Пятница началась в шесть утра, когда зазвонил один будильник, потом второй, потом третий... Нужно было успеть на удобный автобус в аэропорт, который идет раз в час. Это единственный автобус (540U), известный мне в Финляндии, который стабильно опаздывает на 15-25 минут. На всякий случай я зарегистрировался на рейс еще вечером, посредством сайта финэйра, так что опоздать на регистрацию было не особо страшно.
По полету могу отметить только ухудшевшееся качество обслуживания в Finnair - еды дали мало (омлет с каким-то квазимясом), даже воду исключили из пакета, оставив только сок - хотя рекомендации к перелетам включают повышенное потребление жидкости. Еще отмечу, что аэропорт просто огромный - по ВПП мы рулили 15 минут ровно, потом еще столько же я пытался выбраться из него.
Приятно, что поезда из аэропорта ходят часто и во все стороны. Билеты можно купить в автоматах (принимают монеты, кредитные карты, мою дебитовую визу-электрон выплюноло) или в кассах, добавив к стоимости 50 центов за "живое общение". В кассе или на информационной точке вам распечатают предполагаемый маршрут, если есть пересадки, что очень удобно - указано время и платформы. Я погрузился в поезд и через 40 минут был в Утрехте.
Я долго размышлял, поехать ли мне сначала в Утрехт или в Делфт, и даже склонялся к Делфту, потому как Утрехт я краем глаза видел, да и добраться оттуда до аэропорта в случае посещения в последний день поездки вроде проще, однако, побродив по инету, я заметил у bulka фото замка de Haar, который, как оказалось, расположен недалеко от Утрехта. Решение было принято в пользу Утрехта. Итак, высадившись в Утрехте, я двинул к Domtoren - самой высокой колокольне в Нидерландах. Высота ее 110 метров и можно подняться практически на самый верх (до флюгера остается метров 5).
По дороге можно узреть еще одну достопримечательность города - двухярусный канал в центре города.
Дважды обойдя башню, я нашел один вход (закрытый), один указатель на кассы (в непонятном направлении). Плюнул и зашел в Domplein - собор в 50 метрах от колокольни. Собор имеет интересную историю. Не думаю, что кто-то обидится, если я ее приведу ;)
Начали строить собор в 1284 а закончили примерно в 1520. Такие сроки и не снились пайщикам в Маскве... Начали строить с размахом (а действительно огромный собор даже сейчас), планируя создать один комплекс - собор и башня, которая символизировала мощь епископа. Конечно, не ту, которую поклонники фрейдизма усмотрели бы в этом сооружении, хотя - кто знает... Сейчас на площади между собором и башней можно увидеть черные камни, очерчивающие контур несуществующих стен. Почему же затея не удалась? Жадность, господа! Когда начали строить, денег было награблено пожертвовано много, и все было здорово, однако строительство затянулось на столетия, пайщики верующие стали более прижимистыми из-за мирового кризиса надвигающегося влияния идей либерализма в церкви (которое к 16 веку вылилось в Реформацию) и проект пересмотрели (ну прям как софт писали ! ) и начали строить поскромнее. Как сказал гид "проблема была в том, что съекономили слишком много"... В 1674 году на Утрехт налетел сильнейший ураган, который разрушил много чего, в том числе обрушив крышу собора там, где тонко. Священники посыпали голову пеплом и забили даже на реставрацию на какое-то время. Потом тупо снесли остатки ненадежной части.
Вход в собор бесплатный, но стоит традиционная урна для пожертвований, на которой написано "если каждый бросит 2 евро, то это поможет собору оставаться открытым". Не понял ничего, но монетку бросил.
потом все же нашел кассу и информационное окошко с другой стороны площади. Одно окошко для туров в башню (самим подниматься нельзя, но тур интересный), другое для информации. В окошке с турами мне сказали, что в башне нынче играют свадьбу, поэтому туры будут только через 4 часа. Нифига себе, подумал я себе, не только в пост-ссср такое возможно - закрыть музей от туристов из-за чьей-то свадьбы. Я попытался узнать, как добраться до замка, с чем был послан в соседнее окошко, потому что дама, отвечающая за экскурсии на башню и прожившая, видимо, всю жизнь в Утрехте, не смогла сказать, как добраться до самого примечательно места в округе. Узнав все же, где и куда, я пошел на автостанцию, поймать автобус до замка Хаар .
