Пока ждут своей очереди обещанные посты про Сан-Джеминиано и фотографический флешмоб (да, да, да, я не забыла, я просто тяну. кота. за хвост), напишу-ка я лучше про наскальную живопись в Италии. О том, что в провинции Бергамо находится один из крупнейших памятников первобытного искусства, я узнала из самой обычной карты, потому как путеводители про него как-то скромно молчат. Но вот значок ЮНЕСКО напечатанный рядом с названием богом забытой деревни Капо ди Понте (Capo di Ponte) привлек моё внимание, и было решено провести вылазку с тем, чтобы узнать, что же за ним скрывается.
Первым делом я вылезла в интернет, на сайт ЮНЕСКО, который оказался на удивление неинформативен и, за исключением нескольких фотографий многогодичной давности, практически не сообщал ничего нового. После призыва на помощь Гугля всемогущего картина начала проясняться, но закончила она это делать достаточно быстро. Кроме пары описаний в блогах упоминания этого памятника всемирного наследия практически ничего откопать не удалось. (Зато удалось найти какую-то ересь о том, что там изображены контакты первобытных людей с инопланетянами) Так что, для утоления естественного любопытства пришлось вылезать на природу, чтобы собственноручноглазно лицезреть шедевры первобытных художников.
В общем, итальянцам можно поставить большую и жирную двойку за то, что они так обращаются с памятниками. То ли им закрыли финансирование за разгильдяйство и они в отместку решили убрать все указатели, чтобы дорогу к ним смогли найти только самые упёртые, то ли это такой дикий способ уберечься от толп туристов, чтобы сохранить петроглифы нетронутыми.
Да, еще наверное по доброй итальянской традиции, у парка стопитьсоттысяч названий, что затрудняет поиск информации, особенно не об искусствоведческих достоинствах, а ответов на простые вопросы - как туда добираться и где это все искать - на доступных языках. Итальянский мне в теории не доступен, но если бы на нем что-то было написано - думаю тот же самый вышеупомянутый всемогущий помог бы с переводом. Итак, названия. Судите сами: Val Camonica, Valcamonica (это не моя описка, они сами то вместе название пишут, то в два слова), Parco Nazionale Incisioni Rupestri, Naquane national park. Выбирай - не хочу.
Скажу сразу, в первобытной живописи я ни разу не разбираюсь и видела петроглифы вообще впервые в жизни. Если честно, то я думала, что они будут выдолблены в скалах, скалы будут вертикальные, рисунки будут плохо видны, и вообще, это будет сомнительное удовольствие. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что это совсем не так, поэтому если мои комментарии покажутся кому-то оскорбительно-наивными, попрошу сдержать праведный гнев и умилиться незрелости автора.
Сначала стоит рассказать про сам памятник. Его открыл в начале прошлого века географ из скучнейшего итальянского города Брешия (Brescia) Walter Laeng. В 50-х годах многие тысячи рисунков были каталогизированы, и с 79 года это все добро было включено в список всемирного наследия. В основном наскальные рисунки находятся в долине реки (название не нашла, но может быть Камоника) в Итальянской части Альп. Все наследие включает в себя и не сосчитаешь сколько 140 000 рисунков - верю интернету, сама не проверяла. Рисовать там начали еще в палеолитическом периоде и делали это в течение следующих 8 000 лет. Для любителей археологии и прочих доисторических наук внизу будут ссылки, ну а мы тут пока фотографии посмотрим.
Указатели входа в парк. Стоят практически за двести метров, а то каким же чудесным образом жаждущие приобщиться к наскальной живописи должны добираться до этого самого места - не ясно, но в прочем, я об этом уже говорила.
Сначала когда видишь эти рисунки, и не сразу соображаешь, что тут к чему и кроме олешков с рогами как новогодняя елка практически ничего и не различаешь, но потом постепенно приходит понимание того, что и как нарисовано.
Вот здесь, кажется, поймали оленя. И радуются - руки вверх поднимают
Чё-то столпились все. Может, зоопарк тут у них?
Вот так выглядят скалы, на которых кузнец Вакула, лучший маляр во всем околотке неизвестные первобытные художники искали средства самовыражения.
Там сверху кажется на демонстрацию собрались - с флагами и транспарантами.
