Наверно, Милан стал единственным городом в Италии, где мы поступили банально, и, как большинство туристов, первым делом отправились осматривать Кафедральный собор во имя Девы Марии Нашенте, более известный, как Дуомо или Миланский собор. И ни чуть не пожалели, ибо архитектурное творение красивее него сложно себе представить. А, забегая вперед, скажу больше: даже знаменитый кафедральный собор во Флоренции восхитил меня не так сильно.
О том, что у Миланского Дуомо 135 шпилей, я прочитала заранее. О том, что он третий по величине в мире после собора святого Петра в Риме и Дуомо в Севилье, я тоже знала. Но разве могут сухие факты из книги соперничать с увиденным собственными глазами?! Пожалуй, не хватит слов, чтобы описать его словами. Для этого, дорогие читатели, вам придется самим посетить Милан, потому что даже фотографии не передадут всей красоты этого шедевра.
Впрочем, некоторые цифры тоже могут мощно бить по мозгам. Как вам, например, то, что снаружи собор украшен 2245 статуями? Я, признаться, это даже представить не смогла, если бы не стала очевидецей. Статуи святых, сцены из библейских сюжетов, фантасмогоричные животные. Каждая из них сделана настолько тонко и изящно, что хочется стоять и стоять рядом, рассматривая каждый изгиб, каждую морщинку, мимику и выражения лиц, детали одежды и элементы оружия.
Двери.
Меня поразило, что Миланский собор, строившийся на протяжении пяти веков (с 14 по 19), несмотря на то, что архитектурная мода сильно менялась, в результате был возведен именно по первичному плану. Возможно, поэтому он и выглядит так гармонично и совершенно. Внутри он тоже великолепен.
Высокие потолки и своды, принятые именно в готических соборах, колонны, огромный орган. Мы смогли попасть на службу и послушали его немного. Здесь собраны десятки реликвий: надгробный памятник Джан Джакомо Медичи работы скульптора Леони Леони, деревянное распятие, которое было выполнено специально к процессии 1576 года, посвященной тому, чтобы чума миновала Милан, и даже Святой Гвоздь. Его, по легенде, использовали при распятии Иисуса. Правда, увидеть Гвоздь можно только один раз в год - 14 сентября, когда он выставляется к поклонению верующих. На одной из стен висит большая таблица, выгравированная по камню - перечень Миланских архиепископов с 51 по 2002 годы. Все их имена и фамилии, без единого пропуска - все 143 человека. Это потрясающе! Ведь кто-то на протяжении всей истории Христианства собирал их данные, вел картотеку... Кстати, внизу таблицы еще есть много места и для имен будущих епископов...
Некоторые религиозные деятели тут похоронены.
Но самое сильное впечатление на нас с Антоном произвело то, что мы увидели на крыше Миланского собора. Еще в детстве у меня была мечта. Когда родители возили меня по разным городам и весям, я всегда смотрела на купола храмов и думала: "Как было бы здорово забраться на крышу, прямо под купол, и посмотреть, что там!". И вот, мечта, наконец, сбылась. На крышу Миланского собора можно было не только подняться, а даже погулять по ней. Причем сделать это предлагалось по лестнице или на лифте.
Архитекторы Миланского собора придумали потрясающую вещь - они оборудовали его крышу, как террасу. Когда вы поднимаетесь на нее, то перед вами в непосредственной близости (в нескольких метрах, а то и еще ближе) предстают все его 135 шпилей. Они, словно каменный лес, возвышаются вокруг. А вы можете чуть ли не потрогать их руками.
Тут же - статуи библейских персонажей, ангелов и химер. Но они не где-то там далеко-далеко, а снова рядом! И снова вы можете рассмотреть их в мельчайших подробностях. Вы можете обойти по периметру всю крышу и увидеть все, что там есть, с совершенно разных ракурсов. Это будут абсолютно новые ощущения! По крайней мере, я не испытывала подобных никогда!
А снизу перед вами будет Милан, его центр, его соборы и дворцы - всё с высоты птичьего полета!