Ахтырка оказалась бесконечно «длинным» городом, лежащим чуть в стороне от основной дороги. Вернее, окраины ее выглядели она скорее не городом, а цветущим зажиточным селом, застроенным ондо-двухэтажными добротными домами; однако это все-таки город и город немаленький – около 50 тысяч жителей, и центр его, в который мы попали позже, оказался вполне городским. Еще издалека мы увидели красную кирпичную церковь с забавными сферическими куполами, возвышающуюся над невысокими строениями долговязой колокольней – это церковь святого Михаила.
А поворота с трассы все нет и нет. Наконец мы свернули в центр, оставили позади промышленную зону и выехали на главную улицу. Обычный современный город, хоть и явно провинциальный, и, что характерно, ни одного гусара!
История Ахтырки началась несколько ранее создания знаменитого гусарского полка, хоть и древним город явно не назовешь. Первое упоминание встречается в 1641 году, когда здешние земли еще принадлежали Речи Посполитой. После Поляновского мира, заключенного между русскими и поляками в 1634 году, был подписан договор о размежевании земель, которое происходило затем в течении 1635-1648 годов, по этому договору Ахтырка отошла России. После этого сюда потянулись переселенцы. В начале 1650-х годов во времена царствования Алексея Федоровича Романова на берега Ворсклы в окрестности горы Ахтыр пришли 456 казачьих семей, бежавших с Правобережной Украины, многие из них, предположительно были выходцами с Волыни. Русские называли всех украинских казаков «черкасами», видимо, по названию города Черкассы, возле которого сосредоточены были основные казачьи войска Богдана Хмельницкого. Бежали они от притеснений польской шляхты. Как писали казаки вольновскому воеводе: «Пришли мы в прошлом году из дальних городов из-за Днепра… от разорения, от безбожных ляхов и от татар…и пришли в Вольновский уезд для городского строения». Российское правительство, которому принадлежала в то время Слобожанщина, вполне благосклонно отнеслось к «гостям», да и почему бы не приютить беженцев – земли то все равно пустуют. Кроме того, ряд поселений, быстро выросших на границе России и Речи Посполитой, вскоре стали надежной оборонительной линией на пути возможных вражеских вторжений. Первый Ахтырский казачий полк был сформирован в 1651-57 гг, первым полковником стал Иван Гладкий. В полк вошли казаки Мурафы, Богодухова, Колонтаева, Красного Кута, Рублевки, Котельвы и Коломака. Казачий полк поначалу состоял из пяти-шести сотен, а к концу 17 века их уже было 9.
Уже в 1654 году поселенцы построили деревянную крепость.
[I]План Ахтырской крепости и окружающей слободы (1787 г)[/I]
Как писал в Москву олешнянский воевода, побывавший здесь: «Черкасы сделали в нашем заповедном лесу, на речке Ахтырке новый острог Ахтырский… Тот новый Ахтырский город и башни со всякими крепостями и то приказну избу и потребном коло города ров, надолбы с служивыми людьми и ахтырскими черкасами совсем сделали». В 1677 году, правда, деревянная крепость сгорела дотла, но ее быстро восстановили. Основное каменное строительство в городе началось только в 1787 году.
С момента создания полка, со второй половины 17 века, казаки исправно несли военную службу. Они участвовали во многочисленных походах против ногайских и крымских татар и турок, осуществляли пограничный дозор. В 1700г полк в составе войск фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева участвовал в походе против шведов, а в 1757 году во время Семилетней войны принимал участие в сражении при Гросс-Егерсдорфе против прусской армии Фридриха II. Во время Северной войны в 1707 году Ахтырку посетил царь Петр Первый.
[I]Михайловская церковь[/I]
В мирное же время жители Ахтырки занимались охотой, рыбалкой, винокурением, пивоварением, пчеловодством, селитровым промыслом и земледелием. В начале 18 века здесь появилась первая в России табачная мануфактура, потом – несколько конезаводов, стекольный и кирпичный заводы.
