До остальных отчетов 2009 года руки дойдут не скоро, но про Освенцим напишу уже сейчас, вне очереди. Пока еще не слишком стерлось из памяти, а был я там 28 сентября 2009 года. В основном фотографии, без излишних исторических подробностей, которые легко можно найти в Википедии и прочих интернет-ресурсах.
Фотографировал в том числе и там, где делать это запрещено. Качество снимков кое-где ужасное, потому что в запрещенных местах нельзя было светить вспышкой, да и снималось кое-где из-за стекла. Думаю, что в данном случае свидетельство важнее качества. Фотоотчет достаточно длинный, 57 снимков, часть из них (а также стиль сопровождающего их текста) может быть тяжела для просмотра впечатлительным людям, поэтому, если у вас не хватает терпения или не настроены это смотреть, не продолжайте.
Практическая инфа, если кому актуально. Чтобы попасть в Освенцим из Кракова, можно взять организованный тур, который будет стоить около 100 злотых (1 доллар=3.4 злотых, очень приблизительно; в Польше нет евро). Но с туром будете ограничены во времени и пространстве. Если едете самостоятельно, то вход, в принципе, бесплатный, но в "летнее" время (с апреля по сентябрь) заплатите около 30 злотых за обязательную экскурсию, к которой вас присoединят, если заходите с 9 утра до 3 дня. В другое время вход бесплатный. Если добираетесь до Освенцима из Кракова общественным транспортом, на это у вас уйдет не меньше 2 часов. Можно поездом или автобусом. Я ехал туда поездом, обратно автобусом, получилось одинаковое время. Поезд едет медленно, с остановками, к концу поездки он опоздал минут на 20. Автобус едет не по платной магистрали, а по проселочным дорогам, где останавливает в каждой малюсенькой деревне, а они там идут одна за другой. К тому же есть пробки. Проезд и на поезде, и на автобусе стоит копейки. Разница в том, что если доехали на поезде, нужно еще пересесть на местный автобус в Освенциме и ехать еще минут 5. Тогда как остановка междугороднего автобуса находится сразу возле концлагеря. Но поезд легче найти, потому что автобусная станция в Кракове находится за ж/д вокзалом относительно центра города. Вот, собственно, поезд, уходящий с краковского вокзала в Освенцим:
На входе находится информационный центр. Организация его, на мой взгляд, ужасна. Польша еще не до конца вышла из социализма, поэтому с организацией там полный бардак. Надо ждать экскурсию, которая выйдет непонятно когда и непонятно, где именно еe ждать. При том, что экскурсионных групп куча, и кто чей гид - этого иногда не понимают и сами гиды. К счастью, в мое время входа была только маленькая группа на английском, найти своего гида было довольно легко. Девушка рассказывала немало интересных подробностей, так что присоединиться к экскурсии, хотя бы на территории самого лагеря, наверное все-таки стоит. Без гида порядок следования по лагерю был бы тоже не совсем ясен. Карту на руки не дали, а столбы с картами есть далеко не везде. Каждому выдают радиосистему с наушниками, и слова гида раздаются прямо у вас в наушниках, поэтому нет необходимости бегать за ним на расстоянии метра и слушать вживую. Все слышно через наушники, так что можно отдаляться метров на 20-30. Если дальше, или, например, за стенкой, слышимость в наушниках ухудшается, тогда надо бежать и догонять группу. И вообще экскурсия проходит в довольно бешеном темпе, поэтому все равно придется возвращаться самостоятельно, чтобы спокойно все осмотреть. Даже если ходить до 15:00 без группы, никто вам ничего не скажет. Главное войти вместе с группой, а дальше дело ваше. Сбор групп происходит приблизительно на этом месте (за спиной информационный центр и толпа народу, здесь их не видно)
Группы следуют за гидом и заходят через эти ворота на территорию концлагеря Аушвиц. Это немецкое название польского слова "Освенцим". Он относительно небольшой по размерам, и создавался в первую очередь как трудовой концентрационный лагерь. В нескольких километрах от него находится Биркенау, он же Бржезинка, он же Аушвиц-2, занимающий гораздо большую территорию и созданный в качестве лагеря уничтожения. Большая часть жертв Освенцима погибла именно в Биркенау. Кроме этих двух, в окрестностях существует еще несколько менее известных и менее посещаемых лагерей.
Над входом висит традиционная надпись "Труд освобождает", которую можно встретить во многих концлагерях, созданных нацистами:
Что вам сказать про посетителей? Группы школьников, студентов и прочих граждан ходят ежедневно тоннами, как будто пришли смотреть на Эйфелеву башню. Создается впечатление, что мало у кого есть какое-то серьезное осознание места, где они находятся. По крайней мере, в начале экскурсий. Некоторые вообще фотографируются, чуть ли не улыбаясь, на фоне колючей проволоки, бараков и т.д. Хорошо еще если не на фоне крематория. "Я и моя подружка-киска в Освенциме". Замечательное фото на память, не правда ли? Кстати, излишне упоминать, что, несмотря на солидный процент мусульманского населения в сегодняшней Европе - каждый, кто посещает сегодня Европу, помнит, сколько матрёшек в тряпках и их плохо выбритых мужей можно встретить ежедневно на улицах европейских городов - ни одного явного представителя данного социума в Освенциме я не встретил.
