Плывем дальше по Гранд-каналу от Сан-Марко к вокзалу. Как и в прошлый раз, я даю комментарии к зданиям на фотографиях, о которых смог разыскать какие-то сведения. В прошлый раз мы остановились на срединной точке города возле моста Риальто и дома Леонарди Лоредана. Следующий landmark по курсу - потрясающий Ка д\'Оро. Это тот редкий случай, когда здание никто не называет ни дворцом, ни палаццо, только "ка".
Мне, к сожалению, никак не удалось снять его ровно с фронта. Но фотографий Ка д'Оро в интернете более чем достаточно. Построено здание в 1428 году для семейства Конторини, которое дало Венеции целых восемь дожей в период с 1043 по 1676 год. Здание - выдающийся пример венецианской готики. Переводится Ка д'Оро как "дом из золота". Сейчас золота нет, но 600 лет назад им были декорированы отдельные элементы фасада. Дворец намеренно асимметричный, однако интересно, что часть этой асимметрии - ошибки архитекторов. Мраморная облицовка фасада подлинная, в частности (жаль, на этом снимке плохо видно), между вторым и третьим справа окнами на верхнем этаже расположен герб семейства Конторини. Вот как его высекли в 1430 году, так он там и висит с тех пор и смотрит на Гранд-канал внизу.
Вблизи здание выглядит просто невероятно, красота неописуемая. Однако в истории Ка д'Оро есть одна неприятная страница. В 1846 году дворец купил один из князей Трубецких и подарил его знаменитейшей балерине того времени Марии Талиони. Она блистала в Мариинском и Большом. Подлинная космополитка, рожденная в Стокгольме, Талиони поработала на всех ведущих сценах Европы. Слава ее была невероятной. Все биографы приводят историю о том, как после одного концерта ее туфельки были проданы с аукциона за 200 рублей (очень приличные деньги), и разгоряченные балетоманы зажарили их с пикантным соусом и съели. Подарок в виде лучшего венецианского дворца даже как-то бледно смотрится на фоне этой легенды. Однако Мария не знала, что делать с Ка д'Оро, и передала его дочери. Та наняла какого-то передового инженера, который снес все старинные навороты нафиг. Были уничтожены золотые панели, давшие название дворцу, внутренняя лестница, а отбитый с дворца старинный мрамор продавался на вес тоннами. В итоге получилось среднее функциональное здание. Через пятьдесят лет оно перешло к барону Джорджио Франчетти, который потратил всю жизнь на восстановление того, что было разрушено за два года ремонтных работ. Под конец своей жизни, в 1922 году, Джорджио Франчетти передал дворец Италии с условием, что внутри будет музей. В нем сейчас неплохая картинная галерея, которую я рекомендую к посещению.
На снимке вы видите туристов на балконе дворца. А вот что видят сами туристы:
Вид на Гранд-канал с балкона Ка д'Оро.
Еще одна фотография из дворца Ка д'Оро. Я почему-то не стал фотографировать другие объекты, задержавшись только на этой фигурке. Крылатый лев - символ Венеции.
Несколько фотографий, сделанных на пути от моста Риальто к Ка д'Оро:
В палаццо Фонтана сейчас роскошные апартменты. В дворце сдается одна квартира на третьем этаже (самые высокие окна) площадью около 400 квадратных метров, состоящая из гостиной и четырех спален плюс одна бонусная комната, которую можно использовать как специальное помещение для гувернантки ваших детей. Построен дворец примерно 420 лет назад. Как особенную и несколько странную отличительную черту палаццо Фонтана все справочники отмечают, что в этом доме в 1693 году родился будущий папа Клемент XIII, а что этот папа хорошего сделал, то мне неведомо.