Помимо Ахтырского полка на Слобожанщине сформировались еще четыре казачьих полка: Харьковский, Сумский, Острогожский и Изюмский. Подчинялись они в разное время различным российским ведомствам: Разрядному приказу, Посольскому приказу, Азовской губернской канцелярии, Белгородской губернской канцелярии Киевского уезда, Военной коллегии. В 1765 году казачью службу ликвидировали, переформировав Харьковский казачий полк в уланский, а Ахтырский, Сумский, Острогожский и Изюмский – в гусарские. Вскоре сохраненное на некоторое время внутреннее полковое самоуправление тоже отменили.
[I]Ахтырские гусары[/I]
На тот момент Ахтырский полк насчитывал уже 13 сотен. Первым командиром Ахтырского гусарского полка был назначен граф Иван Михайлович Подгоричани (173?-1779), серб по происхождению. Гусарский полк продолжил доблестные казацкие традиции. Уже в 1768 году ахтырские гусары с успехом сражались с турками при Ларге, Кагуле и под Измаилом. В 1774 году в составе войск генерал-майора Суворова ахтырцы участвуют в осаде турецких крепостей Шумла, Рущук и Очаков. В 1794 гусары все с тем же Суворовым подавляют польское восстание Тадеуша Костюшко.
Незабвенной славой покрыли себя ахтырские гусары во время Отечественной войны 1812 года, участвуя во всех значительных сражениях. Имя Дениса Давыдова, знаменитого героя войны, поэта, отважного и дерзкого партизана, неразрывно связано с полком. Правда, в те времена он был еще подполковником и командовал батальоном, а командиром всего полка был князь Илларион Васильевич Васильчиков.
[I]И.В.Васильчиков[/I]
[I]Д.В.Давыдов[/I]
Давыдов сменил его на этом посту только в 1814 г, тем не менее, с 1912 года полк носил его имя. Вернее, он назывался 12-й Гусарский Ахтырский генерала Дениса Давыдова, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полк (последняя стала его августейшей покровительницей в 1901 году). С батальоном Давыдова связана одна оригинальная легенда. После взятия Парижа войска русской армии-победительницы готовились к торжественному императорскому смотру. Денис Давыдов нашел состояние мундиров своих гусар крайне плачевным, нужно было как-то выходить из положения. Полк стоял неподалеку от женского монастыря капуцинок, которые носили коричневые рясы. Коричневым же был и традиционный цвет мундиров ахтырских гусар. По приказанию Давыдова с монастырского склада были изъяты все запасы сукна, в кратчайшее время было сшито новое обмундирование.
[I]Форма ахтырского гусара в конце 19 века[/I]
На смотре ахтырцы выглядели блестяще. Государь, до которого дошла эта занятная история, был весьма доволен бравым видом гусар Давыдова и приказал им и впредь носить коричневую форму. А гусары с тех пор во время веселого застолья третий тост всегда поднимали «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!». История не очень правдоподобная, зато симпатичная.
С полком связано еще несколько известных имен – философа Чаадаева, и автора романсов Алябьева, служивших в полку, а также декабриста Артамона Муравьева, который в 1824 году был его командиром. В полку служили и дальние родственники поэта М.Ю.Лермонтова братья Владимир и Александр Лермонтовы. Я уже упоминала вскользь Ахтырский полк, когда писала о Меджибоже. Небольшой городок на Волыни стал последним местом мирной стоянки полка в России.
Полк был переведен сюда в 1898 году, на территории старинной польской крепости разместился штаб и офицерское собрание. Отсюда в 1914 году в начале Первой мировой войны гусары отправились на фронт. Во время Гражданской войны многие ахтырские гусары выступали на стороне «белых», а после поражения иммигрировали. На чужбине ахтырцы не теряли связь друг с другом, поддерживали они отношения и с княгиней Ольгой. Именно в ее доме в Торонто они отпраздновали в 1951 году 300-летие полка. В 1960 году во время похорон Великой княгини Ольги в Торонто у ее гроба стояли постаревшие ахтырские гусары, в этом печальном мероприятии принимали участие почти все оставшиеся в живых на то время ахтырцы.
