В этой главе наличествуют в основном красивые фотографии без текста. Мы садимся на вапоретто номер один у площади Сан-Марко и - чух-чух-чух - плывем потихоньку к железнодорожному вокзалу, перебегая от одного борта к другому. Там, где я смог узнать названия дворцов, я буду их давать просто для справки. Но некоторые снимки останутся без подписи - уж не обессудьте. Кто что-то узнал, напишите мне, пожалуйста, я подправлю текст.
Удачный снимок недалеко от точки старта из-под моста Академии. Через Гранд-канал перекинуто три моста, это первый, если считать от Сан-Марко. Церковь в лесах на заднем плане - знаменитая Мария дель Салюте, визитная карточка Венеции. К сожалению, нам не повезло, и сфотографировать ее отдельно не представилось возможности из-за реконструкции. На первом плане Палаццо (дворец) Кавалли-Франкетти постройки 1565 года. Кавалли - родовитая венецианская семья, а последний хозяин дворца барон Раймондо Франкетти был зятем Соломона Ротшильда. Тем в основном и прославился в веках. В 1922 году вдова Франкетти Сара-Луиза Ротшильд передала дворец городу под Институт Возрождения Венеции, который впоследствии трансформировался в Венецианский Институт Науки, Литературы и Искусства.
За Палаццо Кавалли-Франкетти стоит дворец постройки 1425 года, принадлежавший исходно именитой семье Барбаро, засветившейся в летописях с девятого века. В конце XIX века этот дворец у обедневшей семьи Барбаро выкупил родственник американского художника Джона Сарджента, после чего дворец стал местом встреч известных художников со всего мира. В нем останавливались сам Сарджент, Вистлер, Моне и множество других рангом поменьше.
На венецианском наречии "дворец" будет "ка". Достаточно странно, что некоторые дворцы, вроде дворца Барбаро, в путеводителе могут называться либо "Палаццо Барбаро", либо "Ка Барбаро", а некоторые дворцы будут только "ка" и никаких "палаццо".
Дом с большой красивой стекляной мозаикой принадлежал Антонио Салвиати, адвокату, который в 1859 году забросил свое чернильное дело и организовал первое массовое производство венецианского стекла на острове Мурано. Вообще стекло на Мурано выдували с незапамятных времен, но шло оно исключительно в дома тогдашних миллионеров. Салвиати поставил производство на поток и сделал продукцию этого промысла доступной простым стотысячникам. Сейчас средняя муранская вазочка стоит каких-то жалких 800-1200 евро. Без Салвиати она бы стоила в десятки раз дороже.
Думаю, этого человека венецианцы очень не любили при жизни. За опошление и принижение чистого искусства.
Один из дворецов Барбариго также украшен мозаикой венецианского стекла. Это не случайно: во дворце была штаб-квартира и магазин ведущей фабрики стекла Pauly & C. - Compagnia Venezia Murano - сильно укрупненной компании Антонио Салвиати.
Дворец Бальби. Он печально известен тем, что заказчик дворца, Николо Бальби, умер, не дождавшись конца строительства, простудившись в ходе купания в Гранд-канале во время инспекции строительных работ. В настоящий момент дворец Бальби принадлежит мэрии Венеции.
Картина Каналетто "Вид на Гранд-канал от Палаццо Бальби", 1724 год. Петербургу, Северной Венеции, всего 21 год. Так странно видеть совпадение современной фотографии и картины с натуры трехсотлетней давности. Италия, вечность, что еще сказать. Дамы на балкончике смотрятся вне времени.
И это тоже Каналетто, работа "Регата на Гранд-канале", 1735 год. Почти сто лет спустя на балконе дворца Бальби такую же регату будет наблюдать Наполеон в 1807 году. Венецианская регата проводится ежегодно в первое воскресенье сентября начиная с 1315 года. Правда, в самый первый раз регата состоялась 10 января. Очень эффектные фотографии регаты доступны по этой ссылке. Современный вид венецианская регата приобрела в 1489 году, когда Венецианская Республика присоединила к себе Кипр. После этого королева Кипра Катерина была вынуждена переселиться в Венецию на ПМЖ. В честь того события венецианская регата обрела черты торжественного парада.
