Концентрационный лагерь Дахау, точнее музей на его месте, я хотела посетить еще в свой первый приезд в Мюнхен. Но тогда после посещения сказочных замков осталось очень мало времени. Поэтому первой моей целью в эту поездку был именно Дахау, благо и находится он недалеко от Мюнхена. Итак, как добраться: сесть в метро на линию S2, выйти на станции Dachau, сесть на автобус 724 или 726, которые идут прямо до касс мемориала, либо можно пройтись пешком, как это сделала я. Время в пути до городка Дахау – минут 20, от вокзала до лагеря: пешком – 30-40 минут, на автобусе – 10 минут.
В своей жизни я очень мало сталкивалась с «живыми» памятниками Второй мировой и Великой Отечественной. Росла я в районе, который считался тылом, мест боевых сражений или районов оккупации поблизости нет, конечно же. Кое-куда ездили еще в школе, а после окончания школы сама я никуда не ездила. Так что, можно сказать, что Дахау – мой первый опыт. Может быть, именно поэтому мне было достаточно тяжело все это видеть.
Место, где сейчас расположен музей, является, по-существу, лишь частью прошлого лагеря, причем его меньшей частью. В период войны лагерь был в 3 раза больше, чем то, что сейчас можете увидеть вы.
Однако это увеличение было за счет земли, где жили эсесовцы и где работали заключенные. Сейчас эти площади заняты самим городом, и в домах, которые строили заключенные для эсесовцев и в которых те жили, сейчас живут простые немцы. Я когда это узнала, меня немного передернуло, но это наверняка русская кровь воспротивилась, ведь вроде что тут такого, дома – они и в Африке дома.
А вот земля, где размещались бараки для заключенных и крематорий, сейчас является музеем под открытым небом. (Карта http://www.kz-gedenkstaette-dachau.de/memorial/topography.html). Немного из истории лагеря (более подробно можно найти в Википедии и http://www.kz-gedenkstaette-dachau.de/index-e.html). На сколько я могу судить, это был первый концентрационный лагерь, основанный нацистами практически сразу после прихода к власти в марте 1933 г. И сначала заключенными здесь были сами же немцы – в основном политические оппоненты Гитлера. Первые иностранные заключенные в лагере появились в 1938 г. после аннексии Австрии, ну а там, как говориться, покатилось: чехи, цыгане, поляки, евреи, все народности СССС и др. В музее лагеря (располагается в бывшем административном здании, где, в частности были и бани) каждому народу, представители которого были в Дахау, посвящен стенд.
Сначала условия жизни в лагере были довольно-таки сносными, после начала войны они резко ухудшились. Кроме того условия жизни евреев и советских людей были самыми тяжелыми. Так медицинские опыты (стали проводиться в лагере после начала Великой отечественной) проводились только на них. Кроме того, на советских военнопленных не распространялись гарантии Красного креста. В аудиогиде по лагерю есть записи нескольких бывших советских солдат. Один из них рассказал, как им тогда помогали французы, которые могли получать продовольственные посылки. Слушая рассказы этих людей, а также многих других, прошедших через лагерь, и стоя посреди Roll-call площади (о ней чуть ниже) испытываешь такое, что просто невозможно описать словами. В лагере погибло больше всего именно евреев и русских. Причем точное их количество до сих пор не известно, т.к. многих уничтожали без регистрации. От них остались только безымянные общие могилы. Это место. где производились расстрелы и массовые захоронения.
Начинался непосредственно лагерь здесь. Проходя через этот мост через небольшую речушку (можно сказать, ручей), для людей уже не было пути назад. Выходили они за эти ворота только для работы на заводах, которые были расположены на территории эсесовцев. Сохранилась часть перрона и путей, по которым перевозили товар и людей.
Roll-call площадь – пространство между административным зданием и бараками. Каждый день 2 раза (утром и вечером) все заключенные лагеря выстраивались здесь и в полнейшем молчании ждали переклички. Любой шум – наказание, падение – наказание, кого-то не досчитались – наказание всему бараку. Люди умирали, стоя на этой площади, но никто даже не мог им помочь.
Бараки – длинные (100 м) дома. Все они были разрушены после освобождения лагеря американцами в 1945 г., остались только вот такие фундаменты.
Всего в лагере было 35 бараков, в каждом размещалось 200-206 человек. Четыре барака были не жилыми: в двух размещалась больница, еще в двух, изначально, комната отдыха и библиотека.
Сохранились несколько сторожевых вышек.
В конце лагеря практически все религиозные конфессии установили свои мемориалы. Это мемориал католической церкви.
Это – синагога.
А это русская часовня. Находится уже за ограждением в непосредственной близости от крематория.
Крематорий. Сначала крематорий был маленький (построен в 1940 г.) и использовался исключительно в целях кремирования только погибших людей.
Однако уже в 1942 г. был построен большой крематорий с газовой камерой. Использовался, в том числе, для проведения опытов, массовых казней. Наиболее жуткое место.
Газовая камера.
Что порадовало – количество людей совершенно разнообразнейших национальностей, посещающих мемориал. Очень много немцев. Есть русские, причем, как и я, едут самостоятельно, т.к. туристические компании почему-то сюда группы не возят.