Не только подвигами доблестных гусаров знаменита Ахтырка. Почти одновременно с казаками, в 1654 году сюда пришли 40 старцев во главе с игуменом отцом Иоаникием из разоренного Лебединского монастыря на Волыни. Они основали мужской монастырь, поначалу называвшийся Благовещенским. Первое время монахи жили в пещерах, а в 1671-76 годах была построена деревянная Благовещенская церковь, трапезная и кельи, тоже из дерева. В 1720 году, как я уже писала, соседний Тростянец Петр Первый подарил своему духовнику Тимофею Надаржинскому. В 1724 году благочестивый старец построил здесь на свои средства надежную каменную ограду монастыря и первый каменный храм – церковь святой Троицы. Тогда же монастырь был переименован в Свято-Троицкий. Здесь вскоре Надаржинского и похоронили. Сын его после смерти отца построил в монастыре еще одну церковь – Преображения господнего. В 1741 году была построена Петро-Павловская церковь и новые кельи.
[I]Ахтырский Свято-Троицкий монастырь на изображении конца 19 века[/I]
Нескончаемый поток богомольцев принимал монастырь, когда сюда перенесена была из Ахтырского Покровского собора чудотворная икона Божьей Матери. Монастырь процветал. Как написал в 1852 году в своей книге Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский: "Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине". Архиепископ упоминает второе рождение монастыря, после его закрытия в 1787 указом Екатерины Второй. Тогда стены, кельи и трапезную разобрали на кирпич, а собор превратили в обычную приходскую церковь для жителей окрестных сел.
[I]Торжественная церемония повторного открытия монастыря в 1842 году (литография того времени)[/I]
Повторно монастырь был закрыт большевиками в 20-х годах 20 века; большинство построек были разрушены. До наших дней сохранилась только одна обшарпанная колокольня. Совсем недавно началось третье возрождение монастыря. Построены новые храмы и кельи, возобновились службы, вот только прекрасные старинные строения, построенные некогда на щедрые пожертвования людей, влиявших в свое время на судьбы России, мы сможем теперь увидеть только на картинках.
Интересна Ахтырка и своими архитектурными памятниками. В первую очередь, это прекрасный Покровский собор, стоящий в самом центре города.
[I]Покровский собор[/I]
[I]Покровский собор [/I]
Прямо за собором раскинулся… городской стадион, уродливо выставивший свои черные осветительные вышки позади изящных колоколен бароккового чуда. Да и ну их – красоту ничем не испортишь! Златоглавый собор окрашен в нежно-салатовый цвет и похож на гордый корабль.
История его весьма создания интересна. Когда-то неподалеку отсюда стояла деревянная Покровская церковь. 15 июля 1739 года алтарный служитель церкви отец Даниил (Даниил Васильевич Паленский) вышел за ров бывшей крепости с новой косой накосить травы. Взмахнув пару раз косой, он увидел вдруг чудесное сияние, поднимающееся от земли – это была икона, на которой изображена была Богородица. Это довольно редкий лик – Божья Матерь с непокрытой головой. Найденную икону долгие 16 лет исследовали, и, наконец, решением Священного Синода и указом Императрицы Елизаветы Петровны она была признана чудотворной: исцеляла она, якобы, разные хвори – трясавицу (малярию), одержимость, «ломоту в суставах», бесплодие и прочие пренеприятные заболевания. Елизавета, слывшая особой весьма набожной, хоть и не безгрешной, приказала на месте обнаружения иконы (в 80 метрах от маленькой деревянной Покровской церкви) возвести Покровский собор, непривычно огромный для такого небольшого селения.
[I]Копия иконы Ахтарской Богоматери[/I]
Старую церковь продали пастве села Дорогоща вместо сгоревшей. Предполагают, что проект собора принадлежит самому Бартоломео Растрелли, любимому архитектору императрицы. По другим данным, замысел собора принадлежит Ухтомскому. Словом, с уверенностью сказать, кто именно создал проект, сложно; однако детище его получилось на славу. Как говорится: «автору респект и уважуха». Строительство собора было долгим и трудным, связанным с множеством промахов и недоразумений. Поначалу воплощение проекта поручили местному подрядчику Григорию Зайцеву, каменщику родом из крепостных. Надсмотр за работами должен был осуществлять петербургский архитектор Степан Дудинский, однако он появлялся в Ахтырке «наездами». Строительство начали 25 апреля 1753 года в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны. По этому случаю в Ахтырку прибыл доверенный императрицы Федор Каченовский - похоже, тот самый бывший певчий, получивший в дар земли в Черниговской области, на которых позже появилась усадьба Качановка. Как известно, Елизавета Петровна питала слабость к мужскому пению; обладатели приятного голоса при ней достигали невиданных высот карьеры.