А тут бравый охотник оседлал свою не менее бравую лошадь и метнулся вслед за ёлкорогими оленями. Только вот копьё почему-то в другую сторону направил. Молодой еще наверное, неопытный.
Вот, тут уже народ постарше собрался, знает что к чему.
Здесь тоже охотники и снегоступ, который на самом деле оказался сетью для ловли оленей. (да, это не у меня цвет в глазах уехал, отчего я фотографию синюшной сделала, просто камень этот в глубокой тени находился.)
Охотники на лошадях. Знатные такие лошадки, откормленные.
Как гласят поясняющие надписи - танцующие тети. А в правом углу наверное бубен.
Это тоже плящущая барышня. То ли откололась от коллектива, то ли она у них заводила и командует парадом танцами. Чем больше я присматриваюсь к этой картинке, тем больше мне кажется тут изображено барышень, сейчас вижу троих.
В общем, вот так наскальные рисунки выглядят в общем плане. Эта скала - одна из самых главных в парке.
Здесь кажется кто-то кого-то ловит.
Домики. Причем практически все двухэтажные или на сваях. У некоторых даже были лестницы нарисованы. Интересно, что это за торчалки на крышах?
Дядечка. Он занят очень важным делом - отгоняет живность от хатки. Хатка насупилась и сделала руки в боки.
Что это мы все о скалах да о скалах. Давайте-ка я развиртуализируюсь немножко. А заодно вопрос - сколько хаток изображено на картинке?
Лопатки-копатки. Назначение их мне осталось неясным. Ритуальные какие-то сооружения?
Тут как будто бы охотники отгоняют олешков от священных лопаток.
А тут вообще ничего не понятно. Лопатки наступают?
Да, хотела спросить, чудится ли вам в фотографиях перешарп так, как он чудится мне? Постараюсь оправдаться - условия не самые простые, на изначальных кадрах было очень-очень мало контраста. Так что надеюсь, что не переборщила.
Лабиринт.
Какая-то, извините, ... штуковина. Может, опять лабиринт?
Колесница с конями. Обратите внимание на то, как расположены ее колеса. У художника - несомненный дар к доходчивому изображению многогранной действительности ;)
С гитарой и шпагой, с мечом и щитом
А здесь фигурки (было 4 шт на самом деле, но в кадр влезли только трое) в очень странной позе, как будто бы на полусогнутых ногах. И расположены они примерно на равном расстоянии друг от друга. В общем, ничтоже сумняшеся, рискну предположить, что это доисторическое соревнование по спуску с гор на лыжиках.
Один из спортсменов крупнее. Ну правда, что можно делать в такой позе, кроме как ехать на лыжах?
Традиции первобытного гостеприимства - Иван Иванович пришел к Ивану Никифоровичу. Кажись чего-то принес.
Дядечка в галифе и первая доисторическая модель - смотрите, ноги какие длинные у правой фигурки.
А это чоловик. Мущщинко.
Первобытные люди, видимо, очень любили всякую живность. Козликов вот таких, например.
Или коняшек.
А вот лиса. Поймала кого-то. Может, змеюку.
Собака? Мне кажется, что похоже.
Ослик
Некоторые камни стоят в специально отведенном доме-хранилище, который итальянцы помпезно назвали антиквариумом (только мне кажется, что там должна быть вода?). Наверное изначально они находились далеко от этого заповедника и были перенесены сюда.
Тут тоже все пляшут.
Часть рисунков в путеводителе не описана, поэтому выдумываем кто во что горазд. Мне здесь видится параплан.
А здесь - пятиконечная красная звезда
Соска-пустышка
После разглядывания таких рисунков в большом количестве неожиданно начинаешь видеть образы в самых обычных следах стекающей по камню воды. Вот тут, например, мне видится черт, с хвостом и палкой, на хвосте у него пампушка, а за ним идут две фигуры в длинных одеждах.
А тут мне видятся три овцы на длинных ногах. Доктор, это клиника, да?
На закуску парочка фотографий видов, которые открываются с некоторых скал
Тут домиков находить просить не буду, но поверьте, они есть
Да, если у вас вдруг появятся варианты, что изображено на рисунках - поделитесь. До смысла некоторых мне так и не удалось дотумкать.
Ну что, надеюсь, ни у кого руки не употели мышь крутить? За сим позвольте объявить устную благодарность за внимание и долготерпение, виртуально пожать вашу руку и раскланяться.