В горной части юго-западного Крыма находятся интересные памятники крымского средневековья – так называемые пещерные города. Большинство пещерных городов городов возникло предположительно в V – VII веках и продолжало жить в течение многих столетий
Расположены 'пещерные города' в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя на малодоступных скалистых мысах и останцах Внутренней горной гряды. Основали их потомки разноплемённого населения степей и центрального предгорья – тех поздних скифов, сарматов, аланов, которые в III – IV веках уходили в более гористые и труднодоступные места, спасаясь от нашествий готов и гуннов. Здесь беженцы слились постепенно с потомками тавров – древних аборигенов Крыма. Тогда же к ним присоединились местные греки, позднее – малоазийские греки-иконопочитатели, потом армяне, бежавшие от турок, и другие гонимые судьбой народы, попадавшие на Крымский полуостров. 'Пещерные города' – название условное. Застройка состояла из наземных сооружений (крепостных стен, жилищ и прочее) и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначения. Города и крепости некогда были защищены оборонительными стенами с боевыми башнями и естественными преградами – неприступными обрывами скал. Когда жители городов по тем или иным причинам покинули их, наземные постройки начали постепенно разрушаться и потому сохранились плохо. Руины поросли кустарником, кое-где даже лесом. Остались на виду наиболее прочные части стен и, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII – XIX веков назвать эти пепелища 'пещерными городами', так как сложилось впечатление, что пещеры были основным жильём местного населения.
Среди 'пещерных городов' самые крупные – Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен и Чуфут-Кале. В связи с развитием феодальных отношений, они из укреплённых поселений постепенно превратились в довольно большие по площади города, центры ремесла и торговли. Этому способствовало их выгодное положение недалеко от главных торговых путей, сложившихся в юго-западном Крыму ещё в античную эпоху.
Крепость Эски-Кермен, основанная в начале VI века, была обнесена по краю скалистого обрыва оборонительными стенами и башнями. Толщина стен достигала двух метров, высота – трёх. Вместе с высеченными в скалах казематами и тремя вылазными калитками они составляли единую систему обороны. В восточной части плато, своеобразном средоточии обороны, сохранились во множестве пещерные казематы, вырубленные в скале зерновые ямы, следы жилых построек и храмов. Один из них – у главных ворот – имел купель, скамьи вдоль стен и епископское кресло посреди синтрона – ступенчатой скамьи, огибающей полукруглый алтарь. Потолок храма поддерживали четыре высеченных в скале столба. Позднее храм был расширен к северу и востоку.
Северо-западнее Эски-Кермена на плато небольшой горы, отделённой от остальных вершин глубокими балками, высится Кыз-Куле – башня с арочным проёмом в нижней её части. Это остатки феодального укрепления, построенного не ранее X – XI веков.
Неподалёку знаменитый Мангуп – бывшая столица независимого христианского княжества Феодоро. Мангупская крепость появилась, возможно, ещё в эпоху раннего средневековья и в дальнейшем продолжала расширяться, превратившись со временем в самый большой по площади средневековый город Таврики. Кроме пещер, на Мангупе сохранились руины цитадели, остатки большой базилики и других построек, а также оборонительных стен, в основном XIV – XV столетий.
Укреплённый город Чуфут-Кале, возникший, по-видимому, в Х веке, – всего в 3,5 километрах к юго-востоку от Бахчисарайского дворца. Благодаря близости к дворцу-музею, это один из наиболее посещаемых средневековых городов. У Южных (Малых) ворот сохранились четырёхъярусные боевые пещеры, соединённые ходами и ступенями. Позднее в них были хозяйственные помещения. Вместительные пещеры-подвалы есть в средней части северного обрыва. Остатки городских кварталов, оборонительные стены и храмы относятся к более позднему периоду времени.
В четырёх километрах к югу от Чуфут-Кале находятся развалины 'пещерного города' Кыз-Кермен. С ним по соседству (юго-восточнее), на вершине отдельной столовой горы, – остатки феодального укрепления Тепе-Кермен.
На Тепе-Кермен можно увидеть множество (около трёхсот) вырубленных в скале помещений и большую пещерную церковь, как полагают исследователи, VIII – IX века. Храм этот примечателен остатками греческих надписей, резных крестов и архитектурно оформленным возвышением алтаря, выдвинутым почти на середину церкви.
'Пещерными городами' называют также высеченные в скалах христианские монастыри – Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, Каламиту и другие. Все они размещались вблизи городов, замков и больших сельскохозяйственных поселений.
Успенский монастырь, ближайший сосед Чуфут-Кале, был основан в конце VIII – начале IX века иконопочитателями – беженцами из Византии. На протяжении веков монастырь этот был одним из средоточий христианства в Крыму и просуществовал вплоть до семидесятых годов XVIII столетия, до выселения крымских христиан в Приазовье.
Остатки Каламиты хорошо видны с дороги в современном Белокаменске, на Монастырской скале. В скале этой – более двухсот расположенных ярусами пещер, а наверху – полуразрушенные стены и башни крепости. Археологи установили, что укрепление здесь появилось в шестом столетии, монастырь же возник, вероятно, в восьмом – девятом веках. Восемь монастырских церквей – пещерных и наземных – сообщались ходами и лестницами между собой и с крепостью.
По соседству с Каламитой – напротив неё – был ещё один небольшой пещерный монастырёк на левом берегу реки Чёрной. Остатки его до сих пор видны у дороги за мостом. А южнее Каламиты, за балкой Гайтани, сохранились в так называемой Загайтанской скале двенадцать ярусов пещер, некогда сообщавшихся между собой лестницами и висячими галереями, – целое поселение, быть может, связанное с монастырём Каламиты.
Также одним из не менее замечательных монастырей является Челтер-Коба (или Челтер). Этот монастырь, с высеченными в скале кельями, лестницами и большим пещерным храмом, находится в ближайшем соседстве с Сюйренской крепостью. Соседство было не случайным: крепость на отдельном мысу (Куле-Бурун) и монастырь, а также большое количество высеченных в скале винодавилен, хлевов с яслями, скальных навесов с коновязями – всё вместе взятое представляет собой ярко выраженный феодальный комплекс военных, культовых и хозяйственных сооружений.
Рассмотрим теперь упомянутое нами Сюйренское укрепление – памятник, расположенный вблизи села Малосадового, на левом берегу реки Бельбек. От всего укрепления уцелела лишь половина башни с каменной скорлупой свода. Камни свода, уложенные концентрическими кольцами, несколько уменьшаются к центру. Там, где хранились незначительные островки штукатурки, можно различить следы фресковой живописи. С восточной стороны башня похожа на огромную нишу. Не сразу догадаешься, что видишь внутренность круглой двухэтажной башни, разрушенной, кстати сказать, землетрясением 1927 года.
Следует также отметить, что хотя в период раннего средневековья в Крыму построено немало оборонительных сооружений, они, как и храмы, часто создавались на обломках более древних стен, либо сильно переделывались в последующие времена и потому в 'чистом' виде практически не сохранились.