Каменщиков привлекли местных, а маляров выписали из Москвы. Основной строительный материал – кирпич, изготавливался на местном заводе, а листовое железо для кровли везли из Тулы. К сожалению, местный подрядчик не справился с работой. После нескольких лет строительства стало понятно, что восьмерик сложили не правильно и постройка грозит развалиться при первом же сильном порыве ветра. Срочно вызвали Дудинского, он дал необходимые указания и снова уехал; собор начали перестраивать. Переделки снова были сделаны неудачно, в своде появилась трещина, которую заделывали соломой. Местных строителей разогнали, незадачливого Зайцева упекли в острог, из Москвы прислали 20 мастеров-каменщиков и нового подрядчика, однако и они не справились с работой – купол дал мелкие трещины. Немедленно вызвали Дудинского, который получил строгое указание не покидать Ахтырку, пока основные работы не будут закончены, и только после этого собор удалось достроить. Потребовалось для этого еще 8 лет, строительство длилось в общей сложности 15 лет! На него было потрачено 32 968 рублей, что составляло по тем временам поистине огромную сумму. Иконостас вырезал из дерева местный мастер Сысой Зотович Шалматов; роспись его осуществил художник Саблуков, а гравировальные работы делал ахтырчанин Григорий Федорович Сребреницкий; их творение до наших дней не сохранилось. До 1844 года в соборе находилась чудотворная икона Ахтырской Богоматери, затем ее передали в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь. В 1903 году икона была отправлена в Петербург на реставрацию, однако по дороге бесследно исчезла. За годы ее нахождения в Ахтырке с нее было сделано 20 копий, одна из которых до сих пор находится в соборе. Говорят, оригинал совсем недавно был обнаружен в Канаде в частной коллекции.
Соборная площадь, на которой стоит Покровский собор и его комплекс – место шумное и оживленное. На довольно широкой площадке расположено несколько храмов, являющихся архитектурной доминантой и символом города. Рядом с величественным собором возвышается храм-колокольня – Введенская церковь. Ее строительство начали в 1774 году, проект принадлежит харьковскому архитектору Петру Антоновичу Ярославскому.
[I]Введенская церковь-колокольня[/I]
Колокольню строили тоже очень долго – 10 лет. Она представляет собой трехярусную звонницу, каждый «этаж» которой украшен колоннами разного типа: 1й – дорическими, 2й – ионическими, 3й – коринфскими. Купол украшает 4-хметровая фигура Андрея Первозванного, небесного покровителя Ахтырского полка, сделанная из дерева, покрытого тонкими листами позолоты. После революции скульптуру сбросили наземь, но она не разбилась. Верующие тайно припрятали ее, в наше время свято вернули на полагающееся место. Позади и слева от Покровского собора построена еще одна церковь – Крестовоздвиженская, или, как по старой памяти ее называют местные жители, – Графская церковь.
[I]Крестовоздвиженская (Графская) церковь[/I]
Это название очень подходит постройке в стиле классицизма, от которой веет каким-то провинциальным помещичьим очарованием. Построена на средства графини Анны Родионовны (Иродионовны) Чернышевой, женщины удивительной судьбы, неразрывно связанной с Ахтыркой. Родилась она в семье генерал-майора а Иродиона Контдатьевича фон Веделя и Анастасии Богдановны Пасек, старшая из двух дочерей. Прожила она долгую жизнь, занимала весьма высокое положение в обществе, была уважаемой фрейлиной, а затем и статс-дамой при Петре ІІІ, Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I, правда, после смерти мужа, графа Захара Григорьевича Чернышева, отдалилась от двора и жила в своих провинциальных имениях, в основном, в Чечерске. С небывалым возвышением Анны Раодионовны связана легенда. В 1762 году мать ее, Анастасия Богдановна путешествуя с обеими дочерьми, остановилась в Ахтырке. Там ее настигла тяжелая болезнь. Проснувшись рано отром, раз сообщила она своему духовнику, что во сне явилась ей Богородица и сообщила, что больная умрет через пять дней. О дочерях просила не беспокоиться, пообещав опекать их.