В этом здании располагалось бывшее турецкое гетто (бывает и такое явление в природе). Вообще, здание одно из самых старых в Венеции, оно построено в первой половине XIII века, почти 800 лет назад. В 1381 году Республика выкупила дом в собственность как резиденцию для именитых гостей. В начале XVII века было решено отдать галереи дворца под общагу для турецких торговцев, а впоследствии всех турок, как прибывающих временно, так и живущих постоянно согнали в это здание уже насильно. Все гетто в Венеции уничтожил Бонапарт, но турецкая община продолжила пользоваться зданием до 1838 года. Затем примерно 150 лет здание пребывало в плачевном состоянии, и вот недавно его отреставрировали. Сейчас внутри музей Естествознания.
Приплыли. Этот отель расположен возле вокзала. Здесь Гранд-каналу конец, и можно плыть на вапоретто обратно к Сан-Марко. Что мы и сделаем, потому что я не успел сфотографировать и половины дворцов, которые надо было бы запечатлеть. А вообще я по Гранд-каналу плавал раза четыре, не считая маленьких перебежек от пристани к пристани. Это фантастическое удовольствие.
Мне сложно понять, почему в моем родном Петербурге нельзя организовать такие же водные развлечения. Зазывалы орут в мегафоны у дома Энгельгардта, мол, давайте, горожане и гости нашего города, полезайте в шлюпки, ужо мы вам покажем. Но никто особенно не лезет. Все время своего пребывания в Венеции я напряженно пытался понять, почему в Питере все немного не так, но законченного ответа я не нашел. Лишь какие-то разрозненные идеи приходят в голову. Вот если бы градоначальником был я, что бы я сделал, чтобы привлечь туристов? Или, может быть, задача градоначальника, наоборот, состоит в том, чтобы НЕ привлекать слишком много туристов? Мой город сказочно разбогател и похорошел за последние десять лет, я с удовольствием гуляю по его отреставрированному центру, Дворцовой и каналу Грибоедова, выхожу на набережные, любусь прекрасными мостами. Все выглядит просто зашибись! Но турист где? Где вапоретто, отходящие от пристаней раз в две минуты, где обширные пешеходные зоны, где фаст-фуды, в которых не надо стоять по полчаса в очереди? Незадача какая-то.
Так, вернемся в Венецию.
Этот снимок сделан с террасы музея Гугггенхайм. Племянница Соломона Гуггенхайма по имени Пегги предпочла Венецию Нью-Йорку, купила дворец на Гранд-канале и устроила в нем уменьшенную реплику знаменитого музея. Все знают про музей Гуггенхайм в Нью-Йорке? Это один из лучших и самых больших музеев мира, посвященных в основном (но не только) современному искусству. В нем внутри очень необычный дизайн в виде огромной спирали с первого этажа до высотной крыши , и вдоль этой спирали развешаны картины. А крыша вся стеклянная. Там здорово внутри, мне очень нравится.
В Венеции музей Гуггенхайм во много раз меньше, но там есть несколько удивительных шедевров. Будете в Венеции - загляните. Сначала это была независимая галерея. Коллекции нью-йоркского и венецианского музеев объединились под один менеджмент в 1969 году. Прах Пегги Гуггенхайм (она умерла в 1979) захоронен в садике музея ее имени.
Потешная скульптурка, стоящая на терассе музея. Типа Дон Кихот, что ли, который скучает по своей Дульсинее.
Еще раз набережная рядом с мостом Риальто, только ночью.
Слева опять палаццо Конторини, только другое. Каждый раз, когда кто-то из Конторини становился дожем, он, естественно, переселялся во дворец Дожей. И вот дальше я не усматриваю логику: почему-то новый дож сразу начинал строить себе новый дворец. Наверно, к пенсии. Поэтому всего дворцов Конторини в Венеции десять штук, а то и больше. Из известных нам людей в палаццо Конторини жил Игорь Стравинский. Правое здание, которое я лично нахожу более красивым, называется палаццо Брандолин. В нем сейчас художественная галерея и отель.
Гранд-канал и мост Риальто как его видел Каналетто около 300 лет назад.
Всего по берегам Гранд-канала построено более 170 дворцов. Я показал хорошо если штук двадцать из них. Если отвлечься от сухих справок, еще раз могу могу сказать, что более невероятного, более красивого водного пути мне пока видеть не доводилось.