Домики вполне себе добротные. Даже не скажешь, что здесь жили узники Освенцима. Вполне крепкие серьезные дома. Но во-первых, это далеко не то, что видите в Биркенау. Во-вторых, нацисты планировали это место как трудовой лагерь для политически неблагонадежных граждан. Постепенно он перерос в лагерь уничтожения. В-третьих, те, кого сгоняли в лагерь, не должны были ничего заподозрить, что их тут ждет. В-четвертых, перед вами неплохая реставрация.
Сейчас в большинстве этих домов размещены экспозиции на разные темы жизни узников лагеря. В одном здании, к примеру, экспозиция о том, как их сюда сгоняли, в другом на тему медицинских экспериментов над людьми, в третьем представлены личные вещи и так далее. Часть зданий отведена под "национальные" экспозиции, к примеру, история евреев в лагере, в другом история цыган, в третьем - поляков и т.д. "Национальные" экспозиции не входят в экскурсионную программу, в них можно войти самостоятельно. Я зашел навскидку в еврейский отдел: смотреть там совершенно нечего, в иерусалимском "Яд Вашеме" все представлено в тысячу раз лучше, тогда как освенцимская экспозиция, похоже, не изменилась с советских времен. Все же свидетельства, представленные в разделах личных вещей, экспериментов и т.д., очень интересны и заслуживают внимания, тогда как "национальные" - нет.
Ряды колючей и электрической проволоки между домами:
Одна из сторожевых башен у внешнего забора:
Кое-кому все же удавалось бежать. За всю историю лагеря сбежало, если не ошибаюсь, несколько десятков человек. Некоторых ловили и убивали за попытку побега. Некоторые погибали прямо в электрическом заборе при попытке к бегству. Другие, наоборот, сознательно выбирали такую смерть, чтобы избавиться от мучений. На этом месте выставляли трупы тех, кому не удалось убежать, в назидание остальным (все же замечу, что мои ботинки, отражающиеся внизу, к побегу не имеют отношения)
На эту площадь узников ежедневно, а иногда по несколько раз в день, выгоняли на перекличку. Перекличка продолжалась несколько часов, в ходе которых все должны были стоять на площади, независимо от погоды и состояния здоровья. Если кого-то недосчитывались, перекличка начиналась заново, и так до тех пор, пока беглеца не находили или просто в наказание для всех остальных.
"Стена смерти". Здесь расстреливали неблагонадежных узников. Повторяю, речь пока не идет о лагере уничтожения и массовых убийствах. Это место для расстрела отдельных лиц, провинившихся или политически неблагонадежных.
Окна, смотрящие во двор, где находится "стена смерти" были завешаны ставнями. Остальные узники не должны были видеть, что происходит во дворе. Нацисты старались создавать как можно больше впечатления, что это всего лишь трудовой исправительный лагерь, а не место расправы.
Следующие снимки сделаны внутри зданий, в музеях, о которых я упоминал раньше. Фотографировать внутри зданий запрещено, вспышкой пользоваться не мог, снимал фактически из-под руки, спиной к толпе, так что извиняюсь еще раз за качество фотографий. Кроме того приходилось все время бегать за экскурсией (когда остальныe удалялись, слышимость в наушниках ухудшалась). Каждого заключенного снимали в трех позициях: анфас, фас, профиль. Одна из фотографий - всегда в головном уборе.
Личные вещи депортированных в Освенцим. Тут уже речь идет не только о узниках Аушвица-1, но и о тех, кого вагонами свозили в Биркенау. Как известно, депортированные не знали о том, что их ждет уничтожение, и по приказу нацистов брали с собой личные вещи и ценности. Уже после приезда вещи складывались отдельно на платформе, а людей отправляли умирать.
Посуда-кастрюли-кружки жертв лагеря:
Обувь. Здесь видна, в основном, детская. Не буду лазить в интернет за статистическими данными, сколько именно обуви было найдено в Освенциме. В общей сложности и по разным данным в лагере погибло от 800 тысяч до 5 миллионов человек. 90-97 процентов были евреи, остальные цыгане, поляки, русские и прочие национальности.
Зубные щетки:
Талиты - еврейские молитвенные покрывала:
Очки:
Костыли и протезы:
Целый зал человеческих волос. Срезались с трупов для нужд немецкой промышленности.
Коврики, сделанные из человеческих волос:
Просто чтобы составить представление о размерах зала, который здесь снят не полностью. Всё, что вы видите под застекленной витриной - это человеческие волосы.
Пустые банки из-под "циклона-би", найденные советскими войсками после освобождения лагеря. Газ, изпользуемый в газовых камерах для уничтожения. Крупинки циклона-би сбрасывались в камеры через отверстия в потолке, где они мгновенно растворялись в воздухе и превращались в ядовитые испарения. Через 20-25 минут все было кончено, и можно было вытаскивать трупы. Менее стойкие умирали за более короткое время. Больше 20 минут не выдерживал никто.