Предзнаменование сбылось – маменька Анны Родионовны скончалась через пять дней. Осиротевшие девушки были представлены ко двору, где им пожалованы были фрейлинские шифры. Обе позже удачно вышли замуж и прожили долгую жизнь.
Анна Родионовна отличалась крепким телосложением и крутым норовом. Периоды капризов и самодурства у нее сменялись «приступами» исключительного благочестиея и набожности. О ней сохранилось множество легенд и анекдотов, записанных со слов ее близких. Так, узнав о том, что ее камеристка хочет выйти замуж за любимого человека, графиня в гневе запретила это и насильно выдала ее за того, кого сама посчитала нужным. Еще один ужасный поступок заставил саму графиню горестно каяться всю жизнь – она приказала как-то закрыть на чердаке в лютый зимний мороз двух провинившихся дворовых девочек; и бедняжки замерзли насмерть. А во время нашествия Наполеона, когда графиня, пребывающая в то время в уже весьма преклонных годах, проживала в своем Смоленском имении, ее дом хотели ограбить французские солдаты. Рослая и величественная, грозная статс-дама с голубой орденской лентой на груди вышла к ним и устроила такой «разнос», пригрозив добраться до самого Наполеона, что незадачливые ворюги в страхе ретировались, бормоча извинения. Она неоднократно принимала у себя в гостях самих императоров и членов их фамилии, анонимно занималась благотворительностью и много денег жертвовала на монастыри и храмы. (Изображения графини и архивные фото ахтырских храмов можно посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5827.html). Крестовоздвиженскую церковь она построила как семейную, пожелала иметь в ней несколько жилых комнат, где проводила много времени в молитвах. После революции в храме были весовая мастерская, автовокзал (?!), пекарня-«лавашня». Сейчас церковь на реставрации. Через дорогу от старинных церквей построен еще один красивый храм, - Спасо-Преображенская церковь, которой немногим более 100 лет. Автор проекта - уже известный нам Владимир Христианович Немкин, который возвел Вознесенскую церковь в Тростянце. Церковь очень красивая, хоть и изрядно «потрепанная».
[I]Спасо-Преображенская церковь[/I]
Симпатичную постройку в русско-византийском стиле сейчас потихоньку реставрируют. В советское время в помещениях церкви располагалась спортивная школа и спортзал ПТУ. Колокольню собора, возведенную по замыслу Немкина, разобрали. На площади у своей машины мы легко перекусили прихваченной снедью и «полюбовались» сохранившимся памятником Революционерам Ахтырки. Скульптурный «шедевр» изображает двух особ (кажется, разнополых), не отличающихся тонкостью черт.
[I]"Говорила тебе, подонок, - закусывай!" [/I]
Одно из суровых существ, по некоторым признакам напоминающее женщину, со злобной физиономией тащит на себе второе, больше смахивающее на мужчину. Очень похоже на семью люмпенов, возвращающихся с пьянки. По всей видимости, уроды должны олицетворять собой смертельно раненного бойца революции, нежно поддерживаемого боевой подругой. Проехали мы и к еще одной церкви – той, кирпичной, что видели с дороги. Носит она имя Архистратига Михаила и возведена в конце 19 века. Пока мы шастали вокруг с фотоаппаратами, невысокий пожилой толстяк, вылезший из «копейки» и таскающий из багажника какие-то ящики в расположенный рядом магазин, мимоходом наблюдал за нами.
[I]Михайловская церковь[/I]
Увидев, что мы нацелили объективы на купола, он в сердцах заметил: «Рассыпается уже!». Поймав наши недоуменные взгляды, он добавил: «В прошлом году только ремонтировали шарики вот эти круглые. Пьяные были все время! Обвяжется вокруг себя веревками, чтобы не свалиться, висит на них и прямо так и спит!» (похоже, он имел в виду незадачливых строителей).
[I]Ахтырка на старом фото[/I]
Мы осмотрели основные достопримечательности, которые помечены в путеводителе. А еще в Ахтырке есть симпатичная старая церквушка на кладбище и деревянная церковь где-то на окраине (можете посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5494.html ). Их я, надеюсь, когда-нибудь увижу, если еще раз буду проезжать через этот приятный город. До свидания, Ахтырка!