Этот день начался с очередного длинного туннеля. Туннели в Норвегии повсюду. Часто их используют просто для того, чтобы поднять Вас с одной высоты на другую. Ближе к крупным городам и на федеральных трассах они освещены. В некоторых даже стоят ретрансляторы для радиостанций, и Вы можете слушать любимое ток-шоу в замкнутом пространстве. Сегодня мы двигались на север – горы становились выше, а туннели попадались чаще и становились длиннее.
День 7. Flam - Loen
Первый был 5 километров, потом 300 метров передышка, и мы нырнули в 11-километровый туннель. В течение дня нам попалось еще четыре 7-километровых туннеля, не считая более коротких, на которые мы перестали обращать внимание, так же как и на «маленькие» водопады.
Накатавшись в подземельях, мы припарковались около паромной переправы. В Норвегии паромы встречаются если и не так же часто, как водопады и туннели, то, по крайней мере, так же часто как станции метро в Москве. Все очень хорошо организовано. Подъехав к парому, Вы увидите длинную парковку, разделенную пронумерованными линиями – это загончик для автомобильной очереди. Сначала машины заполняют линию с номером 1, затем 2 и так далее. На паром, соответственно, загружаются в том же порядке – сначала первая линия, затем вторая, затем, если осталось место, третья.
Сегодняшний наш паром гордо назывался «круизом». Он шел 2 часа из Гудвангена в Каупангер по самому узкому и одному из самых живописных фьордов – Наройфьорду. При его небольшой ширине его глубина местами достигает 900 метров!
Гвоздем сегодняшней программы стал ледник Бриксдаль. После парома мы честно спешили к нему через перевал и успели-таки поймать последние лучи солнца, отражающиеся в его ледяных кристалах. В Норвегии много ледников, в том числе и самый большой ледник Европы Юстедальсбре, площадью 470 кв. км. Наш был чуть поменьше, зато к нему легко добраться на машине. Оставив ее внизу, всего через каких-то полчаса интенсивного карабканья в гору мы были у цели. Все аборигены уже ушли домой на ужин, а мы перелезли через «колючую проволку» с надписью: «не влезай – убьет» и потопали к леднику, опасаясь камнепадов и пульсирующих водопадов. Все прошло благополучно. Ледник сверху был покрыт снегом. На поверхности встречались глыбы льда, пытающиеся расстаять. Они были словно склеены из сотен маленьких льдышек. Когда я бросил один кусок на камни, он разлетелся как хрусталь. Глубже под снегом и выше «по течению» глыбы были цельные и переливались красивым голубым цветом.
День 8. Loen - Alesund
С утра решили встать попозже и практически проспали свой круиз по самому красивому фьорду Норвегии – Герангерфьорду. Мчались, нарушая скоростной режим, но пойманы не были. В Норвегии скорость проверяют дорожными камерами, но по закону полиция не имеет право Вас снимать, не предупредив заранее. Поэтому за 300 метров до камеры стоит знак, оповещающий об этом. Этого достаточно, чтобы успеть притормозить и улыбнуться для фото.
Круиз от начала фьорда до его конца – города Герангер, занимает ровно час. За это время вы успеваете полюбоваться отвесными скалами с бьющими из них водопадами. Самые известные это «7 сестер» и «жених». Первый – это 7 четырехсотметровых водопадов рядом друг с другом. По приданию, это 7 сестер, мечтающих о замужестве. На противоположной стороне бурлит мощьный «жених», но сестры постоянно отказывают ему, поэтому семейный союз до сих пор не заключен и все они обречены на одиночество.
Прибыв в Герангер, мы поднялись на смотровую площадку над городом к креслу королевы Сони. В благодарность за ее вклад в продвижение туризма в городе местные жители построили каменный трон на вершине горы, с которого поселение видно как на ладони.
Путь из города лежал через перевал по дороге Орлов. Она карабкается вверх на высоту 600 метров практически вертикально и делает 11 резких поворотов. Наверху есть смотровая площадка с которой открывается вид на «7 сестер».
Дальнейший переезд в Алесунд проходил по скучной дороге. Так как наше путешествие было в Мае, то самая известная дорога Норвегии – «дорога Тролей» была еще закрыта из-за глубокого снега в горах. Ближе к Алесунду пейзаж сменился. Горы ушли вдаль, а картинка за окном стала скучной и напомнинала привычную средне-русскую вщзвышенность.
День 9. Alesund - Molde
Сегодня нам предстоял очень короткий переезд в Молде – всего 80 километров. Это позволило нам выспаться и провести полдня в Алесунде. Начали мы с посещения близлежащей горы, откуда открывается замечательный вид на весь город. Запечатлев его, вы копируете одну из 5 самых знаменитых фотографий о Норвегии.
В Алесунде находится самый большой океанариум в северной Европе. На самом деле, в нем заслуживает внимание лишь один гигантский аквариум с форелью и лососем. Вода в нем мутновата, так как местные аквариумисты не мудрствовали, а просто отгородили кусок океана и сделали окна под водой.
Мы решили ехать маленькой дорожкой, идущей по побережью. На одном из каменистых пустынных пляжей мы остановились для небольшого пикника.
Прибыв в Молде, мы быстро заселились в гостинице и поднялись на смотровую площадку над городом. Оттуда открывался вид на мелкие островки, заполонившие бухту. Паромы и катера медленно маневрировали между ними. Над морем возвышались 222 горные вершины, пересчитанные и пронумерованные местными альпинистами.
Из остальных достопримечательностей мы посетили Sky Bar на 15-ом этаже гостиницы RICA, зашли в магазин при стадионе и купили детскую форму местной футбольной команды и закончили вечер в самом модном рыбном ресторане Molde Fjordstuer.
Этот день можно было объединить с предыдущим. У нас было много свободного времени последние 2 дня. Природа стала скучнее. Оглядываясь назад, можем утверждать, что самые красивые места Норвегии расположены на юго-западе между Ставангером и Бергеном.
День 10. Molde - Kristiansund - Trondheim
В честь Дня Победы мы начали день с посещения Эргана – укрепленного форта на горе над океаном, где во время Второй Мировой Войны Норвежский Король собственноручно обстреливал проходящие мимо немецкие корабли. На горе стоит заржавевшая гаубица, прожектор и зенитка. На удивление, механизмы наводки зенитки оказались рабочими и мы с удовольствием поводили жалом ее дула вверх-вниз и вправо-влево, целясь в воображаемые самолеты виртуального противника.
Гвоздем сегодняшней программы была «Атлантическая дорога», построенная 15 лет назад между маленьких островков на атлантическом побережье и признанная главной «Норвежской постройкой 20 века». На самой дороге, главной фишкой является волшебный мостик. Когда едешь по нему, создается впечатление, что это Ледзепеллиновская «лестница в небо». Приближаясь к его середине, инстинктивно группируешься, готовясь к прыжку.
Обедали мы в Кристиансунде – не путать с КристиансАндом, где мы трапезничали в первый день пути. Погода была теплая и солнечная и все аборигены высыпали на набережную, подставляя белоснежные лица полуденным лучам и заняв все места в прибрежных кафешках.
Дорога до Трондхайма была скучна. Природа не вызывала уже такого восторга, как в первые дни. Мы начали уставать от каждодневных переездов. Прибыв в город, мы поселились в гостинице, быстро поужинали в местном баре и свалились спать. Завтра нам предстоял длинный переезд в столицу зимних олимпийских игр 1994 года –город Лиллехаммер.
День 11. Trondheim - Lillehammer
До сих пор каждый день мы карабкались на север. За сегодня и завтра нам предстояло вернуться в Осло, преодолев весь обратный путь за 2 дня. Тем не менее, с утра мы устроили себе часовое знакомство с городом, прокатившись по его улицам и посетив местный собор. Раньше Трондхейм был столицей Норвегии, и это был главный собор страны. Кстати, он и сейчас таким остается. Все королевские свадьбы и торжества происходят не в Осло, а в этом соборе.
Закончив с культурной программой, мы выдвинулись в путь по федеральной дороге, идущей из Трондхейма в Осло. Около 2 часов дня мы проезжали городок Оппдал, где и нормально пообедали в кафе – впервые за все путешествие. Надо заметить, что общепит в Норвегии развит не сильно, особенно в маленьких городках. Обычно нам приходилось довольствоваться бутербродами с заправок или устраивать пикники, предварительно закупив продукты в деревенском продмаге.
Где-то на полпути между Трондхеймом и Лиллехаммером мы свернули с основной трассы на 27-ую дорогу. Это было очень правильное решение. Практически все время эта дорога идет по горному хребту на высоте около 1000 метров. Там нам удалось найти небольшую забегаловку с потрясающим видом на замерзшое озеро.
В Норвегии все достопримечательности отмечены на местных картах и, что гораздо важнее, на дорогах стоят знаки, снабженные специальным символом. Очень часто, увидев такую загогулину, мы сворачивали и следовали за указателями. Таким вот образом мы нашли Магалаупет. В этом месте бурная полноводная горная река попадает в миниатюрный узкий каньон. Мощь, с которой вода проносится в этой ловушке, поражает. Заглядывая вниз, понимаешь, что никакая каска или бронежилет не спасут при попадании в это водное месиво. К нам пришло осознание хрупкости человеческого организма. Мысли настроились на философскую волну, и путь до ночлега мы провели в рассуждениях о месте и роли человечества во вселенной.
В Лиллехаммер мы приехали голодные и уставшие. Отложив знакомство с городом на следующий день, мы прекрасно отужинали в местном ресторане на пешеходной улице.
День 12. Lillehamer - Oslo
Наполнив желудки традиционным норвежским завтраком - пятью видами селедки в разных маринадах, макрелью, маринованными огурчиками и норвежским топленым сыром - мы выдвинулись в сторону олимпийского трамплина. Доступ на него открыт всем туристам. Мы забрались на самую вершину прыжковой башни и почувствовали себя настоящими прыгунами. Стадион внизу кажется очень-очень маленьким. Было страшно...
Несмотря на наши попытки найти живописную дорогу до Осло, нам это не удалось. Единственной достопримичательностью стал Хаммер, который мы увидели у одной из высокогорных церквей. Все это путешествие, передвигаясь по горным дорогам, я радовался, что мой Н2 остался дома – в некоторых местах он бы просто не пролез по габаритам, не говоря уже о неудобстве разъезда со встречным транспортом.
Скучная дорога в совокупности с последним днем путешествия позволила нам оглянуться назад и проанализировать наш выбор маршрута. В следующий раз мы бы составили свой маршрут следующим образом: 1. Осло 2. Осло – Старвангер 3. Старвангер – Лофтхус 4. Лофтхус – Берген 5. Берген (рыбалка – договориться заранее) 6. Берген – Флам 7. Флам – Лоен 8. Лоен – Рыбалка 9. Рыбалка - Осло
Берген – столица норвежской морской рыбалки, но нам не удалось к ней приобщиться, так как мы не организовали ее заранее, а на месте было уже поздно. После Лоена, мы бы не рвались в Алесунд, Молде, Трондхейм и Лиллехаммер. Вместо этого мы бы остановились на ночь на одном из высокогорных форелевых озер на обратном пути в Осло. 9 дней вполне достаточно, чтобы не устать от каждодневного калейдоскопа гостиниц, ресторанов и дорожных указателей.
В Осло мы прибыли после обеда и смогли еще раз побродить по городской набережной, пройти мимо Королевского дворца и выпить пива в знаменитом Гранд-Кафе.
Завтра самолет вернет нас в Москву, и наша северная сказка окончится. Норвегия – 32-ая страна, которую я посещаю, но она, безусловно, стала лидером моего зарубежного хит-парада. Мы обязательно вернемся сюда еще раз! Норвегия. Май 2008.