Помещения тюрьмы. Одна из камер в разрезе, шириной меньше метра на метр. В такую камеру помещалось до 4 узников, которые находились там в стоячем положении. В одной из соседних (более просторных) камер был заключен священник Максимилиан Кольбе, причисленный в Европе к святым, потому что умер от голода, отдавая свою пищу соседу по камере.
Еще вернемся в Аушвиц-1, а пока переедем в Биркенау. Добраться туда можно на специальном автобусе от первого лагеря или на частном автотранспорте. Расстояние между двумя лагерями 3-4 километра. Биркенау - в первую очередь лагерь уничтожения, и уже во вторую-трудовая колония. Через эти ворота на территорию лагеря ввозили поезда с евреями.
Огромная территория лагеря окружена электрическим забором и сторожевыми башнями:
На этой платформе люди сдавали личные вещи, и производился отбор. 20-25% прибывших в хорошей физической форме отправляли в бараки трудового лагеря, остальных - в газовые камеры. Стариков и детей практически 100% в камеры.
Километры электрических заборов, разделяющих лагерь на сектора:
Часть бараков каменные, другая часть деревянные. Большинство были разрушены и так и не были восстановлены. Некоторые восстановили из сохранившихся материалов, некоторые - просто в качестве образца.
В одном из бараков. Койки идут в несколько рядов. Места всем не хватало, и люди спали на полу. Практически на полу не оставалось свободного места. Чтобы выйти, нужно было переступать по головам.
Отдельные бараки были отведены под туалет. Все эти круглые дырки можете считать унитазами. Как справедливо заметил один мужик, стоявший рядом со мной, это еще было некое "улучшение условий" в том, что туалеты и жилые помещения находились в разных зданиях.
И наконец, те самые газовые камеры и крематории. В каждом из этих сооружений погибло по несколько сотен тысяч человек. Всего их около шести. Нацисты постарались разрушить их перед отступлением. Это все, что осталось сегодня от крематория номер три:
На фотографии слева можно видеть, как это выглядело до разрушения. Развалины практически никто не трогал за прошедшие 60-65 лет. Обнесены они легкой ленточкой, которую легко переступить. Соотетственно, под любым дождем или снегом они портятся еще больше. Если над ними не поставят что-то вроде закрытого купола или хотя бы навес, от них рано или поздно ничего не останется.
Это, если не ошибаюсь, развалины крематория номер 2.
Крематорий номер 4, буквы на фото разглядеть трудно, но, поскольку у меня в подлиннике фотография большего размера, там говорится о том, что этот крематорий был уничтожен 7 октября 1944 года еврейским зондеркоммандо, то есть теми, кто по приказу нацистов выполнял работу по сбору трупов в газовых камерах и сжиганию их в крематориях. В противовес популярному мнению о том, что евреи - узники Освенцима не защищали себя, это был единственный случай еврейского востания в Освенциме. Около 450 узников, принимавших участие в этом восстании, были уничтожены нацистами.
Мемориал памяти жертв Освенцима, на нескольких языках. Здесь на иврите; на русском фото представлено в начале отчета.
Рядом с монументом обрывается железная дорога:
Когда места в крематориях не хватало, трупы сжигали прямо на открытом месте. То, что оставалось после сожжения, частично закапывали, частично разлеталось. Таких мест на территории лагеря несколько, все они отмечены памятными надписями. Когда вы ходите там по траве, практически везде ходите по трупам.
В эти пруды на территории лагеря сбрасывали прах от сожженных трупов. Тогда как под некоторыми деревьями на этом месте людей сажали, чтобы они ждали своей очереди зайти в газовые камеры, когда там не хватало места. Во время ожидания люди не знали, что их ждет внутри.
Так называемая "Сауна" на территории Биркенау, где узников, предназначенных не для уничтожения, а для работы, обливали водой в качестве "купания". Температуру воды могли резко менять, иногда лили кипяток, иногда ледяную воду.
Аппараты для стирки белья:
Сейчас в "Сауне" фотовыставка жертв Освенцима. Несколько тысяч фотографий выставлено вдоль стен:
Ковш для сбора праха из крематориев:
Вернемся на территорию Освенцима-1. Здесь сохранился всего один крематорий, но зато в неповрежденном виде. Нацисты не успели его уничтожить. Как правило, газовая камера и крематорий были совмещены.
Внутри газовой камеры. В потолок вделаны отверстия для "душа", как заранее нацисты сообщали жертвам. Из-за этого жертвы до последней секунды не догадывались, что их ждет. В действительности через отверстия в камеру вбрасывались кристаллы циклона-би.
В соседнем помещении находятся печи крематория. Здесь сжигали трупы, предварительно сняв с них волосы, золотые зубы и т.д.
Виселица (или копия оной, как мне сказали в комментариях), на которой в 1947 году был повешен Рудольф Хёсс, комендант Освенцима: