Как я недавно подтвердил свою догадку, в самом деле большинство читателей моего журнала ждут фотографий (или «картинок») из Санкт-Петербурга, «Северной Венеции» (ещё говорят «очей моих очарование»). Кое-что интересного этой осенью удалось снять и, до Нового года, который уже так чувствуется вокруг, я обязательно сделаю небольшую подборку фотографий моего родного города в осенних и первых снежных красках.
Но сегодня я «созрел» на первую публикацию фотографий другой Венеции, настоящей Венеции. За три дня, проведённых там в феврале этого года, было сделано множество фотографий и, как обычно делают новички в этом городе, тут нет чего-то невиданного или небанального. Тем не менее, уже обработано почти полторы сотни картинок, которые очень хочется показать, и, видимо, публикация растянется на много серий. Сегодня будет первая двадцатка. Желаю вам приятного просмотра!
Прежде чем показать сами фотографии не могу удержаться от небольшой цитаты из эссе человека, очень любившего этот город:
[I]«На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее. Рельефы становятся мягче, колонны круглее, капители кудрявее, карнизы четче, шпили твёрже, ниши глубже, одежды апостолов складчатей, ангелы невесомей. На улицах темнеет, но ещё не кончился день для набережных и того гигантского жидкого зеркала, где моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады, не щадя ни твоего лица, ни мимолётного облака. «Изобрази»,- шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы или вернувшись в родной рай фронтона Сан-Закариа после долгого космического перелёта.
И ты чувствуешь усталость этого света, отдыхающего в мраморных раковинах Закариа час-другой, пока земля подставляет светилу другую щеку. Таков зимний свет в чистом виде. Ни тепла, ни энергии он не несёт, растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах. Единственное желание его частиц — достичь предмета, большого ли, малого, и сделать его видимым. Это частный свет, свет Джорджоне или Беллини, а не Тьеполо или Тинторетто. И город нежится в нем, наслаждаясь его касаниями, лаской бесконечности, откуда он явился. В конечном счёте, именно предмет и делает бесконечность частной.»[/I]
Каждый день в Венеции делают десятки или сотни тысяч фотографий — красивых и обычных, интересных и разных. Но красота, гениальность и «изобразительность» этих строчек Иосифа Бродского не хуже самых лучших фотографий.
01. Вся ценность этого кадра в том, что он был сделан в Венеции первым.
02. «На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее».
03. Улица Rio Terà San Leonardo.
04. Вид с моста Ponte dei Bareteri.
05. Очень симпатичная траттория.
06. Старые Прокурации (здания государственных ведомств Венеции).
07. Площадь Святого Марка.
08. Галерея старых Прокураций.
09. Колокол на Часовой башне Святого марка. Сто лет назад о них писал Александр Блок: «На башне, с песнию чугунной, гиганты бьют полночный час».
10. Дворец Дожей.
11. Собор Святого Марка.
12. Закоулки Венеции.
13. На некоторые улочки можно попасть только на лодке.
14. Эта улица ведёт к Риальто.
15. «Затем небо на мгновение затмила гигантская мраморная скобка моста, и вдруг все залил свет».
16. Мост Риальто, самый древний в Венеции.
17. Классический вид Большого канала.
18. Палаццо деи Камерлинги, первоначально — дом городских казначеев (camerlinghi), затем был государственной тюрьмой.
19. Банальный вид на Большой канал в одну сторону.