Тут опять сказалась мерзкая привычка голландцев помогать всем и вся если даже они не в курсе, чего от них хотят. Благодаря добрым местным укурышам разного возраста я проблуждал минут 15 по округе, прибиваясь к неверным остановкам. В конце концов на вокзале в информационном окошке (!) мне сказали где МОЖЕТ БЫТЬ автостанция (прямо в здании вокзала вообще-то) и посоветовали спросить там. Оказалось, что автобус ходит раз в час (это я узнал позже) и я опоздал на пять минут(это я узнал еще позже). Купил ленту билетов (рекомендую вместо оплаты при входе - экономит) и пошел поискать поесть. Скажу сразу - дерут деньгу голландцы за жратву (и вообще) почище многих других. Вообще же поездка получилась неожиданно дорогостоящей (забегая вперед, дабы сдержать ваши улыбки, - на Красных Фонарях я покупал только китайскую еду).
Автобус в конце концов домчал меня за полчаса до неприметной станции Haarzuilens-Kasteel (спасибо голландцам за громкоговоритель в автобусе, объявляющий остановки, пусть даже и гнусавый, как Гаврилов), откуда примерно километра надо топать через лесопосадку к замку (присутствует один большой указатель).
Замок оправдал все ожидания - великолепная постройка, замечательное окружение цветочным парком и природой.
На входе меня спросили, хочу ли я погулять по парку, или экскурсия в замок нужна? Впервые меня небезосновательно задавила жаба, но я согласился на экскурсию. Мне было объявлено, что следующая будет как раз через час и мне повезло, что так скоро. Жаба победно квакнула и я сказал кассиру (в доброжелательном стиле), что в гробу я видел эти интерьеры и парка мне хватит. Мне, надо отметить, хватило.
Последовав примеру bulka (чертов пиар ;) ), я сделал несколько инфракрасных снимков этого места. Пока приведу один:
Замок упоминается в источниках 1391 года. Более 100 лет назад замок отреставрировали (начали в 1892 году) и частично перестроили. Однако реставрировали уже раз перестроенный замок - в 1482 году в результате легкой ссоры между покровителем убогих - епископом - и добрыми набожными прихожанами из Утрехта замок был разрушен и затем перестроен. Работы по реставрированию-перестройке ведутся и сейчас.
Перед замком расположен сад
А вокруг - парк, где обитают черноголовые утки, лебеди и аисты.
Покружив вокруг замка, я двинул на остановку автобуса, решив сделать запас по времени (все же раз в час - это редко). Правильно сделал - позднее я узнал поближе эту привычку голландских автобусов проезжать остановки раньше расписания. Автобус пришел за 5 минут до официальной версии и от опоздания меня спас какой-то фиат, который никак не мог с автобусом разъехаться на перекрестке. Он пытался сдать назад, но сзади джип с тормозами внутри не догонял, что надо отъехать тоже... В общем, я успел приехать к открытию экскурсии на башню Domtoren.
Экскурсия интересная, гид много сведений выдает. Первый ярус башни - часовня епископа. Имеет несколько запасных выходов, засад, спроектирована с учетом осады и обороны от штурма. Бог, как говорится, простит, а вот люди могут не понять добрых намерений и на кол посадить. Завистники опять-таки. В общем, легко можно стать мученником и через пару столетей быть объявленным святым, но не такая участь прельщала последователей нищих проповедников христианства начала нашей эры. Сейчас в часовенке епископа проводят торжественные свадьбы и рейв-вечеринки. Не часто, как сказал гид. Ди-джей с аппаратурой помещается на кафедре метрах в 5 над полом и чувствует себя повелителем хомячков, очевидно.
Следующий ярус отводился звонарю и был долгое время самой высоко расположенной квартирой в Нидерландах (а может, и в Европе - не помню точно). Там есть еще история про самый высоко расположенный паб, куда поднимались (а это уже фейк) по веревочной лесенке, но желающие пусть услышат ее от гида непосредственно. Потом надо долго карабкаться по винтовой узкой лестнице наверх, к колокольне, где расскажут, как звонили раньше и как сейчас (одинаково), где расположены многотонные колокола разных веков ( 15 век, например, 8 тонн). Колокола имеют имена и назначение. Самый большой, например, звенит раз в год (какой-то праздник) и в день смерти королевы.
Это маленькие - музыкальные, по несколько сотен кг.
Потом опять наверх по узким ступеням и вот мы на вершине.
В солнечный день видно было бы Амстердам и Роттердам, однако погода в Голландии всегда изменчива - солнце-тучи-дождь, с периодом в 10 минут.
Без комментариев, новости все смотрят ведь...
По мутным каналам рассераяю каякеры.
В саду на территории собора бродят ничего не подозревающие посетители.
Спустившись, побродил под дождиком и через Заандам поехал в Ассенделфт, где отдыхал от отдыха.
Не переключайте ваши приемники, продолжение следует!