Паром из Эльсинора (Helsingør) отходил в 14.00. Есть же названия, от которых захватывает дух – Толедо, Эдинбург, Кейптаун… Вот и Эльсинор из таких. Шекспир, Гамлет, тень отца и прочие ужасы проклятого прошлого. Но уж очень он нас неласково встретил – и город, и замок Кронборг. Дождь, ветер, лужи, мокрые деревья – сентябрь! Поэтому, немного обсохнув и отогревшись кофе в супермаркете, мы с женой приняли неожиданное решение – а поехали в Швецию!
У нас будет немало попутчиков. Вся центральная улица Эльсинора занята магазинами спиртного. Шведы закупают его сумками, ящиками и тележками. Да-да, несколько ящиков с пивом уже принайтованы к тележке и продаются готовыми к транспортировке. Это, наверное, для постоянных клиентов. Интересно, тележки обратно принимают? Паромы отходят каждые 20 минут, а всё путешествие занимает 15. Осталась за кормой панорама города с шпилем Sct. Mariæ Kirke,
проплыл слева мрачный замок Kronborg,
и мы в самом узком месте (всего 4,5 км) пролива Эресунн (Øresund). Погода немного улучшилась, но ничего хорошего не обещает.
Хельсинборг (Helsingborg) расположен напротив Эльсинора. Впервые упоминается датским королём Кнудом IV в 1085 г. 600 лет принадлежал Дании. На обоих сторонах пролива стояли батареи, готовые объяснить проходящим судам необходимость уплаты пошлины – за проход через датские воды. В 1658 г. после войны по Роскильскому миру 1658 г. Хельсинборг отошёл шведам. Впрочем, датчане не могли смириться с его потерей, и во время Северной войны вернули своё владение. Но в 1710 г. проиграли битву под Хельсинборгом и вынуждены были оставить город. И всё же основная история старого города – датская. Пока мы уясняем сведения из краткой брошюры на датском и шведском (этих языков мы не знаем, но мой немецкий немного помогает), паром проходит симпатичный маяк
и причаливает в гавани Inre Hamnen. Вот мы и в Швеции! И флаг у колонны с Меркурием это подтверждает.
Веселые шведы с запасами горячительных напитков проходят, не останавливаясь, под арками с грозными надписями «Пограничный контроль» и «Таможня» на нескольких языках. Одни надписи и остались, самих служб давно нет. Эх, а вот некоторые страны с таким рвением ставят и ставят эти самые таможни и границы… Первым делом куда идёт турист в незнакомом городе? Правильно, ищет Бюро информации. Здесь она расположена в ратуше. Сама ратуша(Rådhuset) – красоты необыкновенной.
Две башни круглые, две квадратные... А центральная башня с часами высотой аж в 65 м! Это же… дайте подсчитать… минимум 22 этажа. Построена в 1897 г. Стиль – псевдоготический. Пока жена набирала карты и всякие проспекты в Бюро, я прятался от дождя под балконом ратуши и пытался разобрать надпись на памятнике. Очень уж интригующе выглядело ”Narva 1700”. Это, значит, поражение русской армии в начале Северной войны…
Дождь сдуло, тучи даже стали расходиться, в первый раз за день показалось синее небо, а я рассмотрел памятник ближе. Спереди – раненый солдат со знаменем, сзади – пушки. На коне – полководец армии Карла XII Магнус Стенбок. Энциклопедия именует его «последний шведский герой». Он командовал левым крылом армии в сражении под Нарвой, выиграл битву с датчанами под Хельсинборгом и был генерал-губернатором провинции Сконе. Правда, высадка в Дании кончилась для Стенбока плохо. Шведская армия была окружена в крепости Тенинген, он вынужден был сдаться в плен и умер в заключении в крепости Копенгагена.
Шведский берег пролива подымается высоким холмом, в отличие от ровного датского. На холме и был выстроена крепость в XIV веке. После окончания датско-шведских войн замок потерял военное значение, бастионы были снесены, и осталась лишь башня Чернан (Kärnan).
34-метровая громада башни со стенами 4,5 м толщиной возвышается над городом. Снизу к ней ведут лестницы с террасами (Kärnan Terrassen ), построенные в 1903 г.
Можно подняться на лифте за небольшую плату, что мы и сделали. Чуть погуляли по парку.
Вид открывается замечательный. Правда, тучи… Но они временами расходятся.
А ещё есть редкая возможность взглянуть на Банк Сконе свысока. Вот почему это у банков всегда такие красивые здания?
И снова дождь. Мы спустились по лестницам уже пешком и попробовали хоть из-под зонта посмотреть кусочек города. Торговая улица Kullagatan привела нас к древнейшей в городе церкви Sct. Maria kirke.
Она была построена в романском стиле (из блоков песчаника) в XII в., а в XV перестроена в готическом, но уже из кирпича.
Церковь является псевдобазиликой, т.к. возвышение посередине хоть и существует, но недостаточно, чтобы возвести купол. Идем дальше – двое под одним зонтом… Вот сходятся углом две улицы, упираясь остриём в Bruksgatan. “Gatan”, собственно, и значит ”улица”, а “Bruk” - возможно, “мост”? Где ж тут был мост?
Чёрт, капли дождя попали на объектив! Дальше – мокрый городской парк, где у городской библиотеки продолжает работать фонтан. На мой взгляд, воды и без него хватает…
Уже разворачиваясь к порту (не ходить же одной дорогой – пойдём по-другому), вышли к тихому погосту с часовенкой – Gamla Kyrkogarden, т.е. Старый церковный сад. Тихое, печальное, очень красивое место.
На идущей по побережью Järnswägsgatan полюбовались на дом 1906 г., как гордо значится на фронтоне. Архитектор явно хотел показать всё, на что он способен. Слева = эркер, справа – балкон, ниже – статуя под козырьком. Окна полукруглые и прямоугольные, крыша тоже разнообразная… Эклектизм!
Вот и всё, что удалось увидеть в Хельсинборге. Жаль, не удалось добраться до замка Sofiero и его известного сада. Но погода… да и темнеть начало, уже иллюминацию включили. Нам еще добраться до Эльсинора, оттуда – до Копенгагена.
Напоследок - панорама города с моря, открывающая почти все его достопримечательности.
Первый визит в Швецию удался не очень. Но у нас впереди – еще два дня в Мальмё!