А так выглядит времяпрепровождение на венецианских балкончиках сегодня. Практически ничего не изменилось.
Балкончик, на котором сидит пара с предыдущей фотографии, расположен прямо под террасой. Если приглядеться, на этом снимке можно рассмотреть ту же парочку. В оранжевом здании, объединяющем террасу с пятиэтажным комплексом, сейчас отель. Это тоже палаццо Барбариго, только другое. Чтобы отличать, его называют "дворец Барбариго с террасой". Любопытно, что в 19 веке хозяева дворца сильно поиздержались и стали торговать росписью направо и налево, чтобы свести концы с концами. А расписывал домик Тициан. Большая часть полотен из этого дворца попала в Россию.
Слева от отеля стоит красное палаццо Пизани-Моретта середины XV века (постройка около 1450 года). В нем останавливался Павел Первый - оказывается, он тоже гостевал в Венеции. В настоящий момент дворец можно снять для торжественных приемов. Верхняя зала вмещает до 90 гостей. Свадебку можно сыграть скромную или корпоративчик небольшой сбацать... Интерьеры дворца расписаны известным художником Тьеполо. Я лично не знаком близко с его творчеством, но фамилию слышал.
Это здание как-то связано с Биеннале Венеция. Традиция Биеннале возникла в 1895 году, и сейчас Венецианский фестиваль, проходящий раз в два года, является, возможно, самым крупным культурным событием в мире. Он включает в себя секции театра, музыки, танца, кино, архитектуры и современного искусства. Мы более или менее знаем только про кино.
Дворец Пападополи, в котором одно время жила семья Тьеполо. Тем же Тьеполой и расписан. Говорят, внутри там очень красиво, но, в отличие от многих венецианских дворцов, этот по-прежнему находится в частном владении наследников братьев Пападополи, купивших дворец около 1800 года.
Палаццо Гримани ди Сан Лука - одного из венецианских дожей (1521-1523). В таком виде дворец был закончен после смерти Гримани в 1575. В настоящее время во дворце расположен Венецианский Аппеляционный Суд.
И вот мы плыли-плыли и приплыли к мосту Риальто. Это географический центр города.
Первое название этого места Rivo Alto, я уже писал об этом во второй части. Озаботившись расшифровкой, я выяснил, что это словосочетание переводится, скорее всего, как "высокий берег". Хотя вроде бы не такой уж он и высокий, все как везде. Наверно, 1200 лет назад эта точка была выше остальных, расположенных по берегам прообраза Гранд-Канала. Мосту Риальто в современном виде уже более 400 лет. Он был открыт в 1591 году. Предыдущий мост был деревянный, и он часто разрушался.
Ниже три фотографии зданий у подножия моста Риальто.
Красное здание - отель "Риальто".
А на этом здании фамильный герб и табличка дожа Венеции по имени Леонарди Лавредани (Лоредана). Может быть, дож лично жил в этом доме или на этом месте находился его дом - я не смог уточнить происхождение таблички. На долю Лоредана выпало очень бурное правление, полное войн, нескончаемых поражений и закончившееся, в конечном счете, блистательной победой, отыгравшей если не все, то многие потери Венецианской Республики. Но не своими воинскими и дипломатическими заслугами известен этот дож широкой публике. Лоредан умер в 1521 году в возрасте 85 лет, и ничего бы мы о нем не знали, если бы не этот портрет, наверняка знакомый кому-то хотя бы по репродукциям:
На репродукции портрет дожа Леонарди Лоредана кисти гениального Джиованни Беллини. Оригинал работы, датированной 1501 годом, хранится в Лондонской Национальной Галерее.
Источники информации: [1] Wikipedia [2] Web Gallery of Art, www.wga.hu [3] Your Wedding in Venice, www.yourweddinginvenice.com/ [4] La Biennale di Venezia, www.labiennale.org