский монастырь с памятником жертвам голодомора.
Снаружи София, перестроенная в пору украинского барокко, выглядит скромно и мало напоминает о предшественнице, Софии Царьградской. Внутри же многое поражает воображение, но фотографировать строжайше запрещено. Не очень понимаю такой позиции музейных (здесь музей!) сотрудников. Сколько людей решили увидеть ту же Айя-Софию благодаря репортажам блоггеров, свободных журналистов/фотографов... И если бы репродукции фресок, мозаик и, не в последнюю очередь, средневековых граффити -- самое интересное для меня лично, -- можно было бы приобрести на входе-выходе. Выбор очень скупой. В интернете тоже негусто. Вот и получается, что западные туристы, к примеру, памятник часто обходят.
Нынешний Михайловский Златоверхий -- новодел, но очень гармоничный.
Перед закатом детали и тени становятся ещё более рельефными.
Мы попали в Киев на Троицу. Украинцы украшают на праздник церкви и дома лепехой, аиром. Под стенами Лавры идет бойкая торговля. Героиня этого кадра торгуется и флиртует с мужчинами: "Разве я не сексуальная?"
Ну вот, можно и по святым местам.
Курение и макияж не приветствуются. Но тайком перекуривают.
Мне понравились тихие, безлюдные уголки Киево-Печерской.
Вряд ли это придумано для туристов, но по лестнице оказалось можно забраться на чердак (судя по бельевым веревкам, не заброшенный), откуда открылся ещё один замечательный вид на Лавру и город.
Монастырь, как все знают, стоит на пещерах, на покойниках.
Но о них почти ничего не буду рассказывать. Там есть бородатые мужики, которые кричат: "Гробы не трогать руками. Поцеловали -- переходите к следующему". Кое-что можно посмотреть на сайте "Православное фото" (интересно, техника должна быть православной?) инока Василия.
Не все женщины на каблуках.
Лавру нам показывал Алексей ranmarou, ему, послушнику в 90-е годы, и стоит задать вопросы, если в этом репортаже слишком мало текста. Он подробно расскажет о каждом уголке. Я не ерничаю, не подумайте. В этих местах много красоты (и в каждом камне история, это само собой).
По монастырскому саду прогуливается и разговаривает с деревьями не Бог-Творец и не Гэндальф, как вы могли подумать, а митрополит Владимир, старейший по рукоположению.
Собор Пантелеймона-Целителя в Феофании, старой монастырской пустыни под Киевом. Среди полей, лесов и телеграфных столбов.
Народ приезжает сюда за водой из целебных источников.
Сами источники любовно украшены.
Но я был бы на месте паломников ещё и кипятил воду. Эта куница на соседнем дереве вполне может быть переносчицей бешенства или чумы.
Тут же есть и Святая Купель.
Возле неё совершают свои ритуалы не только православные, но и солнепоклонники, и последователи Иванова.
Пока о православном Киеве всё. Дальше будет только светская жизнь.